Налоговая система Гремании

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:05, доклад

Описание работы

Немецкое налоговое право считается одним из самых сложных и запутанных в мире. Оно пестрит поправками, оговорками, особыми инструкциями и исключениями. Существуют, например, налоговые поблажки для граждан, столкнувшихся с непредвиденными расходами, специальные правила для частных предпринимателей и фрилансеров, например врачей, адвокатов, переводчиков, журналистов. Налоговыми льготами пользуются школьники, студенты, инвалиды.

Работа содержит 1 файл

Доклад на тему Налоговая система Германии..doc

— 128.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации. 
 
 
 
 
 

Кафедра «Финансов, учета и анализа» 
 
 
 
 

Доклад

на тему: 

«Налоговая  система Германии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011

          ВВЕДЕНИЕ.

     Немецкое налоговое право считается одним из самых сложных и запутанных в мире. Оно пестрит поправками, оговорками, особыми инструкциями и исключениями. Существуют, например, налоговые поблажки для граждан, столкнувшихся с непредвиденными расходами, специальные правила для частных предпринимателей и фрилансеров, например врачей, адвокатов, переводчиков, журналистов. Налоговыми льготами пользуются школьники, студенты, инвалиды.

         Причин такой сложной системы налогообложения много. Некоторые положения, что называется, исторически сложились, кроме того, ежегодно законодатель принимает новые поправки к налоговому кодексу. Ситуацию усложняют вердикты Европейской судебной палаты и различных финансовых ведомств.

          Полезным для Российской Федерации может оказаться опыт реформирования налоговой системы Германии. Как федеративное государство она прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, и выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией.

     Налоги в Германии обеспечивают около 80% бюджетных доходов. В России также около 80 % бюджетных доходов обеспечивают налоги. Сходством является и то, что деятельностью налоговых институтов в Германии занимаются специальные ведомства, оценивающие уровень ожидаемых налоговых поступлений, а Министерство финансов составляет пятилетние проекты доходов и расходов страны и осуществляет налоговую политику.

     В любой стране с федеративным устройством  в то числе и в России центральной  проблемой является разграничение  полномочий центральной власти и субъектов федерации. Этот вопрос в Германии тоже решен. Так, еще в декабре 1919 года, в результате крупнейшей налоговой был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно за государством. Уже с того времени налоговая система стала централизованной.

           Однако, несмотря на всю сложность и многогранность, немцы считают налоговую систему Германии чем-то вроде атланта, держащего на плечах свод социальных гарантий государства.

          Со времен Л. Эрхарда в Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения:

      
— налоги по возможности минимальны; 
— минимальны или, точнее, минимально необходимы и затраты на их взимание; 
— налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы; 
— налоги соответствуют структурной политике; 
— налоги нацелены на более справедливое распределение доходов; 
— система должна строиться на уважении к частной жизни человека; в связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь; налоговый работник не имеет права никому дать какие-либо сведения о налогоплательщике; сохранение коммерческой тайны гарантировано; 
— налоговая система исключает двойное обложение; 
— величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства .

     Налоговая система Германии существенно отличается от североамериканских систем, которые  определяются традиционной ориентацией  на масштабное государственное регулирование.

     Стимулирующая функция данной системы налогообложения проявляется в инвестиционном потенциале системы налогообложения Германии, который предполагает наряду с использованием норм ускоренной амортизации льготное налогообложение той части прибыли хозяйствующих субъектов, которая выделяется на формирование резервов, основным назначением которых является обеспечение перспективного развития хозяйствующих субъектов.

     Реализация  фискальной функции налоговой системы Германии также имеет существенную специфику, главной чертой которой является примерно одинаковое и весьма значительное налоговое бремя, которое несут физические и юридические лица.

     Налоги рассматриваются правительством как главное орудие воздействия государства на экономику страны, именно в связи с этим в стране действует разветвленная и многообразная система налогов, охватывающая все стороны жизнедеятельности общества. 

