Налоговая тайна

Автор: w*****@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что в Российской Федерации налоги и финансы на первом месте. Поскольку определённые операции, связанные с налогами и финансами, обеспечивают государству стабильное существование и обеспечение потребностей государства. Цель работы анализ налоговой тайны в сфере финансового права. Изучение подводных камней и выделение саамы важных составляющих в данной отросли права. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:1) определение понятия налоговой тайны; 2) Случаи разглашения налоговой тайны; 3)принцип налоговой публичности; 3) ответственность за разглашение налоговой тайны. При написании работы применяются методы исследования, помощниками в написание работы являются труды отечественных авторов. Объект исследования в данной работе являются общественные отношения, связанные с налогами. Предмет исследования теоретической и практической нормы права регулирующую деятельность государства. Курсовая работа состоит из: 1) общая характеристика налоговой тайны. 2)лица имеющие доступ к налоговой тайне.

Содержание

Введение
1.1Определение налоговой тайны……………………………………………….4
1.2Содержание налоговой тайны…………………………………………..…5-8
2.1Режим хранения сведений, составляющих налоговую тайну…………..9-10
2.2Случаи разглашения налоговой тайны………………………………....10-12
2.3 Разглашение налоговой тайны………………………………………….13-14
2.4 Ответственность за разглашение и незаконное использование сведений, составляющих налоговую тайну……………………………………………….15-18
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 49.47 Кб (Скачать)

        Госслужащие хотели узнать не только названия и адреса кредитных учреждений, но и номера счетов. Инспекторы предоставили Росрезерву лишь перечень банков, сославшись на то, что остальная информация составляет налоговую тайну. Представители агентства обратились в суд. Суд первой инстанции отказал Росрезерву, считая, что инспекция руководствовалась специальным порядком представления сведений (приказ МНС РФ от 3 марта 2003 г. № БГ-3-28/96). Апелляционная инстанция постановила, что инспекция должна была передать агентству полную информацию, иначе Росрезерв не сможет взыскать деньги с должника. А кассационная инстанция, в свою очередь, отменила постановление апелляционной. Ведь налоговую тайну можно разглашать только в установленных федеральными законами случаях. А таких законов, которые предусматривают выдачу налоговой тайны взыскателям, не существует (постановление ФАС Центрального округа от 29 июня 2004 г. по делу № А68-АП-333/12-03). Таким образом, должностные лица, которые хранят налоговую тайну, не вправе разглашать ее, кроме законодательно закрепленных случаев (п. 2 и п. 3 ст. 102 НК РФ). К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу при исполнении им своих обязанностей. Если документы, содержащие налоговую тайну, будут утеряны, то за это чиновники будут нести ответственность (ст. 284 УК РФ). Естественно, разглашение налоговой тайны также не останется безнаказанным (ст. 283 УК РФ, 138 и 139 ГК РФ).  
Кстати, порядок получения сведений, составляющих налоговую тайну, есть и для компаний. Даже если фирма запросить информацию, например, о своих банковских счетах, то налоговые органы могут ей отказать. Такое возможно, если в ЕГРЮЛ нет записи об «интересующемся» учредителе (постановление ФАС Поволжского округа от 8 июня 2004 г. по делу № А06-160У/4-21/04). В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках, правоохранительным органам при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и убедительно доказать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо.
Простая мечта не для меня. Я люблю с вою страну.

Журнал  «Консультант» статья Налоговые  «Секреты могут быть опасны».

 

                                                                                                                                                                                   
 
 

Случаи  разглашения налоговой  тайны.

