Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:07, контрольная работа
Страны строят свою налоговую систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения с учетом новейших научных достижений. Однако принципы построения налоговой системы в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности той или иной теории.
Взимаемые в установленном законодательством порядке налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи в совокупности образуют основу любой налоговой системы. Но налоговые системы существенно отличаются друг от друга по набору налогов, их видам и структуре, способам взимания, базе, ставкам, льготам и фискальным полномочиям различных уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей.
Введение 3
1. Понятие и принципы построение налоговой системы 4
2. Основные характеристики налоговой системы 7
3. Направления развития системы налогообложения в России 9
4. Понятие и назначение современной политики 11
5. Новации в системе налогообложения 12
Вывод 14
Перечень источников 15
Расчетная часть. Вариант № 5 16
В широком смысле налоговое бремя (налоговая нагрузка) – это общая сумма уплачиваемых налогов, в узком смысле – уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов и отвлечением их от других возможных направлений использования.
Налоговый гнет (налоговое бремя) – отношение общей сумы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.
На государственном уровне сумма налогов обычно сопоставляется с валовым внутренним продуктом; в последние годы это отношение находится в пределах 30-34%. Так, по данным Минфина объем налогов по отношению к ВВП составлял: 2000 г. – 33,55; 2001 г. – 33,9%; 2002 г. – 32,9%. В период 2000-2002 г.г. наблюдается увеличение налогов, связанных с использованием природных ресурсов, а также доли налогов на доходы физических лиц. Уровень налогового бремени в 2003 г. Оценивается в размере 31%, а в 2004 г. – около 30%.
На макроуровне применяется также понятие «полная ставка налогообложения», которое показывает, какая часть добавленной стоимости, полученной в процессе производства и реализации товаров и услуг, изымается в госбюджет. Эта величина в конце 1990-х г.г. составляла 53-60%. Эффективная ставка налогообложения с 2002 г. Оценивается как 40-45%.
Налоговая нагрузка хозяйствующего субъекта – относительная величина, характеризующая долю налогов в выбранном результативном показателе (доход, добавленная стоимость, прибыль т.д.). в настоящее время предложены различные методики определения налогового бремени экономического субъекта. Различие их проявляется не только в определении результативного показателя, с которым соотносится сумма налогов, но и в использовании различного количества налогов, включаемых в расчет, в способах формализованного расчета (суммовые, мультипликативные).
Соотношение прямых и косвенных налогов. В менее развитых странах доля косвенных налогов высока, так как механизм их взимания и контроля более прост по сравнению с прямыми налогами. Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет России заметно отличается от многих промышленно развитых стран: низка доля прямых налогов в доходной части бюджета и высока доля косвенных налогов.
Низкая доля прямых налогов обусловлена незначительной по сравнению с другими странами важной составляющей – налогом на доходы физических лиц. В странах с развитой рыночной экономикой данный налог составляет 24-72% совокупных налоговых поступлений, а в России – на два порядка ниже. Характерно, что в нашей стране основная ставка этого налога составляет 13%, в Японии варьирует от 10 до 50%, в США – от 15 до 39,6%.
Соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли – другой экономический показатель, характеризующий налоговую систему. Величина этого показателя в странах ОЭСР составляет 12:1, в России – примерно 2:1.
Особенности налоговых систем также связывают с преобладанием в них тех или иных типов налогообложения. Для налоговой системы нашей страны характерны и пропорциональное налогообложение (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц), и прогрессивное (налог на имущество физических лиц), и регрессивное (единый социальный налог).
2.
Политико-правовые
Технические решения по реализации этих факторов охватывают три формы взаимоотношений бюджетов различных уровней, условной именуемых:
-
разные налоги – эта форма
подразумевает полное и
-
разные ставки – означает, что
основные условия взимания
-
разные доходы – для этой
формы характерна
3.
Направления развития
системы налогообложения
в России.
Реформирование налоговой системы – это ее преобразование на основе государственной политики. Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности. Одна из ключевых задач реформы – снятие всех налоговых преград для экономического роста.
