Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:55, курсовая работа
Исходя из актуальности тематики, целью работы является: понять сущность налогового правонарушения его отдельные виды, причины и условия правонарушений. Задачами являются:
1) раскрыть понятие налогового правонарушения, его признаки, виды;
2) выяснить причины и пути предотвращения налоговых правонарушений.
Введение
3
1. Налоговые правонарушения: понятие, признаки.
5
2. Виды налоговых правонарушений.
8
3. Пути предотвращения налоговых правонарушений.
18
Заключение.
31
Литература.
33
3) при объяснении правонарушений и их причины необходимо исходить из единства социального и биологического в природе и поведения человека. Вопрос о природе правонарушений и их причине имеет, помимо теоретического, и исключительно большое практическое значение, ибо он определяет пути и средства борьбы с противоправным поведением. "Если решающую роль играют социальные факторы, то, очевидно, и борьба эта должна иметь, прежде всего, социальную направленность... Если же все дело в биологии человека, придется изобретать методы медицинского воздействия на преступников, генетического контроля".
Причинами и условиями налоговых правонарушений могут являться:
- несовершенство законодательства о налогах и сборах, недостаточное теоретическое обоснование правовой базы и недостатки, связанные с деятельностью налоговых органов (правовой и организационный аспекты);
- влияние политической и экономической ситуации в определенный период времени (политический и экономический аспекты);
- естественно-экономического характера (связанные с желанием минимизации расходов, оптимизацией, экономией и др.);
- негативное отношение налогоплательщика к налоговой обязанности и контролирующим органам, недостаток правовой культуры (социальный аспект);
- недостаточная информированность налогоплательщиков, недостаточное взаимодействие налоговых органов с иными государственными органами и техническое оснащение налоговых органов (информационный аспект).
Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности гражданина. В этой обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества.
Однако не все готовы сегодня добросовестно исполнять свои гражданские обязанности и платить налоги. В связи с чем возникает вопрос: почему отдельные граждане не желают исполнять свой конституционный долг и добровольно уплачивать законно установленные налоги и сборы?
Изучение причин и условий, которые способствуют развитию налоговых правонарушений на каждом этапе формирования российского общества, имеет огромное значение для выявления и снижения роста налоговых правонарушений.
Совершение налоговых правонарушений как следствие нежелания уплачивать налоги вызвано не только высоким уровнем налогообложения в России, но и пониженной налоговой способностью организаций и населения, негативными процессами, происходящими в экономике: замедлением темпов роста уровня производства на почве высокой себестоимости, наличием неснижающейся инфляции, ростом неплатежей в бюджет, недостатком оборотных средств у хозяйствующих субъектов, вывозом и "тенизацией" капитала.
Изучение причин и условий различных деяний позволяет глубоко понять их природу и противопоставить им сознательно разработанные профилактические мероприятия.
Политические причины уклонения от уплаты налогов связаны с регулирующей функцией налогообложения: посредством его государство проводит ту или иную социальную или экономическую политику. Лица, против которых направлена такая политика, путем неисполнения норм налогового законодательства оказывают определенное противодействие господствующей группе. Уровень налоговой дисциплины зависит от общей политической ситуации в стране. В периоды резкого обострения кризиса государственной власти в России отмечается резкое снижение собираемости налогов из-за массового неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
Причины экономического характера обусловлены и самой налоговой системой. Основным источником бюджетных доходов являются налоги, доля которых в доходной части бюджета неуклонно растет. Бесспорно, финансовое положение налогоплательщиков достаточно часто является определяющим фактором совершения налоговых преступлений. В этом случае налогоплательщики сопоставляют выгоду от уклонения от уплаты налогов и возможные отрицательные последствия. Если с материальной точки зрения уклонение себя оправдывает, то налогоплательщик, скорее всего, уплачивать налоги не станет. Снижение налоговой способности субъектов налогообложения следует расценивать как одну из важных экономических причин уклонения от уплаты налогов.