Случаи  разглашения налоговой тайны на основании федеральных законов можно разделить по классификации соответствующих законов, выделены три группы основных федеральных законов:1) федеральные законы, прямо предусматривающие обязанность налоговых органов по разглашению сведений, составляющих налоговую тайну: ФЗ РФ от 11.01.1995г. № 4-ФЗ “О счётной палате РФ”, ФЗ РФ от 21.07.1997г. № 119-ФЗ “Об исполнительном производстве”, ФЗ РФ от 20.12.2002г.№ 175-ФЗ “О выборах депутатов Государственной думы, Федерального собрания РФ” и др.; 2) федеральные законы, которые содержат общие норма об информационном взаимодействии различных органов государственной власти: ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ, ФЗ РФ от 03.04.1995г. “О федеральной службе безопасности” и др.; 3) федеральные законы, предоставляющие органам государственной власти полномочия по конкретизации процедуры разглашения правообязанными лицами налоговой тайны: ст. 10 ТК РФ, ст. 82 НК РФ и др. В настоящее время ФЗ РФ от 02.02.2006г. № 19-ФЗ в ст. 32 НК РФ введён п. 8, согласно которому налоговые органы обязаны предоставлять по запросу государственного или муниципального заказчика, по запросу органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления информацию о наличии задолженности юридического или физического лица по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, об обжаловании наличия такой задолженности и о результатах рассмотрения жалоб в срок не позднее десяти дней со дня поступления такого запроса. Данное нововведение существенно расширяет случаи разглашения налоговой тайны, вызвано оно принятием ФЗ РФ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, который обязывает государственные органы распределять заказы только через конкурсы. Участвовать в них могут только кандидаты, не имеющие налоговой задолженности, поэтому государственным органам предоставлено право, делать указанные запросы. Однако сфера российского бизнеса не поддерживает вышеупомянутые поправки в НК РФ, т.к. в законе не говорится, что испрашивать можно только о тех компаниях или гражданах, кто подал заявку на участие в конкурсе. Следовательно, можно требовать информацию о задолженности любого юридического или физического лица. Таким образом, как будет действовать указанная норма, покажет правоприменительная практика.  Органы налоговой службы представляют сведения о налогоплательщике, составляющие налоговую тайну, без получения письменного разрешения налогоплательщика в следующих случаях: 1. правоохранительным органам в пределах их компетенции, установленной законодательными актами Республики Казахстан, по запросам об исполнении лицами, совершающими налоговые правонарушения и преступления, налогового обязательства, обязанности налогового агента в порядке, установленном настоящим Кодексом, в целях преследования их по закону; 2. суду в ходе рассмотрения дел об определении налогового обязательства налогоплательщика, обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов в порядке, установленном настоящим Кодексом, или ответственности за налоговые правонарушения и преступления; 3. судебному исполнителю в пределах его компетенции, установленной законодательными актами Республики Казахстан, при исполнении исполнительных документов с санкции суда, а по исполнительным документам, выписанным на основании вступивших в законную силу судебных актов, без санкции суда. Порядок представления таких сведений устанавливается уполномоченным органом совместно с уполномоченным государственным органом по обеспечению исполнения исполнительных документов; 4. центральному уполномоченному органу по государственному планированию. Центральный уполномоченный орган по государственному планированию утверждает перечень должностных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну; 5. уполномоченному государственному органу по финансовому мониторингу. Уполномоченный государственный орган по финансовому мониторингу утверждает перечень должностных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну; 6. лицу, привлеченному к проведению налоговой проверки в качестве специалиста; 7. налоговым или правоохранительным органам других государств, международным организациям в соответствии с международными договорами (соглашениями) о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами, одной из сторон которых является Республика Казахстан, а также договорами, заключенными Республикой Казахстан с международными организациями; 8. уполномоченному государственному органу в области охраны окружающей среды в части сведений, содержащихся в налоговой отчетности по плате за эмиссии в окружающую среду; 9. уполномоченному органу в области государственной статистики. Уполномоченный орган в области государственной статистики утверждает перечень должностных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну. Перечень сведений, составляющих налоговую тайну, и порядок их представления устанавливаются уполномоченным органом совместно с уполномоченным органом в области государственной статистики. Легко простить, но трудно забыть того кого любил так долго. 
 
 

1.Корогодин  В.И., Корогодина В.Л. Информация  как основа жизни. Дубна, 2000. С. 3. 

Разглашение налоговой тайны.

