Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 15:11, реферат
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Введение
Глава 1. Сущность и значение налоговой политики
1. стратегия и тактика налоговой политики
1. взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма
Глава 2. Основные направления и механизм реализации налоговой политики в
Российской Федерации
1. налоговая политика и оздоровление экономики
1. основные факторы динамики налоговых поступлений
1. меры по преодолению бюджетного дефицита
Глава 3. Проблемы развития налоговой реформы и их взаимосвязь с налоговой политикой
Заключение
- стимулировать
оперативную реализацию ее
- обложить налогами (многоимущих(, но мало легально зарабатывающих граждан
Налог на имущество может повысить ответственность собственников за соразмерное с объемами принадлежащего им имущества их участие в пополнении казны. Поскольку с введением данного налога расходы на приобретение недвижимости превратятся в систематические. решения о таком приобретении ( в порядке приватизации, и посредством обычных актов купли-продажи ) станут более обоснованными.
2. Улучшение сбора налогов ( первоочередная мера. По оценке Минфина РФ в бюджет не поступает 40-50 % сумм налогов, подлежащих к уплате. Устойчивое уклонение от уплаты налогов наблюдается в сфере торговли и услуг, на предприятиях малого бизнеса. Первичный профицит бюджета будет возможным, если налоговые и прочие его доходы составят не менее 12-13 % ВВП.
Уменьшение бремени
налогообложения доходов
Налоговая реформа должна включать также следующие меры:
( уменьшение
налогового бремени до уровня
не более 35 % совокупных ставок
налогов на добавленную
( резкое упрощение
налоговой системы. Эта мера
предполагает сокращение числа
налогов, однако реализовать
( использование
автоматических процедур
( упрощение налогового
законодательства, придание налоговым
законам большей прозрачности. Добиться
этого можно с помощью
Налогового кодекса в самое короткое время.
Параллельно с этой мерой также следует
внести поправки в соответствующие законы:
об акцизах, НДС, налогах на прибыль и имущество,
о подоходном налоге и в другие нормативные
акты;
( основной прирост
доходов бюджета следует
( снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
( объединение
налогов, имеющих одинаковую
Еще одна мера ( усиление налогообложения социально и экологически вредных видов деятельности. Пока экологические налоги незначительны, что приводит к завышению эффективности (грязных( производств. За счет экологических налогов должны финансироваться расходы не только на охрану и восстановление природной среды, ликвидацию последствий экологических катастроф, но и на лечение и профилактику заболеваний, вызванных загрязнением окружающей среды и вредными условиями труда. Увеличение налоговой нагрузки на предприятия, использующие экологически грязные технологии, должно быть компенсировано снижением стандартного налогового бремени на оплату труда работников и на прибыль предприятия. Увеличение экономических налогов поможет создать стимулы к модернизации устаревших производств, развитию отечественной обрабатывающей промышленности, телекоммуникаций и информатики.
Необходимо также
наведение порядка на рынке алкоголя
в соответствии с
Федеральным законом (О государственном
регулировании оборота этилового спита
и алкогольной продукции(. Здесь имеется
в виду создание действенной системы взимания
акцизов на алкоголь, позволяющей увеличить
доходы бюджета примерно на 10 млрд. долл.
в год и довести эту величину до 20-25 млрд.
долл.
Особое значение
следует уделить также
Как дополнение или альтернатива экспортному тарифу может быть установлена госмонополия на экспорт подобно тому, как это сделано в большинстве газо - и нефтедобывающих стран, включая станы европейского союза. Опыт этих стран однозначно свидетельствует в пользу государственной монополии на экспорт природного газа, сырой нефти, необработанных драгоценных камней и на импорт наиболее доходных подакцизных товаров.
В области бюджетной политики должно быть пресечено использование всех явных и скрытых форм легального казнокрадства, в данном случае имеется замена бюджетных ассигнований вексельными кредитами коммерческих банков под поручительства Минфина.
По оценкам специалистов перечисленные меры могут увеличить доходы федерального бюджета на 1/4 при таком же сокращении непроизводительных расходов.
Необходимой мерой в современных условиях бюджетного дефицита является детализация очередности платежей с гарантией условий поддержания текущей производственно-финансовой деятельности предприятий. Выплата зарплаты в размере прожиточного минимума, как и оплата энерго - и теплоэнергии, коммунальных услуг и приобретения материалов и комплектующих в счет себестоимости ( в пределах установленных нормативов) должны осуществляться в приоритетном порядке.
Одна из основных коллизий, сложившихся в налоговой системе,(сочетания тяжелого налогового бремени на российские предприятия с массовым уклонением от уплаты налогов. Решение этой проблемы лежит в изъятии через налоговую систему части доходов (теневого сектора(, в первую очередь путем пресечения незаконного оборота алкоголя, безналогового импорта и экспорта, вывоза капитала.
Бюджетный дефицит диктует необходимость перехода к системе бюджетно- налоговых процедур, обеспечивающих равновесность налоговых ставок и структуры бюджетных расходов, своевременность принятия бюджетных решений и безусловное соблюдение законодательства. В частности предстоит освоить современную концепцию налогов, как платы за общественные блага. Суммарная ставка подоходного налога должна соответственно складываться из ставок отчислений в целевые бюджетные фонды на финансирование производства соответствующих благ.
