Налоговая тайна

Автор: w*****@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что в Российской Федерации налоги и финансы на первом месте. Поскольку определённые операции, связанные с налогами и финансами, обеспечивают государству стабильное существование и обеспечение потребностей государства. Цель работы анализ налоговой тайны в сфере финансового права. Изучение подводных камней и выделение саамы важных составляющих в данной отросли права. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:1) определение понятия налоговой тайны; 2) Случаи разглашения налоговой тайны; 3)принцип налоговой публичности; 3) ответственность за разглашение налоговой тайны. При написании работы применяются методы исследования, помощниками в написание работы являются труды отечественных авторов. Объект исследования в данной работе являются общественные отношения, связанные с налогами. Предмет исследования теоретической и практической нормы права регулирующую деятельность государства. Курсовая работа состоит из: 1) общая характеристика налоговой тайны. 2)лица имеющие доступ к налоговой тайне.

Содержание

Введение
1.1Определение налоговой тайны……………………………………………….4
1.2Содержание налоговой тайны…………………………………………..…5-8
2.1Режим хранения сведений, составляющих налоговую тайну…………..9-10
2.2Случаи разглашения налоговой тайны………………………………....10-12
2.3 Разглашение налоговой тайны………………………………………….13-14
2.4 Ответственность за разглашение и незаконное использование сведений, составляющих налоговую тайну……………………………………………….15-18
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 49.47 Кб (Скачать)

МОСКОВСКАЯ  ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ 
 

Факультет ______________________________________________ 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  
 

  По  дисциплине__________________________________________________________ 

  Студента _____________________________________________________________________

                                (фамилия,  имя, отчество) 
 
 

      На  тему: ______________________________________________________

           _______________________________________________________________ 
 

      Автор работы:      

      ___________________     ___________________

                 (ФИО)        (подпись) 

      Научный руководитель:     

      ___________________     ___________________

      (ученая  степень, звание, ФИО)      (подпись) 
 

                                                  Дата  сдачи:

                                                  «____»______________200__г. 

                                                  Дата  защиты:

                                                    «____»_____________200__г. 

                                                  Оценка: __________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 г 

Содержание. 

Введение

    1.1Определение  налоговой тайны……………………………………………….4

    1.2Содержание  налоговой  тайны…………………………………………..…5-8

    2.1Режим хранения  сведений, составляющих налоговую  тайну…………..9-10

    2.2Случаи разглашения  налоговой тайны………………………………....10-12

    2.3 Разглашение  налоговой тайны………………………………………….13-14

     2.4 Ответственность за разглашение  и незаконное использование сведений, составляющих налоговую тайну……………………………………………….15-18

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            

          Введение.

         Актуальность темы обусловлена тем, что в Российской Федерации  налоги и финансы на первом месте. Поскольку определённые операции, связанные с налогами и финансами, обеспечивают государству стабильное существование и обеспечение потребностей государства. Цель работы анализ налоговой тайны в сфере финансового права. Изучение подводных камней и выделение саамы важных составляющих в данной отросли права. Для достижения поставленной цели предусматривается решение  следующих задач:1) определение понятия налоговой тайны; 2) Случаи разглашения налоговой тайны; 3)принцип налоговой публичности; 3) ответственность за разглашение налоговой тайны. При написании  работы применяются методы исследования, помощниками в написание работы являются труды отечественных авторов. Объект исследования в данной работе являются общественные отношения, связанные с налогами. Предмет исследования теоретической и практической нормы права регулирующую деятельность государства. Курсовая работа состоит из: 1) общая характеристика налоговой тайны. 2)лица имеющие доступ к налоговой тайне. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                               

      Определение налоговой тайны.

