Налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 04:30, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой является – на основе структуры налоговой системы рассмотреть пути её реформирования.
Реализация указанной цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:
Рассмотреть правовое регулирование налоговой системы с 1991 г.
Выявить проблемы налогообложения с 1991 г.

Содержание

Введение 4
1 Налоговая система РФ и пути её реформирования 6
1.1. Правовое регулирование 6
1.2. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
12
2 Проблемы налогообложения в 1990-е гг. 17
3 Налоговые органы в 1990-е годы 27
3.1 Реорганизация налоговых органов РФ 27
3.2 Численность 29
3.3 Налоговая полиция 30
4 Пути совершенствования налоговой системы РФ 31
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложения А. Поступление в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды доходов, администрируемых ФНС России за январь-март 2005-2006 гг.

Работа содержит 1 файл

н.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

     

     Усложненность налоговой системы РФ, т.к. на данный момент в России насчитывается вместе с местными налогами свыше 100 различных налогов и сборов. Требуется существенное упрощение налоговой системы страны, при существенном снижении общего числа налогов и сборов. Необходимо отменить ряд "нерыночных" налогов, которые взимаются с выручки, а не с прибыли (это транспортный налог, сбор на содержание жилищного фонда и др.), а также ряд налогов с целевым назначением (налог на пользователей автомобильных дорог для развития дорожного хозяйства, целевые налоги на содержание милиции). Требуется объединение налогов, имеющих сходную налогооблагаемую базу (например, платежей за право пользования природными ресурсами, акцизов на минеральное сырье и платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы). Есть предложение вместо действующих сейчас имущественных налогов ввести  единый налог на недвижимость. Следует отказаться от налогов-двойников, т.е. от одноименных налогов, поступающих в разные бюджеты (например, налог на прибыль. Более оправданным является наличие единых налогов с законодательным разделением долей, зачисляемых в федеральный и территориальные бюджеты. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание  которых превышают сумму собранных налогов.

     Постоянное  изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов (в первую очередь это федеральные регулирующие налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также на некоторые другие).

     Несовершенство  законодательства, противоречивость и  запутанность нормативной базы и  процедур налогообложения, отсутствие оперативной связи исполнительной и законодательной властей, что выражается в первую очередь в затягивании окончательного принятия нового Налогового кодекса. По различным оценкам сейчас в России действует от 600 до 800 различных законов и иных нормативных актов, в той или иной степени затрагивающих налогообложение.

     Требуется их унификация и объединение в  едином своде налоговых законов. Для эффективного взимания налогов  на недвижимость необходимо создание кадастра земли, кадастра недвижимости, автоматизированной системы управления недвижимостью и т.д. Большая доля в структуре сбора налогов различных видов зачетов.

     

     Одной из важных проблем в современной  системе налогообложения является система налоговых ставок, которые  определяют сумму налогового изъятия. Это относится к целому ряду налогов, в первую очередь к налогу на прибыль. Существует интересное предложение ввести (сначала в отдельных регионах) регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка налогообложения понижается. При таком методе понижающая регрессия ставок будет стимулировать не стремление уменьшить или скрыть налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, т.к. чем больше сумма получаемой прибыли, тем меньше ставка налога. Но это требует дополнительного усиления контроля со стороны налоговых органов, налоговой полиции.

     В целом основными направлениями  совершенствования налоговой системы  являются:

  1. обеспечение стабильности налоговой системы;
  2. максимальное упрощение налоговой системы, изъятие из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование;
  3. ослабление налогового прессинга путем снижения налоговых ставок, обеспечение разумного уровня налоговых изъятий;
  4. оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. При этом следует иметь в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствуют о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов;
  5. усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;
  6. приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов;

  1. максимальный  учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью;
  2. совершенствование подоходного налогообложения физических лиц, разработки гибкой шкалы налогообложения с учетом инфляционного процесса;
  3. развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов.

