Налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 04:30, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой является – на основе структуры налоговой системы рассмотреть пути её реформирования.
Реализация указанной цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:
Рассмотреть правовое регулирование налоговой системы с 1991 г.
Выявить проблемы налогообложения с 1991 г.

Содержание

Введение 4
1 Налоговая система РФ и пути её реформирования 6
1.1. Правовое регулирование 6
1.2. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
12
2 Проблемы налогообложения в 1990-е гг. 17
3 Налоговые органы в 1990-е годы 27
3.1 Реорганизация налоговых органов РФ 27
3.2 Численность 29
3.3 Налоговая полиция 30
4 Пути совершенствования налоговой системы РФ 31
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложения А. Поступление в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды доходов, администрируемых ФНС России за январь-март 2005-2006 гг.

Работа содержит 1 файл

н.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 4
  1. Налоговая система РФ и пути её реформирования
6
    1. Правовое регулирование
6
    1. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
 
12
  1. Проблемы налогообложения в 1990-е гг.
17
  1. Налоговые органы в 1990-е годы
27
    1. Реорганизация налоговых органов РФ
27
    1. Численность
29
    1. Налоговая полиция
30
  1. Пути совершенствования налоговой системы РФ
31
Заключение 36
Список  использованной литературы 38
Приложения А. Поступление в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды доходов,  администрируемых ФНС России за январь-март 2005-2006  гг.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      На  протяжении всей  истории  человечества  складывалась  система  налогообложения. История не знает примера, когда государство не собирало налоги. Это было всегда и всегда будет. Однако развитие налоговых систем всегда была как источником развития экономики, так и её тормозом. 
Налоговедению известна глобальная закономерность развития налоговых систем.

      С одной стороны, реформирование государственной  налоговой системы сообразно требованиям позитивных, близких к общемировым, принципов функционирования элементов системы, является завершающим этапом всех институциональных преобразований.

     С другой стороны, такие реформы дают новый импульс для дальнейшего  научного поиска и практических преобразований принципов и технологий налогообложения.

     В настоящее время налогоплательщики  сетуют, и вполне обоснованно, на нестабильность российских налогов, постоянную смену  их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых  льгот и многое другое, что объективно порождает значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определение перспектив, исчислении бюджетных платежей.

     Реформирование  налоговой системы должно происходить постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуации со сбором налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе России, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям доходных источников, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в теневую экономику.

     

     Целью моей курсовой является – на основе структуры налоговой системы рассмотреть пути её реформирования.

     Реализация  указанной цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных  задач:

  1. Рассмотреть правовое регулирование налоговой системы с 1991 г.
  2. Выявить проблемы налогообложения с 1991 г.
  3. Проанализировать пути совершенствования налоговой системы РФ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Налоговая система  РФ и пути её  реформирования 

          1.1 Правовое регулирование

     Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия сторон, участвующих в налоговых правоотношениях, а также имуществом.

     Формируя  налоговую систему нужно исходить из ряда принципов. В законодательном порядке утверждаются все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов. Это позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента политики государства, имеющей силу закона, с одной стороны. А с другой стороны, защитить права налогоплательщика.

     Можно выделить следующий принцип -  множественность  объектов налогообложения. Использование  этого принципа при создании налоговых  систем в большинстве стран объясняется тем, что таким образом удается расширить налогооблагаемое поле и, тем, что много “мелких” налогов психологически выдержать легче, чем один, но высокий, плюс разная направленность использования средств, получаемых от деления разных видов налогов.

     

     Одним же из важных принципов налоговых систем является стабильность налоговой системы. Это касается как порядка начисления и взимания налогов, так и налоговых ставок. Виды налогов и порядок их начисления могут и должны изменяться с изменением экономических условий, но эти изменения должны быть по возможности крайне редким. Указанный принцип обеспечивает стабильность условий хозяйствования, дает возможность фирмам планировать свою деятельность, быть уверенными в своем экономическом и финансовом развитии. Стабильная система налогообложения делает привлекательными инвестиционные вложения, а также способствует экономическому росту, как на уровне фирмы, так и всей экономики страны.

     В налоговой системе должна быть определена ответственность за уклонение от уплаты налогов, за нарушение обязанностей установленных законодательством.

     Налогообложение с точки зрения права регулировался  законом «Об основах налоговой  системы в РФ» от 27.12.91г.  №2118-1, который определял общие положения  построения налоговой системы в  РФ: пошлины, налоги, сборы, и др. платежи, подлежащие уплате на территории РФ, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц, а так же обязанности кредитных организаций.