     Определение налоговой тайны составляют любые полученные органом налоговой службы сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:                                                                                                                              1. о сумме налогов и других обязательных платежей в бюджет, уплаченных (перечисленных) налогоплательщиком, за исключением физических лиц;                                                               2. о сумме возврата налогоплательщику из бюджета превышения суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога;                                           3. о сумме налоговой задолженности налогоплательщика;                                     4. о бездействующих налогоплательщиках и налогоплательщиках, признанных лжепредприятиями на основании вступившего в законную силу приговора либо постановления суда;                                                                                                    5. о представлении налогоплательщиком налогового заявления о проведении документальной проверки в связи с ликвидацией;                                                     6. о начисленной налогоплательщику сумме налогов и других обязательных платежей в бюджет, за исключением физических лиц, и мерах ответственности, примененных в отношении налогоплательщика, нарушившего налоговое законодательство Республики Казахстан;                                                                  7. о наличии (отсутствии) регистрации в качестве налогоплательщика нерезидента, осуществляющего деятельность через постоянное учреждение, филиал, представительство или без образования постоянного учреждения в соответствии со статьей 197 Налогового кодекса;                                                       8. о следующих регистрационных данных налогоплательщика: 1)идентификационный номер;                                                                              2)фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица, руководителя юридического лица;                                                                                        3)наименование индивидуального предпринимателя, юридического лица;       4)дата постановки на регистрационный учет, дата снятия с регистрационного учета, причина снятия с регистрационного учета налогоплательщика (налогового агента);                                                                                                       5)дата начала и окончания приостановления деятельности;                    6)резидентство налогоплательщика;                                                                           

1. Статья  с сайта «Налоговый комитет  Министерства финансов Республики  Казахстан»

 

   
 
 

  
 
 

Содержание  налоговой тайны.

    Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике.  Из установленного ст.102  НК РФ положения, следует, что сведения могут быть, прежде всего, любыми по форме - это может быть любая письменная (электронная) информация о налогоплательщике, ставшая известной должностному лицу налогового органа при исполнении им законных полномочий: документ, магнитный диск, видеозапись, фото-кино съемка (ст. 92 НК РФ). По своему содержанию сведения так же могут быть любыми, то есть включать в себя не только сведения, непосредственно связанные с вопросами налогообложения, но и иную информацию, правовая охрана которой предусмотрена различными нормативно-правовыми актами (например, личная, семейная, коммерческая тайны). Одним из важнейших признаков объекта налоговой тайны является то, что сведения, ее составляющие, являются только сведения о лице (налогоплательщике), т.е. это может быть любая информация, относящаяся к конкретному лицу. В литературе приводится классификация конфиденциальных сведений по субъекту ими обладающему на «свои» тайны и «чужие» тайны. «Свои» тайны представляют собой сведения, относящиеся к конкретному лицу, под «чужими» же тайнами понимают сведения, доверенные лицам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (такими лицами могут быть, например, врачи, адвокаты, аудиторы). Налоговую тайну по смыслу ст. 102 НК РФ составляют лишь сведения, относящиеся к конкретному налогоплательщику, которому и предоставляется право требовать соблюдения тайны в отношении этих сведений (ст.21 НК РФ). Другим лицам такое право не предоставляется. Следовательно, «чужие» тайны объектом налоговой тайной быть не могут, сохранность такой информации обеспечивается в режиме иных тайн, предусмотренных законодательством, в частности в режиме профессиональной тайны. Гарантией сохранности такой информации в налоговом законодательстве выступает норма, предусмотренная ст. 82 НК РФ, в соответствии с которой при осуществлении налогового контроля сбор, хранение, использование и распространение налоговыми органами информации о налогоплательщике составляющей профессиональную тайну, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну, признается недопустимым. Основным признаком сведений, составляющих налоговую тайну, отличающим ее от других видов тайн, является то, что сведения о налогоплательщике должны быть получены налоговым органом при исполнении своих полномочий. Сведения о налогоплательщике, полученные должностным лицом не в связи с осуществлением им своих полномочий, налоговой тайной не являются. В этом случае отсутствует само основание отнесения сведений к налоговой тайне, так как любое третье лицо тем же способом может получить такую информацию о налогоплательщике без каких-либо препятствий. Получение налоговым органом информации о налогоплательщике осуществляется в рамках правоотношений, возникающих в силу НК РФ, имеющих публично-правовой характер и основанных на властном подчинении одной стороны другой. В этих правоотношениях налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие истребовать необходимую информацию (ст.31 НК), а налогоплательщику – обязанность ее предоставить (ст.23 НК РФ).   Несоблюдение налогоплательщиком такой обязанности влечет применение к нему мер ответственности, установленных   ст.129 НК РФ. В соответствии со ст.82 НК РФ налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своих полномочий посредством налоговых проверок, получения объяснений от налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а так же в других формах, предусмотренных НК РФ. Любая из перечисленных форм налогового контроля предполагает получение налоговыми органами различной информации о налогоплательщике, источником которой не обязательно будет сам налогоплательщик. Любые сведения, полученные должностными лицами налоговых органов в рамках реализации полномочий по налоговому контролю, являются объектом налоговой тайны. Ст. 24, 85, 86, 90, 93 НК РФ устанавливает обязанность определенных физических лиц и организаций предоставлять сведения о налогоплательщике, известные им. Такая обязанность устанавливается, к примеру, за налоговыми агентами, банковскими организациями, свидетелями. Непредставление налоговым органам информации влечет ответственность в соответствии со  ст.129 НК РФ. Информация, полученная от данных лиц, охраняется в режиме налоговой тайны, но только в той части, в которой она касается непосредственно налогоплательщика.   Ст. 102 НК РФ предусмотрен перечень сведений, которые не являются налоговой тайной (см. выше). В связи с этим перечнем интересно постановление ФАС Западносибирского округа от 14.12.2007 по делу, в котором ИФНС отказала налогоплательщику в сообщении информации о добросовестности его контрагентов, решив, что такой отказ является правомерным, т.к. данные сведения составляют налоговую тайну и имеют специальный режим доступа. Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, ст. 102 НК РФ содержит исчерпывающий перечень сведений, не относящихся к налоговой тайне, согласно которому сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не относятся к налоговой тайне. Запрошенные сведения к налоговой тайне не относятся. Таким образом, из данного решения можно сделать практический вывод – для любого налогоплательщика существует возможность затребовать информацию о добросовестности контрагента у ИФНС. Кроме того, отказ ИФНС влияет на права организации как налогоплательщика на получение налоговой выгоды, в том числе при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента – согласно сложившейся практике, налоговые органы весьма неохотно возмещают НДС налогоплательщикам, чьи контрагенты, оказавшись недобросовестными, данный налог не уплатили. Как правило, даже в свете Постановления Палаты Европейского Суда по правам человека от 22 января 2009 года, где Суд указал, что: «Национальный законодатель вправе предусматривать определённые ограничения во избежание налоговых мошенничеств, но такие меры должны касаться должной осмотрительности налогоплательщиков-покупателей в определённых обстоятельствах и не могут сводиться к отказу в вычете при любой налоговой неисполнительности поставщика», российские налоговые органы относятся к возмещению при указанных обстоятельствах весьма скептически.                                                                                          