     Реформирование  налоговой системы должно проходить таким образом, чтобы система налогообложения не только не мешала развитию российской промышленности, но и стимулировала повышению конкурентоспособности российской экономики. В этой связи следует отменить налоги, лежащие непомерном грузом на производственных предприятиях. Отмене подлежат, прежде всего, налоги, у которых в качестве объекта налогообложения выступает выручка от реализации товаров (работ, услуг). Руководствуясь   принятыми   на   себя   международными обязательствами, Российская Федерация не должна вводить каких-либо дискриминационных налоговых мер в отношении зарубежных товаров. В целом система налогообложения операций с отечественными и импортными товарами должна быть единой, эта мера направлена на усиление конкуренции на внутреннем рынке, что должно привести к улучшению качества предлагаемых российских товаров. При этом государство   оставляет   за   собой   право   на   использование протекционистских мер, однако осуществляться они должны путем изменения ввозных пошлин. 
 
 

Заключение 

     Нестабильность  наших  налогов,  постоянный   пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль,  особенно в период перехода  российской экономики  к рыночным отношениям,  а также препятствует инвестициям как отечественным,  так и иностранным.  Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

      В ходе выполнения моей курсовой работы я сформировала следующие выводы:

  1. российская налоговая система в целом соответствует теоретическим принципам и экономическим законам построения налоговой системы, однако существуют отдельные противоречия, которые впрочем, неизбежны, но должны быть сведены к минимуму;
  2. налоговая система, устанавливаемая Налоговым кодексом России, стала “качественнее”, более упорядоченная, это проявилось, в первую очередь, в отмене действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей, имеющих налоговый характер. Принципиально сохранены только основные налоги, формирующие основу российской налоговой системы, - налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог с доходов физических лиц, ресурсные и некоторые другие платежи;
  3. налоговая система России построена таким образом, что перед нею все равны. Не существует какой-либо “дискриминации” налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному расположению. Но вместе с тем, в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определенный круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное налоговое давление;

  1. проблема  снижения налогового бремени российской налоговой системы в значительной степени связана с расширением  налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов  теневого бизнеса, “расчистки” неплатежей в экономике, укрепления налоговой и финансовой дисциплины.

     Анализ  реформаторских  преобразований в  области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем  случае  отдельных  элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок,  предоставляемых льгот и привилегий; объектов  обложения;  усиления  или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально  иная  налоговая система, соответствующая нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо  оптимальную  налоговую систему можно развернуть только на серьезной  теоретической  основе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г.)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // "Российская газета" от 6 августа 1998 г.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ
  4. Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 " Об основах налоговой системы, в Российской Федерации " (с изм. и доп., вступившими с 01.01.2004) // "Ведомости СНД и ВС РФ". – 1992. - № 11..
  5. А.В. Толкушкин «История налогов в России», изд. «ЮРИСТЪ», Москва, 2001. – 563с.
  6. Аронов А.В. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый вестник - 2001. - № 5.
  7. Брызгалин А.В. Основные принципы российского налогового права/ Налоговое планирование, 2003 – 345с.
  8. Бурда Б. Краткий курс истории налогов/ Малое предприятие, 2002 – 436с.
  9. Варнавский А., Малое предпринимательство: особенности налогообложения // Финансовая газета.
  10. Грачева Е.Ю. Налоговое право. Вопросы и ответы: Учебное пособие. - М. ИНФРА-М 2001 – 432с.
  11. Д.Г. Черник; А.П. Починок; В.П. Морозов «Основы налоговой системы», изд. объединение «ЮНИТИ», Москва «Финансы», 2005 – 534с.
  12. Дубов В.В. «Действующая налоговая система и пути её совершенствования», Москва «Финансы. - № 4», 2004г.
  13. Дмитриева Н. Г.  Налоги и налогообложение. Ростов.: Феникс,2007. – 423с.

