Налоговая система в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение развития форм и методов взимания налогов, путей реформирования правовой базы налоговой системы, ее улучшение.
На сегодняшний день налоговая система является основным предметом дискуссий о путях и способах реформирования. Существует масса всевозможной литературы по налогообложению, в которой накоплен большой многолетний опыт. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский определял налоги как дозволенную форму грабежа.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 64.14 Кб (Скачать)
  • какова внутренняя природа налогов, как экономического явления и как общественных отношений,
  • какие общие закономерности налогов,
  • как воздействуют различные налоги на экономику страны,
  • как налоги воздействуют на различные слои населения,
  • какова эффективность тех или иных налогов для государственной казны.

Поиск ответов на эти вопросы  связан с развитием основных теоретических  направлений экономической науки: кейнсианства и монетаризма.

Кейнсианская теория

Дж. Кейнс и его последователи предлагали управлять динамикой совокупного спроса, стимулируя производство, развитие и рост за счет активного государственного вмешательства, в частности, через налоги. Дж. Кейнс считал, что налоги действуют в экономической системе как "встроенные механизмы гибкости". Он был сторонником прогрессивности в налогообложении, так как верил, что прогрессивная налоговая система стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений. По его мнению, излишние сбережения надо изымать с помощью налогов, так как они представляют собой пассивный источник доходов и не вкладываются в производство. Поэтому государство должно осуществлять "свое руководящее влияние на склонность к потреблению ... путем соответствующей системы налогов..."

Представители кейнсианства считали, что налог на потребление, введенный  по прогрессивной ставке с применением  льгот и скидок для отдельных  видов товаров (на предметы повседневного  пользования), более справедлив, чем фиксированный налог с продаж, для людей с низкими доходами. Этот налог не облагает сбережения, необходимые для будущего инвестирования, стимулирует их рост.

Монетаризм

Монетаристы считали, что рынки обладают высокой степенью конкурентоспособности и, что сама система свободной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Они выступили с требованием ограничения дискреционного регулирования, как необходимой предпосылки стабильного бескризисного развития.

Монетаризм поставил под сомнение механизм бюджетного мультипликатора, где изменение налоговых ставок и расходов бюджета обеспечивают многократный прирост национального  дохода, и попытались развенчать утверждение  кейнсианцев о сильном и хорошо предсказуемом влиянии бюджетных мероприятий на состояние платежеспособного спроса, занятости и цен. М. Фридман (основной представитель монетаризма) и Д. Мейзельман еще в 1963 году с помощью регрессивного анализа пытались доказать, что потребительские расходы имеют более тесную статистическую связь с денежной массой, чем с "автономными расходами", в состав которых включался дефицит государственного бюджета. Согласно программе монетаристов - налоговая политика не должна применяться в качестве средства краткосрочной стабилизации, иначе стагфляция становится неизбежной.

Разногласия монетаристов и кейнсианцев по вопросу о роли государства в хозяйственной жизни вылились, в конечном счете, в противопоставление двух основных инструментов макроэкономического контроля, используемых правительственными органами для воздействия на конъюнктуру - денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Первый вид политики, связанный с воздействием центрального банка на величину денежной массы, расценивается монетаристами как наиболее эффективный и органически вписывающийся в систему товарно-денежных отношений. Второй вид политики, заключавшийся в изменении налоговых ставок и управлении государственным долгом, связывается ими с произволом правительственного аппарата и расценивается как малоэффективный для хозяйственного развития.

Зависимость А. Лаффера

В последние годы, изучение вопросов связанных с государственными доходами вернулось на первый план. Современная  теория налогообложения считает, что  преобладающая значимость в накопительной  и инвестиционной деятельности заключается  в совокупном функционировании экономики  и вызывает сильное стимулирование развития налоговой системы.

