Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 16:46, реферат
К настоящему моменту Россия вступила на трудный , непроторенный путь перехода от жесткого планирования к рыночной экономике. И сегодня как никогда важно хорошо знать природу налогов , глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. Проблемы оздоровления налоговой системы волнуют сегодня буквально всех.
В ряде ведущих стран (США,Японии,Англии и др.) происходит понижение налоговых ставок и количество налогов с одновременным расширением базы налогообложения , уменьшаются количество и размеры налоговых льгот .
С позиций стоящих перед Россией экономических проблем и осуществляемых ныне преобразований целями налоговой политики должны стать раскрепощение сил рынка, преодоление спада производства, стабилизация экономики, стимулирование развития приоритетных сфер деятельности и структурных сдвигов .
Формирования налоговой политики должно строиться на соблюдении следующих принципов:
- стабильности налоговой системы;
- одинакового налогообложения производителей независимо
от отраслевой принадлежности предприятия (фирмы) и формы
собственности;
- равенства налогового бремени для различных категорий
плательщиков с равным уровнем дохода;
- одинаковых условий налогообложения для предпринимате-
лей, занятых в производстве, и потребителей.
Первыми шагами к достижению указанных целей могло бы стать существенное понижение совокупного уровня налогового изъятия посредством снижения предельных ставок налогов и прогрессивности шкал налогообложения. Такие меры способствовали бы созданию благоприятного инвестиционного климата и условий для экономического роста.
Сформулируем важнейшие задачи налоговой политики в нынешних условиях:
- обеспечение
достаточных поступлений в
- резкий структурный сдвиг экономических пропорций в пользу тех производств, которые работают непосредственно на удовлетворение потребностей населения;
- создание наиболее благоприятных условий для стимулирования деловой активности.
В ряду прочих, не менее острых проблем экономики, эти процессы в наибольшей степени поддаются регулированию налоговым законодательством.
В сложившейся
ситуации в качестве временной
меры вплоть до выхода из
экономического выхода цент
1) Придать незыблемость на длительную перспективу недавно введенному порядку , согласно которому из налогооблагаемой прибыли всех предприятий производственной и непроизводственной сферы исключаются все средства , направляемые на инвестиции .
2) Широко применять прогрессивное налогообложение находящихся в личном пользовании особо престижной недвижимости , крупных земельных участков и особо дорогих транспортных средств вне зависимости от того , находятся они во владении физического или юридического лица , при отсутствии налогов на недвижимость пределах социальных норм потребления , которые необходимо специально разработать и утвердить для обоснования налоговых льгот .
3) Реализовать комплекс мер по увеличению уровня собираемости налогов, включающего целенаправленную работу налоговых и таможенных органов , торговой инспекции , правоохранительных органов , и изменение законодательства , регламентирующего их деятельность ( особо следует отметить меры по борьбе с неучитываемым наличным оборотом , включая обязательность использование кассовых аппаратов , получение клиентами - физическими лицами счетов и т. п. )
4) Постоянно совершенствовать технику налогообложения , преследуя цель выравнивания налоговой нагрузки между гражданами с различным уровнем доходов и благосостояния , предприятиями , находящимися в объективно разных условиях хозяйствования , а также на повышение нейтральности налоговой системы по отношению к инфляции , изменением обменного курса рубля , способы финансирования производства , величине задолженности предприятиям и т. д.
5 ) Снижать ставки по основным видам налогов при отмене значительной части налоговых льгот , нередко неэффективных и создающих либо лазейки в законодательстве , либо неодинаковые экономические условия в различных секторах хозяйства , препятствуя тем самым рациональному использованию ресурсов .
6) Постепенно и продуманно изменять технику взимания налогов в целях ликвидации нормативных просчетов , допускающих легальное уклонение от их уплаты .
7) Уменьшать число
налогов , сборов и платежей путем их объединения
или частичного упразднения .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проделанной работы считаем необходимым сделать следующие выводы:
1. Необходимы серьезные изменения в налоговой политике государства, способные сделать налоговую систему эффективно выполняющей свои функции. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию: обирая налогоплательщика , налоги душат его, сужая тем тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Нужны прежде всего экстренные меры по ликвидации сложившегося акцента на фискальную функцию налогов. Требуются изменения , которые стимулировали бы товаропроизводителя, заинтересовали его и побуждали расширять производство, инвестировать. А для этого необходимо , с одной стороны , ослабить налоговый пресс , с другой , - уста-новить дополнительные льготы для тех , кто станет вкладывать средства в производство.
2. Необходима
дифференциация налоговых
3. Одновременно
с этим законодательно
установить для приоритетных отраслей народного хозяйства , распространив в дальнейшем на остальные предприятия. Во избежание увеличения объема технической работы налогоплательщиков и налоговых органов ставку налога следовало бы корректировать раз в год по предоставлении годового отчета.
4. Серьезному анализу должен быть подвергнут налог на добавленную стоимость (НДС). В условиях динамичных инфляционных процессов и огромной его ставки этот налог стал сегодня одним из решающих факторов сдерживания развития производства в связи с нарушением расчетов в народном хозяйстве. Ведь он увеличивает почти на четверть и так-то резко выросшие цены. Думается , нельзя умалять роль НДС в том, что в течение четырех лет проведения реформ реализуется только 65-70% произведенной продукции, а также гигантскими темпами растет взаимная задолженность предприятий и организаций. Безусловно, этот налог, являясь рыночным по своему характеру, перспективен. Поэтому с раздающимися порой предложениями о его ликвидации согласиться, на наш
взгляд, нельзя. Нужно отрабатывать его механизм, имея в виду существенное снижение ставки . Здесь проблема упирается, как показывают расчеты, в ограни-ченные возможности бюджета. Они, однако, могут быть в значительной степени расширены повышением сумм НДС в связи с ростом цен и отработкой механизма взимания этого налога, увеличением объемов производства, работ и услуг, на что, собственно, и нацелено снижение ставок. К тому же результату вело бы и оправ-
данное увеличение ставок налога на имущество предприятий.
В поисках выхода из тупика, в котором сегодня оказалось народное хозяйство России , нельзя , разумеется , уповать только на налоговую политику . Сама по себе она все проблемы решить не в состоянии вообще , а в нынешней острокризисной ситуации - тем более. Нужна комплексная программа вывода экономики из кризиса, охватывающая структурную перестройку экономики, налаживание хозяйственных связей и расчетов между предприятиями , реское снижение темпов инфляции, поддержку малого бизнеса . Но эта программа не даст положительных результатов , если оставит в стороне налоговую систему, ее существенную корректировку . В то же время не стоит рассчитывать на значительный эффект от мер , касающихся обособленно взятых налоговых стимуляторов. Налоговая политика - неотъемлемый элемент той социально-экономической политики, взятой в целом , которую проводит государство . Ведь только оно определяет структуру и объемы расходов бюджета страны и уж под них затем "подгоняются" налоги: устанавливаются и уточняются ставки и льготы, вводятся новые платежи, отменяются старые.
Информация о работе Налоговая политика , ее теоретические основы