Налоговая реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Проблема взимания налогов очень актуальна на современном этапе. Как известно, налоги являются одним из основных источников пополнения бюджета РФ, а соответственно и финансирования всех направлений их деятельности.
Налог - это порождение государства. С экономических позиций налоги представляют собой индивидуально безвозмездное перераспределение ресурсов из частного сектора экономики в общественный. Обязанность по уплате налогов обычно не связана с обязанностью государства выполнять определенные функции.

Содержание

Введение … ………………………………………………..…………………....3

Глава 1. Экономическая сущность налогов и налогообложения …...……….5

1.1 История возникновения налогов………………. …….………...5

1.2 Понятие и функции налогов…………..………………………...6

1.3 Принципы налогообложения……………………………………

Глава 2. Налоговая реформа в России .…….....………………………………10

2.1 Основные направления налоговой реформы…………………..10

2.2 Этапы реформирования налоговой системы…………………..10

Глава 3. Налоговая система Российской Федерации ……………………..….17

3.1 Становление и развитие налоговой системы в РФ …………...17

3.2 Направление совершенствования налоговой системы РФ…...17

Заключение ………...…………………………………………………………...24

Список использованных источников…..…..………………………………….26

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Макроэкономике (налоги).doc

— 170.50 Кб (Скачать)

        Налоговая система России слабо адаптирована к высокому уровню инфляции. Исчисление и взимание налога на прибыль и налога на добавленную стоимость сопряжено с большими финансовыми потерями, которые несут налогоплательщики. Они связаны с отсутствием индексации амортизации и стоимости производственных запасов, списываемых на себестоимость, в связи с инфляцией.

       В проекте Налогового кодекса предусмотрена периодическая корректировка облагаемой налогом прибыли с учетом инфляции. Однако речь должна идти, по-видимому, не о корректировке налогооблагаемой прибыли, а об индексации стоимости основных фондов и производственных запасов, относимых на себестоимость, как это принято международными нормами налогового права.

        Проект Налогового кодекса предусматривает также более либеральный по сравнению с действующим сейчас порядок переноса убытков на будущие периоды. В настоящее время они могут списываться равными долями в течение пяти лет за счет полученной прибыли. Предусматривается, что убытки можно будет списать в течение первого года, если полученная прибыль позволяет это сделать, или в течение последующих лет. Однако, к сожалению, в проекте Налогового кодекса не предусмотрен действующий во многих экономически развитых странах (Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды, США, Канада, Япония и др.) порядок переноса убытков на прошлые периоды. Этот порядок базируется на известной концепции, что налогообложению подлежит прибыль, полученная в течение всего срока функционирования юридического лица. Непризнание этой концепции в настоящее время в России вызвано предполагаемыми большими потерями бюджетных средств в случае включения данной нормы в налоговое законодательство. Однако в будущем эта концепция должна быть признана в рамках реализации принципа справедливости налогообложения, являющегося краеугольным камнем построения налоговой системы.

        Одним из основных вопросов совершенствования налогового законодательства, содержащихся в проекте Налогового кодекса, являются правовые взаимоотношения налогоплательщиков с налоговыми органами. В экономически развитых странах они базируются исключительно на положениях законов. В России взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов регулируются как статьями законов, так и подзаконными актами, включая постановления правительства, а также инструкциями Министерства финансов и Государственной налоговой службы РФ (ныне Министерство РФ по налогам и сборам) по применению соответствующих законов, а также многочисленными инструктивными письмами, разъяснениями, телеграммами Министерства финансов, Госналогслужбы и Центрального банка РФ. Любое нарушение налогового законодательства жестко карается действующей системой штрафов и санкций. Причем налоговыми органами не делается различий между умышленной неуплатой налога и его недоплатой вследствие ошибки при исчислении налогооблагаемой базы, неправильного применения льгот или ошибок при ведении бухгалтерского учета (многие ошибки связаны с расплывчатостью определений в законе и подзаконных актах).

       В экономически развитых странах разногласия между налогоплательщиком и налоговой администрацией решаются только в налоговых судах, независимых от налоговых органов, и на основе соответствующих статей закона. В Российской Федерации защита прав налогоплательщиков также предусмотрена законодательством в судебном порядке (в арбитражных судах). Однако механизм защиты этих прав не отработан. Рассмотрение дел происходит в течение длительного срока, что в условиях инфляции ведет к ущемлению прав налогоплательщика и потере части денежных средств, даже если он выиграет дело. Кроме того, основанием для рассмотрения споров является не только закон, но и подзаконные акты, имеющие фактически силу закона (например, "Положение о составе затрат…", в которое вносятся изменения без утверждения их в законодательном порядке).

       В связи с этим актуальным представляется вопрос о развитии в России прецедентного налогового права. Прецедентное право является в развитых странах эффективным средством развития налогового законодательства.

       Каждый случай рассмотрения налоговых споров в суде по применению отдельных положений налогового законодательства принимает силу закона и может использоваться с момента принятия решения суда другими налогоплательщиками при исчислении и уплате налогов. Вопрос о создании налоговых судов в Российской Федерации в настоящее время отложен из-за больших финансовых издержек, однако он не должен игнорироваться в будущем. Требует неотложного признания и необходимость применения у нас в стране прецедентного права, действующего во многих экономически развитых странах. 
 
 
 
 
 
 
 

          Заключение

       Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

       В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

       Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.

       Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще нет...

       Для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.

       Подводя итог, можно сказать, что налоги играют главную роль в формировании бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Список использованных источников

  1. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России, М., 1997;
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации.2011;
  3. Миляев Н.В., Финансы. Учебник (ГРИФ) ИНФРА-М, Термика, 2004;
  4. Камаев В.Д., Экономическая теория. Учебник для вузов (ВЛАДОС) 2006;
  5. Кудинов А.П. О структуре власти после государственных переворотов 1991-1993 гг. // Русская цивилизация.11.10 2008;
  6. Фонд Индем. Концепция административной реформы. 1997.www.indem.ru
  7. Экономическая теория. Учебник для вузов, 2-е изд. Л. Симкина, Питер, 2008;
  8. Новикова Е.В. История экономики. Учебное пособие «МИЭМП», 2010;
  9. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. Учебное пособие «Питер», 2010;
  10. Абалкин Л.И. Макроэкономика. Учебное пособие «ИНФРА-М», 2007;
  11. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Очерки «Директмедиа Паблишинг», 2008;
  12. Марыганова Е.А. Макроэкономика. Учебное пособие, 2010;
  13. Покидченко М.Г. История экономических учений. Учебное пособие «ИНФРА-М», 2008;
  14. Левчаев П.А. Финансовый менеджмент и налогообложение организаций. Учебное пособие «ИНФРА-М», 2010;
  15. Конке В.А.Философия экономической науки.Учебное пособие «ИНФРА-М»,

    2009;

  1. Мачавариани Г.И. Мировая экономика: выход из кризиса. «ИМЕМОРАН»,2010.
 
 

     
 
 
 
 
 
 

  

Информация о работе Налоговая реформа