Чрезмерно тяжелое налоговое бремя в России, как правило, называется в числе основных причин массового уклонения от уплаты налогов. В последнее время имеет место такая точка зрения, что причина налоговых правонарушений кроется совсем не в величине налогового бремени, которое в России по сравнению с другими странами мира, например Швецией, Финляндией (где доля налогов с доходов доходит до 50%), значительно меньше. Все дело в государственном подходе, демократических началах и механизме распределения в этих странах и в России. Каждый гражданин Швеции и Финляндии точно знает, куда и на что идут его налоги. Каждый швед уверен в том, что в случае болезни он получит реально бесплатную медицинскую помощь и лекарства на лечение. Каждый швед, каждый финн знает, что он получит достойное материальное обеспечение в старости, чем не может похвастаться россиянин.
Отдельные авторы среди причин налоговых правонарушений выделяют социальные условия. Социальные конфликты общего плана, приводящие к совершению правонарушений, могут отражать как недовольство человека своим социальным статусом, обстановкой в трудовом коллективе, так и определяться социальным бытием человека. Например, конфликты в семье, когда сложившаяся финансовая проблема в семейных отношениях (недостаточность денег на неотложные нужды) может повлиять (стать мотивом) неуплаты налога, поисков путей занижения налогооблагаемой базы и др.
Одновременно и причиной, и следствием уклонения от уплаты налогов следует признать внебанковский оборот наличных денежных средств. Законодательство о налогах и сборах допускает наличную форму расчета между предприятиями. Центральный банк РФ дал официальные разъяснения в письме от 4 декабря 2007 г. N 190-Т о предельном размере расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами и расходов наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя. ЦБ РФ введены ограничения расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одному платежу. При этом под термином "один платеж" понимаются расчеты наличными деньгами одного юридического лица с другим юридическим лицом за приобретаемые товарно-материальные ценности в один день по одному или нескольким денежным документам в сумме до 2 млн. руб.
К причинам технического характера относятся несовершенство форм и методов налогового контроля. Сюда можно отнести как несовершенство внешнего контроля со стороны налоговых органов и иных контролирующих структур, когда все технические операции осуществляются вручную, с использованием лишь калькулятора, так и несовершенство (отсутствие) технической оснащенности непосредственно налогоплательщиков. Здесь же: несовершенство применяемой налогоплательщиками контрольно-кассовой техники (ККТ); необеспеченность персональными компьютерами (ПК) и программами по учету, хранению и передаче данных бухгалтерского и налогового учета; отсутствие на многих предприятиях налогоплательщиков высококвалифицированных кадров, способных работать с новейшими ПК и разработанными и предлагаемыми для внедрения налоговыми органами программами, необходимыми для автоматизации учета первичной документации; неприменение многими предприятиями в своей деятельности считывающих, запоминающих и иных устройств, в том числе в связи с их дороговизной и отсутствием подготовленных кадров по их эксплуатации и ремонту.
Правовой аспект причин налоговых преступлений: проводимая налоговая политика и особенности налоговой системы.
Важнейшим фактором является чрезмерная налоговая нагрузка на налогоплательщиков. Возрастание налоговой нагрузки обусловлено множеством частных факторов, среди которых неспособность государства обеспечить эффективный контроль над расходами бюджета (постоянное увеличение расходов побуждает государство повышать уровень налогообложения); негативная практика предоставления льгот на федеральном и особенно на местном уровне власти. Льготами пользуется ограниченное число предприятий, следовательно, вся недобираемая сумма доходной части перекладывается на других налогоплательщиков; отмена инвестиционной льготы. Значимым криминогенным фактором и причиной теневой экономики является неэффективность налоговой политики, направленная, прежде всего, на осуществление фискальных, а не стимулирующих функций. Сокрытие доходов становится естественным способом самозащиты тех, кто стремится развивать свою финансово-хозяйственную деятельность.
Несмотря на кодификацию законодательства о налогах и сборах, в правоприменительной практике налоговые органы опираются на огромное количество актов подзаконного характера: инструкций, писем, разъяснений, исходящих не только от Федеральной налоговой службы, но и от Минфина России, ЦБ РФ, судов и т.д. Дополнительные трудности создают постоянно вносимые изменения в действующее законодательство о налогах и сборах.