В настоящее время одним из препятствий на этом пути является невысокая эффективность государственного управления, вмешательство органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов. Налогообложение в России имеет ярко выраженный фискальный интерес, а роль его регулирующей функции принижена. Именно поэтому необходимо обеспечить приоритет производства над интересами бюджета. «Налоги не должны мешать производству», - отмечал итальянский профессор финансового права Ф.С. Нити (1868-1953).
В конце 90-х г.г. XX в. в рамках структурной перестройки российской экономики были определены три приоритетных направления развития и совершенствования системы налогообложения:
1. достижение стабильности и определенности налоговой системы;
2. снижение
налогового бремени
3. повышение сбора налогов.
По всем этим линиям можно отметить положительные сдвиги и тенденции.
Основные
параметры Программы социально-
Основные пути достижение указанных среднесрочных целей:
Таким образом, совершенствование налоговой системы в среднесрочной перспективе представляет собой некий компромисс между интересами государства и налогоплательщиков. В ближайшие годы нововведения должны способствовать снижению налогового бремени, росту деловой активности хозяйствующих субъектов, повышению конкурентоспособности, а также упрощению процедур налогового производства и налогового администрирования. Все текущие новации в сфере налогообложения необходимо рассматривать с учетом этих положений.
4.
Понятие и значение
современной налоговой
политики.
Слово «политика» имеет в русском языке много значений, из которых, имея в виду именно налоговую сферу, наиболее точным следует признать определение политики как «искусства государственного управления». Соответственно, под налоговой политикой понимается «искусство налогового управления», где субъектом управления является государство, а непосредственным объектом управления служат налоги, налоговая система.
Так как налог – это, прежде всего, государственный1 доход, то налоговая политика тождественна политике госдоходов, которые генетически завязаны на госрасходах. Отсюда немедленно следуют два важных вывода. Первый (логический) – политика государственных доходов (налоговая политика) неразрывно связана с политикой расходов государства. В теории поэтому налоговая политика и политика государственных расходов объединяются одним терминов – фискальная политика. Второй актуальный вывод (практического порядка) вытекает из первого: коль скоро налоги и бюджетные расходы неразрывны, то налоговая политика, как и политика государственных расходов, должна определяться Минфином.
Еще одна характеристика налоговой политики состоит в том, что она всегда выступает частью общей социально-экономической политики. Государство как субъект управления имеет множество целей во всех сферах общественной жизни, для достижения которых использует весь арсенал имеющихся у него средств. В том числе, разумеется, и налоги. Так в общих чертах представляется положение налоговой политики при внешнем рассмотрении. Но можно взглянуть и на ее внутреннее состояние.
Налоговая политика (управление налоговой системой) осуществляется с помощью определенных мероприятий (управленческих решений) в области налогов. Эти решения определяются направлениями (целями) налоговой политики и могут занимать широкий диапазон: от косметических, корректировочных, текущих до реформаторских с существенными изменениями налоговой системы и заметными социально-экономическими последствиями.
Как в любом управленческом процессе, в налоговой политике обязательно присутствует постоянное соотнесение целей и результатов с тем, чтобы своевременно выявить их нежелательное расхождение и вносить необходимые изменения в решения.
Таким
образом, налоговая политика выступает
в единстве целей, мер и результатов.
В действительности, это единство
весьма относительно, поскольку имеет
исключительно сложную причинно-следственную
структуру, ибо то, что на одном этапе представляется
целью, на следующем – может становиться
средством. Например, снижение ставки
налога и общего налогового бремени, являясь
промежуточной целью реформы, может служить,
в свою очередь, толчком (средством) для
развития производства, что можно рассматривать
как цель более высокого порядка.
5.
Новации в системе
налогообложения.
Приоритетные направления налоговой политики предусматривают в отношении системы налогов следующее:
-
изменение порядка
- улучшение администрирования НДС и уменьшение его ставки;
-
сохранение плоской шкалы НДФЛ,
постепенное увеличение
С
этих позиций и следует
Текущие
новации в сфере
- устанавливается единый метод уплаты НДС – «по отгрузке». Отменяется уплата НДС с авансовых платежей, вводится ускоренный порядок возмещения при капитальном строительстве. При бартерных операциях НДС уплачивается только деньгами;
-
увеличивается с 1 до 2 млн. руб.
сумма выручки предприятия,
-
индексируются специфические
Информация о работе Налоговая политика государства на современном этапе