     Дополнительные функции налогов в Германии:

     Подчас  установление новых налогов в  Германии преследует чисто регулирующие цели. Классическим примером может служить введенный еще в начале века и сохранившийся до сих пор налог на уксусную кислоту. Его тогда породила необходимость создать искусственную уксусную кислоту и прекратить расходовать на эти цели вино. Денежные поступления от данного налога едва-едва покрывали расходы на его взимание, но техническая задача была решена и экономическая цель достигнута. Налог сохраняется нынче как историческая реликвия, принося бюджету Германии несколько миллионов марок. 
А вот более современный пример: решение с помощью роста налога уже не экономической, а социальной задачи. После резкого увеличения акциза на табак, не курящих людей стало значительно больше, чем в ходе длительной пропагандистской кампании о вреде курения. Через налоги решаются и проблемы экологии. В свое время промышленность страны сопротивлялась оснащению автомобилей катализаторами. Тогда был резко снижен налог на автомобили, оснащенные ими, понижен акцизный сбор на те виды бензина, которые используются в машинах с катализаторами. Так “компенсировались” дополнительные расходы на внедрение катализаторов.

     Особенностью  налоговой системы Германии является сложное и многоступенчатое распределение  налоговых поступлений между  звеньями бюджетной системы, что, по мнению правительства, является фактором выравнивания экономического развития регионов.

     Налоговое законодательство.

     Немецкое  государство имеет право на взыскание  налогов со своих граждан лишь при условии законодательного подтверждения  этого права. Для удержания налогов также необходимы определённые фактические основания, прописываемые в законе. При наличии таких оснований финансовое управление Германии обязано назначить законный размер налогов и осуществлять их сбор. Финансовому управлению официально запрещено вступать в какие-либо переговоры или заключать соглашения о ставке налога, оно должно обеспечивать справедливое распределение налогообложения.

     Отдельные налоги не регламентированы в общем  налоговом законодательстве, но почти  для каждого налога существует налоговый закон.

     Налоговые законы призваны учитывать специальные  экономические факторы и особые обстоятельства, как доходы, чрезмерно  высокие прибыли и расходы. Гражданство  лица, как правило, не играет роли при налогообложении.

     Хотелось  бы пару слов сказать о межгосударственном соглашении о недопущении двойного налогообложения (Doppelbesteuerungsabkommen). Каждое государство устанавливает свою налоговую систему, исходя из собственного видения проблемы, и при этом стремится создать как можно более широкую базу для взимания налогов. Зачастую, важные налоговые вопросы, касающиеся взаимных обязательств двух или более государств, решаются в них по-разному в соответствии с внутренним правопорядком данного государства, что ведёт к двойному или многократному обложению. Во избежании или для уменьшения подобного налогового бремени многие страны заключают между собой договоры, регламентирующие эти отношения. Такие соглашения определяют, за каким из государств, при конкретных выходящих из рамок ситуациях, должно быть закреплено право на налогообложение, и в каком объёме.

     В частности между Российской Федерацией и Германия было заключено соглашение 29 мая 1996 года (Модификации 2005, 2006, 2007) 
Устранение двойного налогообложения для резидентов России: 
Резидент РФ получает доходы, которые в соответствии с соглашением могут облагаться налогом в Германии => сумма налога, уплаченного в Германии, вычитается из налога, взимаемого в Российской Федерации, при этом максимальная сумма вычета = сумма налога, вычисленного с таких доходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Обо всех налогах, которые должны выплачивать  граждане, регулярно сообщается в  письменных извещениях налогового органа. Налогоплательщик должен сам улаживать свои налоговые проблемы. Ввиду сложности налоговой системы в Германии налогоплательщики прибегают время от времени к помощи специалистов. При несогласии гражданина с решением налогового органа или постановлением финансового управления он может обжаловать это решение. Вначале, как правило, прибегают к такой внесудебной мере как заявление протеста. Протест должен быть направлен в финансовое управление, издавшее постановление, в течении определённого срока (как правило он ограничен месяцем). Если протест не возымеет действия, налогоплательщик вправе предъявить иск в суд. В извещениях о налогах обычно даётся ссылка на возможности обжалования решения.

     Институт  налогового консультирования в германском праве.