В настоящее время нормативно-правовая база по вопросам налогообложения включает в себя большое число законов, указов, постановлений, инструкций и разъяснений. Имеет место несогласованность многих налоговых законов с ранее принятыми законодательными актами. Отдельные положения были недостаточно сформулированы, в результате чего возникла возможность их двойного толкования. Правовую причину налоговых правонарушений большинство ученых считает определяющей, первостепенной.
К правовым относятся причины и условия, связанные с деятельностью налоговых органов, такой их специфический вид, как "недостаток нормативного обеспечения профилактической деятельности налоговых органов". Это связано с тем, что предпринимаемые налоговыми органами меры носят в основном рекомендательный характер и не подкреплены какими-либо реальными мерами правового воздействия в отношении должностных лиц, не обеспечивают устранения причин и условий, способствующих совершению налоговых правонарушений.
В настоящее время деятельность налоговых органов, направленная на предупреждение и предотвращение налоговых правонарушений, определена положениями налогового законодательства в рамках правовой процессуальной формы. В законодательной практике закреплены инструменты и формы налогового контроля, а также их специфические особенности применительно к различным объектам налогового контроля.
Сегодня формы, мероприятия, методы налогового контроля юридически закреплены и обладают определенным правовым статусом. Однако такая жесткая регламентация не всегда “играет на руку” налоговым органам. Несоблюдение регламентированного порядка контрольной деятельности может привести к значительным правовым последствиям в виде последующей отмены решений, принятых по результатам налогового контроля.
Под налоговым контролем понимается деятельность, проводимая представителями уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, посредством налоговых проверок, объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в иных формах (ст. 82 НК РФ).
Реализация налогового контроля ограничивается компетенцией должностных лиц и формами его проведения, список которых не является исчерпывающим. Средства, формы и методы получения доказательств регламентированы налоговым законодательством.
По сути, налоговый контроль является целью для налоговых органов, а осуществляемые мероприятия фактическими действиями по его реализации и достижению поставленной цели. Проводимые налоговыми органами контрольные мероприятия можно подразделить на подготовительные, основные и вспомогательные (дополнительные).
Подготовительными налоговыми мероприятиями являются действия уполномоченных органов по сбору информации для выявления допущенных налогоплательщиком нарушений законодательства о налогах и сборах. Такие мероприятия реализуются налоговым органом в целях отбора налогоплательщиков для осуществления основных мероприятий налогового контроля в виде камеральных и выездных налоговых проверок. Полученная информация анализируется, систематизируется налоговым органом. По результатам такого анализа принимается решение о проведении предусмотренных законодательством контрольных мероприятий.
Предварительный анализ информации о налогоплательщике предшествует основным контрольным мероприятиям и позволяет предупредить нарушение налогового законодательства, а также помочь налогоплательщикам в организации учета и отчетности.
Порядок подготовительных мероприятий подробно изложен в Регламенте планирования и подготовки выездных налоговых проверок (утв. приказом МНС России от 18.08.2003 № БГ-4-06/23дсп), в приказе МНС России от 17.11.2003 № БГ-3-06/627 “Об утверждении Единых требований к формированию информационных ресурсов по камеральным и выездным налоговым проверкам” и приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3- 06/333 “Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок”.
Как уже отмечалось, в качестве основных мероприятий налогового контроля можно выделить камеральные и выездные налоговые проверки. Иные мероприятия налогового контроля могут быть как вспомогательными, так и дополнительными.
Совокупность выявленных в процессе проведения указанных мероприятий фактических данных, на основе которых могут быть установлены обстоятельства наличия или отсутствия в действиях конкретного налогоплательщика налогового правонарушения, являются доказательствами по делу о налоговом правонарушении.
В подп. 5 п. 2 ст. 1 НК РФ законодатель разделил формы и методы налогового контроля. Однако если формы налогового контроля напрямую установлены НК РФ, то методы налогового контроля четко не отражены. Формы и методы налогового контроля в ходе практической деятельности применяются неразрывно друг с другом и иногда совпадают.
Реализация контрольной деятельности происходит лишь путем применения уполномоченными органами соответствующих методов контроля.
Информация о работе Налоговые правонарушения и пути их предотвращения