     Исходя из сказанного в данном разделе, можно сделать следующие выводы: 1.В ст.102 НК РФ предусмотрен закрытый перечень сведений, исключаемых из объекта налоговой тайны. Вместе с тем, единого критерия разграничения сведений, составляющих налоговую тайну, и сведений, таковой не являющихся, законодателем не предусмотрено Налогоплательщик имеет возможность затребовать информацию о добросовестности контрагента у налоговых органов. С правовой точки зрения тайна рассматривается как предусмотренный законодательством особый режим защиты той или иной информации. Согласно ст.102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике. Сведения о налогоплательщике являются налоговой тайной с момента постановки его на учет в налоговом органе. Налоговые органы, владеющие этой информацией, должны соблюдать режим налоговой тайны, т.е. осуществлять правильное ее хранение, передачу и использование. До настоящего времени среди специалистов нет единого мнения, какую информацию необходимо относить к категории налоговой тайны. Отдельные специалисты не без оснований полагают, что к налоговой тайне следует относить информацию не только о налогоплательщиках, но и об иных лицах - налоговых агентах, банках, представителях и других лицах, которые вправе претендовать на сохранение тайны о них. Поэтому в условиях явного пробела в ст.102 НК РФ в отношении данных лиц вполне позволительно вести речь о профессиональной тайне указанных лиц. Кроме того, из содержания статьи следует, что налоговая тайна, в частности, включает производственную или коммерческую тайну налогоплательщика. Однако, судя по всему, защищаемой в их режимах информацией содержание налоговой тайны не ограничивается. Подобным же образом сконструированы также нотариальная, адвокатская, аудиторская тайны. В юридической литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств, и как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования. Имеется также утверждение, что правовой режим — это одновременно права, обязанности и ответственность; система мер, которая используется для достижения поставленных целей; система правового воздействия, состоящая в специфике приемов регулирования и его механизма. Существует версия, что правой режим есть особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании правовых средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъекта права. Принимая во внимание то, что основной массив информации, составляющей налоговую тайну, является составной частью информационных ресурсов налоговых органов, следует обратиться к анализу соответствующих ведомственных актов ФНС России. Так, порядок предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации, утвержденный приказом МНС России от 3 октября 2000г. №БГ-3-24/346, определяет, что предоставление конфиденциальной информации налоговыми органами осуществляется на основании письменных мотивированных запросов, оформленных на официальных бланках за подписью уполномоченного должностного лица, если иное не предусмотрено законодательством или соглашениями об обмене информацией. Указанные запросы не подлежат исполнению в случаях, когда предоставление конфиденциальной информации не предусмотрено законодательством, совместными соглашениями и приказами ФНС России и сторонних организаций; налоговые органы не располагают в готовом виде запрашиваемыми статистическими или информационно-аналитическими сведениями. Доступ к конфиденциальной информации налоговых органов осуществляется на основании приказа МНС РФ 3 марта 2003г. №БГ-3-28/96 «Об утверждении порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов». Данным приказом, например, не предусмотрена возможность предоставления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, сторонним организациям.                                   