Одно из первых исследований взаимосвязи  ставки налога и общей суммы налоговых  поступлений в бюджет выполнено  группой американских экономистов  во главе с профессором А.Лаффером. Он заметил, что существует некоторая оптимальная величина ставки подоходного налога. Зависимость А. Лаффера показывает связь между ставкой налога на прибыль и суммарной величиной поступлений в бюджет от сбора налога. С увеличением ставки налога от нуля, при котором поступления в бюджет нулевые, растет доля дохода каждого предприятия, отчисляемая в бюджет, но подрываются стимулы трудовой активности и развития производства. В результате при увеличении доли отчислений уменьшается объект обложения. До некоторой величины ставки тенденция снижения производства ярко не проявляется, более того, в некоторых условиях (например, когда фирма стремится максимизировать объем продаж продукции при ограничении на минимально – допустимый объем прибыли, причем оптимальный объем выпуска еще не достигнут) установление налога даже способно подхлестнуть усилия предприятия в наращивании производства (так как налоговые отчисления могут снизить величину прибыли более допустимой величины). Однако с ростом доли отчислений, тенденции падения производства усиливаются, и с некоторого момента рост ставки налога начинает приводить к абсолютному уменьшению налогового оклада из-за более быстрого снижения величины объекта обложения по сравнению с ростом ставки налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Налоговая  система в России

2.1. Пути реформирования  правовой базы налоговой системы.  Налоговый кодекс.

Во-первых, что касается понятийного  аппарата, то, не претендуя на полноту  определения, попробуем выделить некие  признаки упомянутых выше понятий.

 Традиционно указывают, что налоги и сборы - это обязательные платежи в бюджет, установленные государством в лице законодательных органов. Общим признаком для налога и сбора можно считать и безэквивалентность платежа, понимаемую, как отсутствие встречного равновеликого этому платежу блага.

 Перечисленные признаки, верные по сути, все же не  разрешают разграничить понятия  "налог" и "сбор" от остальных  обязательных платежей. Как представляется, достичь цели можно, если отразить  в определении экономическую  сущность этих платежей, необходимость  налогообложения как института,  призванного экономически обеспечить  деятельность, функционирование страны.

 Итак, все же отличительной  чертой сбора следует считать  его связь с совершением определенных  юридически важных действий государственными  органами либо органами самоуправления  в пользу (в интересах) людей  и организаций. При взимании  налогов таковая связь отсутствует.

Налоговый кодекс

Сейчас наши обязанности  налогоплательщиков изложены в массе  законов, которые так частенько  дополняются и уточняются всевозможными  письмами и инструкциями, что уже  даже ответственные работники Министерства денег не могут назвать чёткого  количества взимаемых с нас поборов. Действенной мерой против налоговой неразберихи может стать лишь навечно принятый и не подверженный произвольным поправкам свод законов (на юридическом языке именуемый кодексом).

Новый кодекс, разработанный Министерством денег, призван полностью заменить собой весь пышноватый букет законов об отдельных налогах, подзаконных актов, писем, инструкций. По новому кодексу многие законы, такие, к примеру, как “О налоге на прибыль предприятий”, “О подоходном налоге с физических лиц” просто умрут.

 

 Налоговый кодекс полностью  вбирает в себя законодательство  об отдельных налогах, по крайней  мере, федеральных. Концепция Налогового  кодекса и состоит в том,  чтоб собрать под обложку все  правила, которые обязан соблюдать  честный налогоплательщик. Новый Налоговый кодекс состоит из четырех частей. Первая – это общественная часть Налогового кодекса, правовой фундамент всей системы налогообложения. Правила игры, определяющие возможности федеральных, региональных и местных органов власти по установлению налогов. В частности, список налогов, которые местные власти не имеют права расширять; права и обязанности налоговиков и налогоплательщиков, список вероятных налоговых нарушений. Другие три части посвящены уже непосредственно порядку налогообложения: вторая – федеральным налогам, третья и четвертая части – региональным и местным.

Причем, если по федеральным  налогам все они прописаны  конкретно, то третья и четвертая  части значительную свободу действий оставляют региональным и местным  органам власти. Правда, установлены  предельные налоговые ставки, выше которых местные власти прыгать  не могут.

 

Налоговым кодексом будет  введен исчерпывающий список налогов, и вместо 150 – 180 будет действовать не более 30. Не считая того, группа разработчиков во главе с заместителем министра денег Сергеем Шаталовым дают отменить и практически запретить всякие целевые налоги на содержание городской полиции, на нужды здравоохранения. Это касается налогов и в пользу отдельных отраслей, и налогов в пользу пограничника, в пользу армии. Ничего такового быть не обязано. Самый явный для частных лиц – подоходный налог – огромных конфигураций не претерпит. Разве что будет слегка снижено налоговое давление на средний класс.