  1. Егорова Е.Н., Петров Ю.А. Сравнительный анализ зарубежных налоговых систем и развитие налогообложения в России -М.: ЦЭМИ РАН, 2005. – 424с.
  2. Ильин А.В. Современное российское законодательство о налогах и сборах.// Финансы. – 2004.
  3. М.Н. Луппиан, А.П. Юдин, Г.А. Астахова, Е.В. Лаптева «Налоговая система»
  4. Малис Н.И. Поступление налогов в 2003 году.//Финансы. – 2004.
  5. Налоги: Учеб. пособие/ Под ред. Д.Г. Черника– М.: Финансы и статистика, 2002.
  6. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие./ Под ред. И.Г. Русакова, В.А. Каши – М.
  7. Налоги и налогообложение. Энциклопедический словарь. /Под ред. Толкушина А.В. – М: Юристъ. 2000
  8. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие /Под ред. С.Г. Пепеляева .- М.: Ин-вест Фонд, 2000.
  9. Петрова Г.В. Налоговое право: учебник для вузов. – 2-ое изд. – М.: Норма. – 2001.
  10. Справочно-правовая система «Гарант» (от 01.08.2003 г.).
  11. Шараев С.Ю. Законность и правопорядок в сфере налоговых отношений: проблемы правоприменительной практики федеральных органов налоговой полиции./ «Адвокат», 2003
  12. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М,2001.
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А 

Поступление в бюджетную систему Российской Федерации и государственные  внебюджетные фонды доходов,  администрируемых ФНС России за январь-март 2005-2006  гг.
 
      млрд. рублей
  январь-март  
2005 года
январь-март  
2006 года
в процентах к 2005 году
Всего поступило в бюджетную систему 1 096,05 1 456,19 132,9
в том числе:      
Налоги  и сборы в консолидированный  бюджет 933,42 1 247,28 133,6
Государственные внебюджетные фонды 162,63 208,91 128,5
      млрд. рублей
  январь-март  
2005 года
январь-март  
2006 года
в процентах  к 2005 году
  Налоги и сборы  - всего 933,42 1 247,28 133,6
в федеральный бюджет (вкл. ЕСН) 520,98 723,42 138,9
в консолидированные бюджеты субъектов  РФ 412,43 523,86 127,0
из  них:      
Налог на прибыль организаций 238,70 332,14 139,1
в федеральный бюджет 58,83 97,76 166,2
в консолидированные бюджеты субъектов  РФ 179,86 234,38 130,3
Налог на доходы физических лиц      
в консолидированные бюджеты субъектов  РФ 134,55 176,69 131,3
Единый  социальный налог в федеральный бюджет 61,00 62,76 102,9
Налог на добавленную стоимость:      
на  товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации 214,04 269,22 125,8
на  товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь 3,38 5,72 169,3
Акцизы 55,30 56,44 102,1
в федеральный бюджет 19,00 21,91 115,3
в консолидированные бюджеты субъектов  РФ 36,30 34,53 95,1
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 171,54 275,48 160,6
в федеральный бюджет 161,03 259,68 161,3
в консолидированные бюджеты субъектов  РФ 10,51 15,80 150,4
в том числе:      
налог на добычу полезных ископаемых 168,21 270,07 160,6
в федеральный бюджет 158,22 254,83 161,1
в консолидированные бюджеты субъектов  РФ 9,99 15,24 152,5
из  него: нефть 142,30 239,64 168,4
в федеральный бюджет 135,18 227,65 168,4
в консолидированные бюджеты субъектов  РФ 7,11 11,99 168,5
      млрд. рублей
  январь-март  
2005 года
январь-март  
2006 года
в процентах  к 2005 году
Государственные внебюджетные фонды 162,63 208,91 128,5
в том числе:      
Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный  фонд (ПФР) 126,54 162,30 128,3
Фонд  социального страхования (ФСС) (без  учета суммы расходов, произведенных  налогоплательщиками на цели государственного социального страхования) 11,17 13,93 124,7
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) 5,51 10,72 194,6
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) 19,41 21,96 113,1
Без учета поступлений от крупнейшего  налогоплательщика
Данные приведены в сопоставимом виде в методологии 2006 года

Информация о работе Налоговая система