    Конфиденциальная информация, содержащаяся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, предоставляется в порядке, предусмотренном Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков. Например, самим налогоплательщикам предоставляются сведения о них, носящие конфиденциальный характер, в двухмесячный срок после представления установленной законодательством годовой налоговой отчетности за прошедший год. Конфиденциальная информация из реестра предоставляется также правоохранительным и судебным органам в пределах их компетенции с учетом требований законодательства по защите информации. Легко забыть то, что было так давно.

1.Журнал  «Охранная деятельность» статья  Александра Ильина. 
 
 

Режим хранения сведений, составляющих налоговую  тайну.

    В режиме налоговой  тайны, исходя из ее источников, защищается информация о налогоплательщиках и плательщиках сборов, предоставляемая ими самими, налоговыми агентами, органами регистрации и банками налоговым органам, таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам налоговой полиции в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Кроме того, к ней относится информация, получаемая этими органами в процессе осуществления финансового (налогового) контроля, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности и составляющая их профессиональную тайну, а также — передаваемая им в рамках информационного обмена, в том числе международного, контролирующими и правоохранительными органами иностранных государств. Режим налоговой тайны распространяет свою защиту на любую информацию о налогоплательщиках, независимо от того на каком материальном носителе она задокументирована, и на счет какой информационной системы (ресурса) относится. Режим хранения сведений, составляющих налоговую тайну, и доступа к ним устанавливается Министерством РФ по налогам и сборам. Налогоплательщик вправе требовать, чтобы налоговые органы соблюдали порядок хранения налоговой тайны. Кроме того, налогоплательщики вправе осведомиться, какие сведения о них имеются у налоговых органов, и ознакомиться с этими сведениями.                                                                    

         Каждое должностное лицо, желающее получить сведения, составляющие налоговую тайну, должно соблюдать установленный порядок (приказ МНС РФ от 3 марта 2003 г. № БГ-3-28/96 "Об утверждении Порядка мотивом может быть дело в судопроизводстве или оперативно-розыскное, мероприятие.  
Запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям настоящего порядка, не будут исполнены. За выполнение таких заявок предусмотрена уголовная ответственность (ст. 183 УК РФ). Но вопрос о доступе к налоговой тайне неоднозначен и вызывает массу противоречивых толкований. Российское агентство по государственным резервам (Росрезерв) потребовало у налоговой инспекции информацию о банковских счетах и вкладах компании-должника.

Информация о работе Налоговая тайна