 

По словам Сергея Шаталова, создатели нового Налогового кодекса  не склонны принципиально реформировать  те подходы, которые сейчас заложены в нашем законодательстве по подоходному  налогу с физических лиц, хотя некие  правила изменяются кардинально. Сегодняшний  подход далеко не постоянно разумен, но, тем не менее, создатели считают, что можно повышать ставку этого  налога. Напротив, ставку в 35% следует  понизить до 30%. Поскольку наш подоходный налог с физических лиц – это  совсем маленький налог, в особенности  если поглядеть на то, сколько он дает в бюджет. Его вклад составляет около 3%. Понятно, что это совершенно незначительно, но тяжело ждать, что эту цифру в ближайшие годы можно будет значительно поднять.

 

По новому Налоговому кодексу  не предполагается роста налогов  на имущество, переходящего в порядке  наследования либо дарения. Новшество  только в том, что сейчас этот налог  будет целиком поступать в  местные бюджеты. Несмотря на некие ожидаемые налоговые послабления, разработчика Налогового кодекса затеяли реальный крестовый поход против тех физических и юридических лиц, которые пользуются льготами. Вправду, сейчас многие категории людей законно не платят подоходный налог совсем: военные, работники МВД, судьи, таможенники, налоговые полицейские, прокуроры. Всем этим людям, смею предположить, Налоговый кодекс не понравится.

 

 Серьезный удар наносит  Налоговый кодекс и по малому  бизнесу. Сейчас многие компании, относимые к юным и малым,  пользуются льготой в виде  отсрочки платежей в бюджет. По  несколько лет такие компании  или совершенно не платят налоги, или платят их по сниженным  ставкам. Ясное дело, когда льготный  период заканчивается, фирму перерегистрируют, и она опять становится “молодой”. Создатели Налогового кодекса предусмотрели невозможность схожих схем и практически лишили малый бизнес льгот. Но некие надежды все, же оставили.

 

 Сейчас о новейших налогах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, заместо сегодняшних налогов на имущество физических лиц, на имущество компаний и платы за землю вводится единый налог на недвижимость. Но если сейчас мы платим налог, исходя из стоимости дома по оценке БТИ, а компании – среднегодовой стоимости, то в будущем, согласно новому Налоговому кодексу, определять цену, придется по рыночным ценам. А рыночная цена квартиры может на порядок превосходить БТИ, так что платить придется намного больше.

 

 Еще одно новое заглавие, вводимое Налоговым кодексом, - социальный  налог. Его введение значит, что  не считающиеся сейчас налогами  отчисления в государственные  внебюджетные фонды будут признаны  налогами. То относится к Пенсионному  Фонду, Фонду обязательного медицинского  страхования и Фонду занятости  населения. Налоговая база у всех у них одна – фонд оплаты труда. Сейчас налогоплательщику, до этого всего предприятию, приходится по различным правилам определять четыре различных платежа и иметь дело с четырьмя различными органами.

 

 После введения Налогового  кодекса налогоплательщик будет  определять по единым правилам  общий платеж, который уже позже  будет распределяться меж фондами.  Контролер тоже будет один  – налоговая инспекция. Суммы  отчислений не поменяются, но  уходить от уплаты взносов  во всевозможные фонды налогоплательщику  будет сложнее: налоговики располагают  более мощной системой контроля, чем, к примеру, сам Пенсионный  Фонд.

 Но самые, пожалуй,  серьезные конфигурации коснутся  налога на прибыль юридических  лиц. Снижается ставка этого  налога на 2% (сейчас он составляет 35% с прибыли). Согласно Налоговому кодексу, прибыль – это разница меж доходами, полученными предприятием, и расходами, понесенными им для извлечения данной прибыли. При этом снимаются сейчас действующие ограничения на расходы, к примеру, на рекламу, на обучение персонала, на страхование, на амортизацию и многое другое. Списывать на расходы можно будет совсем много, но не на себестоимость. Для налогообложения понятие себестоимости ликвидируется. Оно становится непринципиально, поскольку многие имеющиеся ограничения на себестоимость будут сняты.

 

Сейчас налог на прибыль и налог на добавленную цена дают федеральному бюджету приблизительно однообразные суммы. А в региональные бюджеты налог на прибыль дает даже огромные поступления. Налог на прибыль резко снижается. Соответственно и роль прямых налогов, которые мы платим конкретно, к примеру, с доходов, будет уменьшаться. А роль налога на добавленную цену в формировании бюджета будет возрастать.

Информация о работе Налоговая система в России