Налоговое правоотношение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:33, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение налоговых правоотношений.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные понятия и признаки налоговых правоотношений;
изучит классификацию налоговых правоотношений;
дать полную характеристику структуры налоговых правоотношений;
сделать определенные выводы.

Содержание

ГЛАВА I. Налоговые правоотношения: сущность, признаки и виды.
1.1 Понятие и содержание налоговых правоотношений
1.2. Виды налоговых правоотношений
ГЛАВА II. Структура налоговых правоотношений.
2.1. Объект налоговых правоотношений.
2.2.Участники налоговых правоотношений
2.3. Содержание налоговых правоотношений

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (6).docx

— 58.51 Кб (Скачать)

Налоговые правоотношения пассивного типа –  это отношения, выражающие статическую  функцию права. Они складываются на основе управомачивающих и запрещающих налогово-правовых норм, рассматриваемых в единстве. Данный тип правоотношений характеризуется тем, что положительные действия совершаются управомоченным, а на обязанное лицо возлагается обязанность пассивного содержания, т.е. воздержаться от совершения каких-либо действий и не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении его права.

Охранительные налоговые правоотношения "возникают  тогда, когда нарушены права и  не исполнены обязанности, когда  права и интересы участников правоотношений или каждого лица, всего общества нуждаются в правовых мерах защиты со стороны государства"4. Они являются вспомогательными по отношению к регулятивным налоговым правоотношениям. К налоговым правоохранительным правоотношениям относятся те, которые возникают в связи с нарушениями регулятивных налогово-правовых норм. Учитывая то, что задачей охранительных норм является защита права управомоченного лица, заложенного в регулятивной норме, следует, что в налоговых охранительных правоотношениях реализуется санкция юридической нормы, обеспечивающая защиту права государства на часть имущества налогоплательщика, получаемого в виде налога (сбора).

         Налоговые правоотношения подразделяются также на имущественные и организационные. Понятие имущественных и организационных отношений достаточно глубоко исследовано в литературе, в первую очередь, по вопросам гражданского и административного права. Как отмечает Ю.К.Толстой, именно исходя из деления правоотношений на имущественные и организационные, в середине прошлого столетия выдвигались предложения провести размежевание гражданского и административного права, признав, что гражданское право регулирует имущественные, а административное право – организационные отношения, хотя последние и могут быть направлены на имущественные цели.5

         Имущественный характер налоговых правоотношений следует как из содержания налоговой обязанности, закрепленной в ст.57 Конституции РФ, так и из самого определения налога, данного вст.8 НК РФ. Данная черта выделяется практически всеми специалистами по финансовому и налоговому праву, а также отмечалась Конституционным Судом РФ.

Под организационными правоотношениями понимаются такие "построенные  на началах координации и субординации социальные связи, которые направлены на упорядочение (нормализацию) иных общественных отношений, действий их участников, либо формирование социальных образований"6.

         Организационные налоговые отношения носят вспомогательный характер по отношению к имущественным налоговым отношениям, которые следует считать "организуемыми налоговыми отношениями". К организационным налоговым правоотношениям относятся все правоотношения, которые не связаны непосредственно с выполнением налогоплательщиком его обязанности по внесению налога в бюджет, но служат в качестве вспомогательных для выполнения этой цели.

Таким образом, представляется возможным  определить налоговые правоотношения как организационно-имущественные.

ГЛАВА II. Структура налоговых правоотношений.

 

2.1. Объект налоговых  правоотношений. 

         Объект правоотношения не включается в его структуру. Он находится за рамками налогового правоотношения. Объекты налоговых правоотношений могут быть подразделены на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.

         Отделимые объекты – это такие, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа налоговых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира.

         Неотделимые объекты – те, которые не зафиксированы в нормах налогового права, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования и представляют собой результат деятельности субъектов налогового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.

         К отделимым объектам налоговых правоотношений относятся: налоги; сборы; налоговый кредит; инвестиционный налоговый кредит; штрафы; недоимки; пени; отсрочки и др.

         К неотделимым – налоговый контроль как явление, представляющее собой результат деятельности налоговых органов, осуществляющих его в ходе налогово-контрольного правоотношения. 
 

2.2.Участники  налоговых правоотношений 

         Субъектами (участниками) налогового правоотношения выступают лица, наделенные субъективными налоговыми правами и обязанностями, и фактически участвующие в конкретном налоговом правоотношении. Вступая в налоговое правоотношение, субъект налогового права реализует свою правосубъектность.

         В соответствии со ст. 9 НК РФ к участникам налоговых правоотношений относятся:

1) организации  и физические лица, признаваемые  налогоплательщиками или плательщиками  сборов;

2) организации  и физические лица, признаваемые  налоговыми агентами;

3) налоговые  органы (федеральный орган исполнительной  власти, уполномоченный по контролю  и надзору в области налогов  и сборов, и его территориальные  органы);

4) таможенные  органы (федеральный орган исполнительной  власти, полномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ);

5) государственные  органы исполнительной власти  и исполнительные органы местного  самоуправления, другие уполномоченные  ими органы, должностные лица  и организации, осуществляющие  в установленном порядке прием  от налогоплательщиков (плательщиков  сборов) денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) в бюджеты (далее – сборщики налогов и сборов);

6) органы  государственных внебюджетных фондов.