     В Германии очень развито законодательство о различного рода правовой помощи, в том числе в сфере налогообложения (налоговое консультирование – Steuerberatung). Соответствующие законы всегда предусматривают виды, основания и механизм ответственности консультантов за советы, которые они дали своим клиентам. 
Основу законодательной базы в сфере налогообложения составляют: 
-  Германское гражданское уложение (BGB / аналог ГК РФ) и Торговый кодекс (HGB не имеющий аналогов в российском праве) 
-  Закон о налоговом консультировании (Steuerberatungsgesetz) 
-  Закон о порядке исполнения норм о налоговых консультантах (Verordnung zur Durchführung der Vorschriften über Steuerberater, Steuerbevollmächtigte und Steuerberatungsgesellschaften) 
-  Закон о величине вознаграждения налогового консультанта (Steuerberatergebührenverordnung) 
-  Закон об аудиторских проверках (Wirtschaftsprüferordnung) – частично. 
           В Германии каждый налогоплательщик может обращаться за помощью к налоговым консультантам, а коммерческие организации обязаны иметь в штате налогового консультанта или налоговый отдел. Официальное оказание помощи по налоговому консультированию разрешено специальной категории лиц, которая закреплена законодательно. Так, наряду с налоговыми консультантами законодательство Германии к этой деятельности допускает следующих лиц: 
-уполномоченных к решению налоговых проблем; 
- общества налоговых проблем; 
- организации налоговых консультантов; 
- адвокатов, в т.ч. европейские адвокаты, допущенные к работе в Германии; 
- аудиторов и аудиторские общества; 
- присяжных ревизоров и общества ревизоров.

     Взаимоотношения налогового консультанта с налогоплательщиком устанавливаются на основе доверенности, которая не должна ограничивать права налогового консультанта, предусмотренные законодательством Германии. Следует заметить, что доверенность не предоставляет права налоговому консультанту получать суммы налогов. Она может быть отозвана по заявлению налогоплательщика, которое он представляет в финансовое управление. Все действия, совершаемые налоговым консультантом по доверенности, возлагают обязанности на налогоплательщика. 
           Тарифы на услуги, оказываемые налоговыми консультантами в Германии, регулируются государством. Цель регулирования – обеспечение минимального вознаграждения налогового консультанта. Устанавливаются минимальные тарифы для каждого вида услуги, а также система коэффициентов. Размер вознаграждения обычно устанавливается в договоре с клиентом с учетом обстоятельств дела (составление декларации, заключение, представительство в суде и в государственных органах), а также с учетом суммы подлежащего уплате налога.

     Примечательным  является обстоятельство страхования  деятельности налоговых консультантов  на тот случай, если их действия нанесут  ущерб налогоплательщикам. Обязательное страхование ответственности налогового консультанта – необходимое условие  для выдачи свидетельства, подтверждающего приобретенный статус, и для включения в члены палаты налоговых консультантов. Консультант отвечает за свою консультацию. Существует полная гражданско-правовая ответственность за понесенный в результате исполнения консультации ущерб. Можно избежать ответственности, если вопрос объективно спорный и консультант обладает достаточной квалификацией именно в этом налоге/вопросе. Учитываются разные обстоятельства, вплоть до участия в семинарах и конференциях. Также консультант может избежать ответственности, если будет доказан факт подстрекательства или пособничества, и если будет доказан умысел клиента и консультанта. Но, это единичные случаи за всю историю. 

     Налоги  в Германии по компетенции  взимания. 

       

     Общая сумма налоговых поступлений делится примерно на следующие части: федерация – 48%, земли – 34%, общины – 13% (остаток поступает в Фонд выравнивания бремени и долю ЕС). Кроме того, существует ещё церковный налог, который финансовой статистикой не указывается вместе с государственными налогами. Таможенная пошлина рассматривается как одна из разновидностей налогов. 
           Общие правила, действующие для всех видов налогов, находятся в Положении об отчислении в качестве так называемого общего налогового правового документа. В этом документе определяется понятие налогов, устанавливается, кто относится к налогоплательщикам, закрепляется принцип сохранения финансовыми органами тайны относительно налоговой информации и принцип равномерности налогообложения.

     Федеральный бюджет формируется за счет поступлений:

     1) федеральных налогов: таможенных пошлин, налога да добавленную стоимость, налога на доход от страховой деятельности, вексельного налога, солидарного налога, налогов по линии Европейского сообщества, акцизов (кроме налога на пиво);

     2) доли в совместных налогах;

     3) доли в распределении промыслового налога.

     Земли получают доходы от:

     1) земельных налогов, имущественного налога, налога на наследство, налога на приобретение земельного участка, налога с владельцев автотранспортных средств, налога на пиво, налога с тотализатора и проведения лотерей, налога на противопожарную охрану, от сбора с выручки в казино;

Информация о работе Налоговая система Гремании