В заключении хотелось бы отметить, что бюджетный кризис, порожден не только недостатками правовой базы, сколько неудовлетворительной работой органов исполнительной власти и управления. Необходимо усилить контроль за деятельностью налоговых и правоохранительных органов, а также создать специализированные подразделения по борьбе с противоправной деятельностью в наиболее криминогенных областях экономики.
Глава 3. Проблемы
развития налоговой реформы и
их взаимосвязь с налоговой
Неадекватность
налоговой системы конца 80-х годов
в значительной мере обусловила системный
экономический кризис, в который попал
Советский Союз в последние годы своего
существования. После реформы 1991-1992 годов
эта налоговая система была коренным образом
трансформирована с целью обеспечения
устойчивого и эффективного развития
посткоммунистической России и в целом
стала соответствовать условиям рыночной
экономики. Первые полтора пореформенных
года за счет совершенствования техники
налогообложения
Правительству удавалось обеспечить достаточно
высокий и даже увеличивающийся уровень
налоговых изъятий. Однако с середины
1993 года обозначилась тенденция неуправляемого
падения налоговых доходов государства,
продолжающих расти до сих пор. Опыт России
подтверждает закономерность, наблюдаемую
в большинстве стран с переходной экономикой,
которая заключается в значительном падении
уровня налоговых изъятий через некоторое
время после разрушения командной экономики.
Что касается сегодняшнего дня, то налоговой политикой, похоже, сейчас никто не занимается: Минфин и правительство заняты только ее фискальной стороной, законодательные органы, принимая налоговые законы, также не требуют анализа их воздействия на экономическую жизнь, налоговое ведомство практически отставлено от участия в этом процессе.
По всем вопросам
и в правительстве, и в финансовых
органах, и в самой
Госналогслужбе России существуют разные
точки зрения. Согласно одной из них, сейчас
следует воздерживаться от резких перемен
в налоговой системе, дать предприятиям
время привыкнуть к действующим правилам
- и за это время отгладить налоговые механизмы
и процедуры, а также сформировать жесткую
систему налогового контроля, с помощью
которого добиться более равномерного
распределения налогового бремени и на
этой основе в дальнейшем перейти к общему
снижению налоговых ставок.
Другая точка зрения основывается на том, что при действующих налоговых ставках и порядках преодолеть экономический кризис невозможно, и для того, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, необходимо максимально уменьшить налоговое бремя прежде всего для производственной сферы, т.е. либо снизить налоговые ставки, либо эффективно перераспределить налоговое бремя.
Первым путем можно лишь смягчить действующие в России кризисные явления, перевести их из острых в ослабленные, вялотекущие формы. Чтобы выйти из кризиса и перевести экономику в стадию стабильного развития, необходимы более радикальные меры.
Первостепенное значение налоговой политики на современном этапе заключается в том, что она служит инструментом реализации экономической политики страны. Объективности ради следует заметить, что налоговая политика не является панацеей от кризисных явлений в экономике.
Экономический
рост - центральный пункт
Августовский кризис 1998 года обострил кризисное положение экономики, вызвал бедственное положение широких народных масс и окончательно уничтожил возможность становления в России среднего класса, поэтому цели адекватной налоговой политики на данном этапе должны сводится к следующим.
Главным является всемерное стимулирование производства и инвестиций в производительном секторе.
Для этого следует гарантировать производственным предприятиям защиту от налогов их основного и оборотного капитала - в форме адекватных ставок амортизационных отчислений и снижения (или отмены) НДС, с дополнением последнего всеобщим налогом с продажи, которого не смогут избежать никакие формы посреднических и иных подставных фирм. Кроме того, следует по возможности ограничить применение обложения по чистой прибыли, заменяя его в ряде отраслей (в добывающих в первую очередь) акцизами, таможенными пошлинами, налогами на валовую выручку и т.д. Следует признать, что для этой формы в стране еще не созданы необходимые условия.
В сфере налогообложения
граждан необходимо прежде всего
освободить от налогообложения минимально
необходимые доходы граждан - за счет
установления необлагаемого минимума
на уровне, достаточном для проживания
самого работника и его семьи. Ориентировочно
это должно составить порядка
20 тыс. руб. в год, имея в виду, что одновременно
будет снижено предоставление бесплатных
социальных услуг, финансируемых за счет
государственного бюджета (в форме установления
соответствующих социальных минимумов)
и будет установлен льготный режим для
частного пенсионного обеспечения (при
гарантировании государством только минимального
размера пенсии). При этом должны стимулироваться
все формы зарабатывания дополнительных
пенсий - через посредство страховых фирм,
частных пенсионных фондов (в том числе
иностранных при условии инвестирования
ими соответствующих средств в нашей стране),
за счет средств предприятий и т.д.
Одновременно в зачет должны приниматься и все формы разовых выплат, получаемых гражданином от государства: так, к минимальной социальной пенсии могут быть установлены солидные надбавки в случае возврата государству, например, приватизированной квартиры, пакетов акций предприятий, получаемых в порядке льготной приватизации, и т.д. Иначе говоря, в сфере пенсионного обеспечения будет осуществлен переход к такой политике, при которой гарантированная государством пенсия должна обеспечивать только минимальный, базовый уровень проживания, добавки к которому будут реализовываться исключительно за счет собственных усилий граждан: страховок, частных пенсий, накопленного имущества, вкладов, а также помощи работающих членов семьи (при соответствующем снижении ставок страховых взносов).