Высказано мнение, согласно которому ст.9 НК РФ содержит исчерпывающий субъектный состав участников налоговых правоотношений, а такие  лица, как свидетели, эксперты, банки  и др., будучи наделенные Налоговым кодексом определенными правами и обязанностями, не являются субъектами налоговых правоотношений, поскольку их участие носит эпизодический характер и (или) они не имеют собственного интереса в отношениях по уплате и взиманию налогов.7

С данной позицией согласиться нельзя, поскольку  налоговое законодательство наделяет указанные лица налоговой правосубъектностью, определяет совокупность их прав и обязанностей. Конкретное лицо следует рассматривать в качестве субъекта правоотношения не в зависимости от "эпизодичности" его участия в нем, а от наличия самого факта реализации своей правосубъектности при вступлении в данное правоотношение.

         На мой взгляд, перечень участников, указанный в ст.9 НК РФ не исчерпывает субъектный состав налоговых правоотношений. Следует согласиться с мнением авторов, выделяющих в налоговых правоотношениях в качестве обязательного субъекта государство, поскольку налоговая обязанность у налогоплательщика возникает именно перед государством, а не его органами. Именно в отношениях между плательщиком и государством удовлетворяется имущественный интерес публичного субъекта за счет изъятия в денежной форме части имущества физического лица или организации.8

         Государство и лица, указанные в ст.9 НК РФ, в первую очередь относятся к субъектам налоговых материальных правоотношений. В теории налогового права существует подход, согласно которому исходя из правосубъектности противоположных сторон налогового правоотношения производится деление субъектов налоговых правоотношений на публичных и частных.Исходя из того, что в налоговом правоотношении обязательно присутствует публичный субъект, наделенный властными полномочиями, налоговое правоотношение является властеотношением.

Наиболее  полной и логичной представляется классификация, предложенная И. И. Кучеровым, выделившим следующие группы участников:10

1) субъекты, наделенные компетенцией по установлению  и введению налогов (органы  представительной власти). Согласно  принципу разделения властей  прерогативой представительных  органов власти (органов законодательной  власти Российской Федерации,  ее субъектов и административно-территориальных  образований) являются установление  и введение в действие налогов  и сборов (ст. 71, 72, 132 Конституции  РФ). При этом согласно ст. 104 Конституции  РФ законопроекты о введении  или отмене налогов, освобождении  от их уплаты, другие законопроекты,  предусматривающие расходы, покрываемые  за счет федерального бюджета,  могут быть внесены только  при наличии заключения Правительства  РФ;

2) субъекты, на которых в соответствии  с законодательством о налогах  и сборах возложена обязанность  по уплате налогов (сборов) в  бюджет или внебюджетный фонд (налогоплательщики и плательщики  сборов). К их числу относятся  организации и физические лица, на которых в соответствии  с налоговым законодательством  возложена обязанность по уплате  соответственно налогов и (или)  сборов;

3) субъекты, содействующие уплате налогов  и сборов (налоговые агенты, банки  и сборщики налогов).

         Налоговыми агентами являются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов (ст. 24 НК РФ).

         Банками в соответствии с законодательством о налогах и сборах признаются кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление банковских операций, обязанные в соответствии с законодательством о налогах и сборах исполнять платежные поручения своих клиентов – налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов о перечислении налогов и сборов, а также решение налогового органа о взыскании налогов за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке установленной законодательством очередности (ст. 60 НК РФ).

         Сборщиками налогов и (или) сборов являются государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица и организации, которые осуществляют прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет. Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах, и (или) сборах (ст. 25 НК РФ);

4) субъекты, содействующие налоговому администрированию  (органы регистрации, эксперты, специалисты,  переводчики, понятые и свидетели).

         К органам регистрации относятся:

• органы, которые осуществляют регистрацию  организаций и индивидуальных предпринимателей;

• органы, лицензирующие деятельность частнопрактикующих нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские  кабинеты;

• органы, регистрирующие физических лиц по месту  жительства;

• органы, осуществляющие регистрацию актов  гражданского состояния физических лиц;

• органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию  недвижимого имущества;

• органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные  учреждения;

• органы (учреждения), уполномоченные совершать  нотариальные действия и частнопрактикующие нотариусы;

• органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию  пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими  ресурсами (ст. 85 НК РФ).

         Обязанностью указанных органов является, в частности, предоставление налоговым органам информации, необходимой для взимания налогов и осуществления налогового контроля.

         Экспертами признаются лица, обладающие специальными познаниями в науке, искусстве, технике или ремесле, которые необходимы для разъяснения вопросов, возникающих в процессе осуществления налогового контроля (ст. 95 НК РФ).

         Специалистами являются лица, обладающие специальными знаниями и навыками, не заинтересованные в исходе дела, которые привлекаются в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (ст. 96 НК РФ).

Информация о работе Налоговое правоотношение