Под разглашением налоговой  тайны понимается предание сведений огласке (в том числе путем утраты документов), в результате которой они стали известны посторонним лицам, т.е. лицам, не являющимся должностными лицами органов, перечисленных в ст. 102 НК РФ, специалистами или экспертами. Разглашением также должно признаваться несоблюдение режима хранения и доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, вследствие чего сведения стали известны третьему лицу. Налоговая тайна не подлежит разглашению специалистами, привлеченными к проведению налоговой проверки, как при исполнении ими своих обязанностей при проведении налоговой проверки, так и после завершения их выполнения. Утрата документов, содержащих налоговую тайну налогоплательщика, также является одним из оснований привлечения к ответственности. Утратой является любое выбытие документов из обладания ответственного органа.                               Теперь обратим внимание на те нормы которые являются налоговой тайной . 1.разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия сведений которые составляют налоговую тайну ;  2. идентификационный номере налогоплательщика;  3. нарушение законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4. представляемые налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами (в части представления этим органам). Как пишет Фатьянов А.А раньше в этот перечень входил пункт и был обоснованно исключен,  касался он сведений об уставном капитале налога плательщика. Причинна исключения данной нормы является то, что   уставные документы, в которых они находят отражение, являются общедоступным информационным ресурсом, связанным с налоговой тайной. Таким образом, согласно статье 183 УК РФ, к разглашению налоговой тайны относятся: 1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом - 
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. 
2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, - 
наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет. 
3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет. 
4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.
Мне больно видеть, как жару.

1.А.А.  Фатьянов статья «Налоговая тайна как одно из правовых средств защиты экономических прав субъектов предпринимательской деятельности»

 

  Ответственность за разглашение и незаконное использование сведений, составляющих налоговую тайну. 

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы много разнообразной информации, в том числе и в электронном виде. При этом плательщики рассчитывают, что эти сведения останутся конфиденциальными и не будут сообщены посторонним лицам. Секретность информации гарантируют меры ответственности, предусмотренные за нарушения в этой сфере. К налоговой тайне относятся любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (п. 1 ст. 102 НК РФ). Не считается тайной информация, разглашенная налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия. Также не охраняются сведения об идентификационном номере налогоплательщика и о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения (подп. 1-3 п. 1 ст. 102 НК РФ). Налогоплательщики имеют право требовать соблюдения налоговой тайны (подп. 13 п. 1 ст. 21 НК РФ). В свою очередь налоговые органы обязаны эту тайну хранить (подп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ). Не будет считаться разглашением предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация. А также по соглашениям о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).  В отличие от этого будет являться разглашением налоговой тайны использование или передача должностным лицом налогового органа другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика (п. 1 ст. 102 НК РФ). Ответственность в этом случае наступит, если эти сведения стали известны сотруднику налогового органа при исполнении им своих обязанностей. Также отвечать налоговики будут за утрату документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений (п. 4 ст. 102 НК РФ). За разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрена административная и уголовная ответственность. Административным штрафом в размере от 4000 до 5000 рублей наказывается сообщение подобной информации лицом, получившим к ней доступ в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

Более суровые меры ответственности предусмотрены Уголовным кодексом для лиц, незаконно разгласивших или использовавших сведения, составляющие налоговую тайну, без согласия их владельца. Такая информация должна быть доверена этим лицам или стать известной по службе или работе. За подобные нарушения сотруднику налогового органа грозит штраф в размере от 10000 до 20000 рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Либо лишение свободы на срок до трех лет (ч. 2 ст. 183 УК РФ). Если же такие действия причинили крупный ущерб или были совершены из корыстной заинтересованности, штраф составит от 20000 до 50000 рублей. Также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 183 УК РФ). Ну а если разглашение налоговой тайны повлекло за собой тяжкие последствия, то сотруднику налогового органа грозит лишение свободы на срок до десяти лет (ч. 4 ст. 183 УК РФ). В части 3 статьи 183 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконное собирание, разглашение и использование сведений, составляющих коммерческую тайну, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности. На практике под ущербом в данном случае понимаются большие материальные убытки, понесенные хозяйствующим субъектом в конкурентной борьбе, вызванные спадом производства, необходимостью его переориентации, уменьшением клиентуры, потерей рынков сбыта и т. д. Крупный ущерб определен в примечании к статье 169 УК РФ и должен превышать 250 тыс. руб.