     Законодательство  о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а так же отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

     Основные  начала законодательства о налогах  и сборах:

  1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  2. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
  3. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  4. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  5. Допускается установление особых видов пошлин, либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с настоящим кодексом и таможенным законодательством РФ.

  1. Налоги  и сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть произвольными.
  2. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
  3. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

     Сегодня, по сути, у нас сложилась едва ли не тупиковая ситуация. С  одной  стороны,  мало кто знает,  как  правильно платить налоги. С другой стороны – мало кто понимает, как эти налоги взимать. Усилия МНС (теперь уже Минфин) по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплательщиков,  видимо,  можно признать героическими. Между тем, налоговый механизм весьма непрост, даже  если  отвлечься от специфических особенностей переживаемых нашей страной реформ.

     Существует  группа проблем - это совершенствование  понятийного аппарата.   Известно, насколько некорректны определения  понятий, данные в первой части «Налогового кодекса» таким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж дается одно общее определение, что противоречит  правилам  элементарной  логики.

     Определение понятия “плательщик налога”  неполно. А определение объекта  налогообложения дано путем перечисления  возможных  объектов без выделения  общих признаков, присущих этому  явлению.

     Следует подчеркнуть, что в необходимости определения этих понятий, нет никакой схоластики, она диктуется сугубо практическими целями.

     

     Определить  понятия “налог” и “сбор”, адекватно  отразив в определении их существенные признаки, - значит, выявить категории  обязательных   платежей,   входящих  в  налоговую систему, уяснить компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в области установления и взимания такого рода платежей, отграничить налоги и сборы  от других обязательных  взносов в доход государства,  например некоторых видов имущественных санкций.

     Если  правительство определяет налогооблагаемую базу по налогу на прибыль банков и  страховых организаций,  т.е.  по существу определяет размер налога, то этим нарушается один из основных  принципов  налогового  права: установление  налогов - суть прерогатива законодательного органа. И уже совершенно  недопустимым  является  положение, когда противоречия,  пробелы и неточности в налоговом законодательстве “устраняются” разъяснениями МНС и Минфина России. Налицо подмена закона правовыми суррогатами, ведущая к беззаконию, нестабильности, необозримости и размытости информативно-правовой базы налогообложения.  Это явление, к сожалению, неотъемлемая часть экономической жизни нашей страны сегодня.

     Вместе с тем следует отдавать себе отчет  в  том,  что необходимость  издания авторитетных правоприменительных актов по налогам существует. Она объективно обусловлена тем, что налогообложение в России еще находится в стадии становления,  а сами налоговые законы  носят рамочный  характер, подчас представляют собой «каркас дома с возведенными стенами, но без отделочных работ и установки оборудования».

     Подведем  итог: никакой другой государственный  орган не обладает такой подробной  информацией о недостатках  налогового законодательства, его спорных положениях и неясностях, как налоговая служба.  Поэтому ни Министерство по налогам и сборам,  ни Минфин, ни Таможенный комитет не могут быть отстранены от участия в разработке и издании правоприменительных актов по налогам.

     

     Еще одна группа проблем касается взаимоотношений  налоговых  органов с налогоплательщиками.  Налоговые органы - это властные органы.  Их властные полномочия  должны осуществляться в рамках строгих  правовых процедур, детально регламентированных. Отсутствие таких процедур – один из самых крупных недостатков налогового законодательства, которое в этом отношении чревато  откровенным произволом. Наблюдается явная  несбалансированность между властными полномочиями налоговых органов и правами налогоплательщиков. Да, можно обратиться в суд, но ведь и наша судебная система далека от совершенства,  особенно  по  своим материально-техническим возможностям.

     Необходимо, чтобы права и обязанности  обеих сторон налоговых правоотношений  были не просто продекларированы, а имели четкие механизмы их реализации и были снабжены указаниями на правовые последствия их нарушения и неисполнения.  Например, если на налоговый или другой государственный орган возлагается обязанность информировать налогоплательщика об изменениях в налоговом законодательстве или о тех  налогах,  которые он должен уплачивать, то необходимо указать, какие последствия наступят, если налогоплательщик неправильно подсчитает налоговые суммы или не уплатит вовремя тот или иной налог по вине налогового органа.

     Одной из самых сложных и слабо разработанных  считается система ответственности  налогоплательщика за налоговые  правонарушения. Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций  в  зависимости  от  субъективной  стороны правонарушений, полное игнорирование принципа вины в системе налоговой ответственности, ужасная жесткость налоговых санкций,  отсутствие законодательных процедур их применения - все это от начала до конца требует пересмотра, полной замены норм,  регулирующих ответственность налогоплательщиков и налоговых органов,  вообще формирования иных  подходов  к решению проблемы.

Информация о работе Налоговая система