    Приведём пример: В конце феврале 2007 года из ООО «С», где был установлен режим налоговой тайны, уволились два менеджера по продажам А. и Б.. После их увольнения обнаружилось, что из офиса компании пропала клиентская база (на бумажных носителях), то есть информация, составляющая налоговую тайну предприятия. Руководство ООО «С» обратилось в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела по статье 183 УК РФ. По результатам предварительного следствия было установлено, что в январе 2007 года А. и Б. учредили собственную компанию – ООО «В» с аналогичной сферой деятельности. Продолжая работать в ООО «С», они значительно завышали цены на продукцию для контрагентов данной компании и взамен счетов ООО «С» предлагали товар по более низким ценам от ООО «В». При заключении договоров с контрагентами в интересах ООО «В» использовались сведения, относящиеся к учетной политике организации (клиентская база, цены на товар, планы поставок товара, условия заключаемых договоров, информация о ценообразовании и предполагаемых скидках, акциях, расчетах цен). Указанные сведения составляли коммерческую тайну ООО «С» и использовались в деятельности ООО «В» в ущерб интересам ее обладателя, что отрицательно влияло на нормальную работу компании, подрывало ее конкурентоспособность на рынке и причинило крупный ущерб на сумму свыше 250 тыс. руб. (расчет которого был представлен на основании документов бухучета). В ходе обыска, проведенного сотрудниками Железнодорожного РУВД г. Екатеринбурга в помещении ООО «В», в ноутбуках А. и Б. была обнаружена программа 1С с регистрами бухучета и внутренней бухгалтерской отчетности, принадлежащих ООО «С». Также были найдены и изъяты бумажные документы с клиентской базой и иными вещественными доказательствами. Органами предварительного следствия действия А. и Б. были квалифицированы по части 1 и части 3 статьи 183 УК РФ – как собирание сведений, составляющих коммерческую тайну, путем похищения документов и разглашение, и использование сведений, составляющих коммерческую тайну, причинившие крупный ущерб и совершенные из корыстной заинтересованности. Часть статьи 183 УК РФ определяет другой квалифицирующий признак незаконного разглашения и использования сведений, составляющих налоговую тайну, – наступление тяжких последствий. Тяжкие последствия применительно к данному преступлению в научных кругах понимаются более широко, чем причинение материальных убытков. Это может быть банкротство и ликвидация организации, банкротство индивидуального предпринимателя, причинение серьезного вреда здоровью людей, самоубийство потерпевшего и т. п. – если такие последствия находятся в причинной связи с незаконным разглашением или использованием указанных сведений. По мнению автора, в чистом виде данный состав преступления практически невозможен. Его можно встретить только в совокупности с другими преступлениями, например со статьей 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями». При выявлении факта незаконного разглашения или использования коммерческих секретов или в случае наличия оснований полагать, что таковые оказались в руках конкурента, не следует ограничиваться проведением служебного расследования. Пока доказательства еще возможно собрать, стоит обратиться за содействием к правоохранительным органам. Если «секретные» сведения похищены. Необходимо обратиться с заявлением в правоохранительные органы – РУВД или прокуратуру по месту фактического нахождения организации. В заявлении на имя начальника РУВД или прокурора нужно подробно изложить все обстоятельства исчезновения носителей с информацией, составляющей коммерческую тайну. К заявлению следует приложить объяснения очевидцев (например, сотрудников компании, которые видели, как бывший работник после увольнения выносил документы с «секретной» информацией). Этих лиц следователь сможет в дальнейшем допросить в качестве свидетелей. Кроме того, к заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие, что в организации действует режим коммерческой тайны, а также другие документы (копии приказа директора, положения о налоговой тайне, обязательств о неразглашении налоговой тайны со стороны нарушителя, копию его трудового договора и т. д.). Если есть подозрения, что коммерческий секрет использует конкурент. В данном случае также необходимо обратиться с заявлением в правоохранительные органы – РУВД или прокуратуру по месту фактического нахождения организации. В заявлении следует сообщить о наличии у обладателя подозрений о незаконном использовании коммерческого секрета и просить о проведении документальной проверки финансово-хозяйственной деятельности предполагаемого злоумышленника. Данное мероприятие предусмотрено пунктом 25 статьи 11 Закона от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции». Если в отношении руководителя организации-нарушителя будет возбуждено уголовное дело, имеет смысл ходатайствовать о проведении обыска в ее помещениях. В этом случае велика вероятность, что сотрудники правоохранительных органов найдут при обыске документы со сведениями, составляющими налоговую тайну пострадавшей компании. Соответственно, будет больше шансов привлечь злоумышленников к уголовной ответственности. Завершая рассмотрение проблем привлечения к уголовной ответственности за незаконные действия с «секретной» информацией, следует отметить, что в настоящее время уголовный закон в достаточной степени позволяет защитить интересы предпринимателя в сфере охраны налоговой тайны. Главная задача связана не с совершенствованием законодательства в этой области, а с распространением судебной практики по В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках, правоохранительным органам при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и убедительно доказать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо. УК РФ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Налоговая тайна