Налоговая политика , ее теоретические основы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 16:46, реферат

Описание работы

К настоящему моменту Россия вступила на трудный , непроторенный путь перехода от жесткого планирования к рыночной экономике. И сегодня как никогда важно хорошо знать природу налогов , глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. Проблемы оздоровления налоговой системы волнуют сегодня буквально всех.

Работа содержит 1 файл

курраб.docx

— 58.27 Кб (Скачать)

  В ряде ведущих  стран  (США,Японии,Англии  и др.) происходит понижение налоговых ставок  и количество налогов с одновременным расширением  базы налогообложения , уменьшаются количество и размеры налоговых  льгот .         

      С позиций  стоящих  перед Россией экономических проблем и осуществляемых ныне преобразований целями  налоговой  политики должны стать раскрепощение сил рынка, преодоление спада производства, стабилизация экономики, стимулирование развития приоритетных сфер деятельности и структурных сдвигов .         

      Формирования  налоговой  политики  должно строиться на  соблюдении  следующих  принципов:    

- стабильности  налоговой системы;    

- одинакового  налогообложения  производителей независимо

от  отраслевой  принадлежности  предприятия  (фирмы)  и  формы

собственности;     

- равенства  налогового бремени  для  различных  категорий

плательщиков  с равным уровнем дохода;    

- одинаковых  условий налогообложения  для  предпринимате-

лей, занятых  в производстве, и потребителей.    

 Первыми шагами  к  достижению  указанных  целей  могло  бы стать существенное  понижение  совокупного  уровня  налогового изъятия посредством снижения предельных ставок налогов и прогрессивности шкал налогообложения. Такие меры способствовали бы созданию благоприятного инвестиционного климата и условий  для экономического роста.         

      Сформулируем важнейшие задачи налоговой политики в нынешних условиях:    

- обеспечение  достаточных поступлений в бюджет  для финансирования неотложных социальных программ;    

- резкий структурный  сдвиг  экономических  пропорций  в пользу тех  производств,  которые  работают непосредственно на удовлетворение потребностей населения;     

- создание  наиболее благоприятных условий для стимулирования деловой активности.         

 В ряду  прочих,  не  менее острых проблем экономики,  эти процессы в наибольшей степени поддаются регулированию  налоговым законодательством.          

 В сложившейся  ситуации в качестве временной  меры вплоть до выхода из  экономического выхода цент тяжести  федеральных налогов необходимо  переместить с прямых на косвенные , при этом представляется целесообразным осуществлять следующие мероприятия :          

1)   Придать незыблемость на длительную перспективу недавно введенному порядку , согласно которому из налогооблагаемой прибыли всех предприятий производственной и непроизводственной сферы исключаются все средства , направляемые на инвестиции .         

2)    Широко применять прогрессивное налогообложение находящихся в личном пользовании особо престижной недвижимости , крупных земельных  участков и особо дорогих транспортных средств вне зависимости от того , находятся они во владении физического или юридического лица , при отсутствии налогов на недвижимость пределах социальных норм потребления , которые необходимо  специально разработать и утвердить для обоснования налоговых льгот .         

3)  Реализовать комплекс мер по увеличению уровня собираемости налогов,  включающего целенаправленную работу  налоговых и таможенных органов , торговой инспекции , правоохранительных органов , и изменение законодательства , регламентирующего их деятельность ( особо следует отметить меры по борьбе с неучитываемым наличным оборотом , включая обязательность использование кассовых аппаратов , получение клиентами - физическими лицами счетов и т. п. )         

4)     Постоянно совершенствовать технику налогообложения , преследуя цель выравнивания налоговой нагрузки между гражданами с различным уровнем доходов и благосостояния , предприятиями , находящимися в объективно разных условиях хозяйствования , а также на повышение нейтральности налоговой системы по отношению к инфляции , изменением обменного курса рубля , способы финансирования производства , величине задолженности предприятиям и т. д.         

5 )    Снижать ставки по основным видам налогов при отмене значительной части налоговых льгот , нередко неэффективных и создающих либо лазейки в законодательстве , либо  неодинаковые экономические условия в различных секторах хозяйства ,  препятствуя тем самым рациональному использованию ресурсов .         

6)     Постепенно и продуманно изменять технику взимания налогов в целях ликвидации нормативных просчетов , допускающих легальное уклонение от их уплаты .         

7)     Уменьшать число налогов , сборов и платежей путем их объединения или частичного упразднения .                                                                 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ     

      Подводя итоги проделанной работы считаем необходимым сделать следующие выводы:         

      1. Необходимы  серьезные  изменения  в налоговой политике государства,  способные сделать налоговую  систему  эффективно выполняющей  свои  функции.  Жизнь  показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию:  обирая налогоплательщика , налоги душат его, сужая тем тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую  массу.  Нужны  прежде  всего экстренные  меры  по  ликвидации сложившегося акцента на  фискальную функцию налогов. Требуются изменения , которые стимулировали бы товаропроизводителя, заинтересовали его и побуждали расширять производство,  инвестировать. А для этого необходимо , с одной стороны , ослабить налоговый пресс , с другой , - уста-новить дополнительные льготы для тех ,  кто станет вкладывать средства в производство.    

2. Необходима  дифференциация налоговых ставок  ( в  первую очередь налога  на прибыль) с установлением минимально возможной ставки для приоритетных отраслей экономики и  максимальной для предприятий торговли, снабжения и посреднических организаций. Установление же с 1 января 1994 г. практически единой для  всех предприятий  ставки  налога на прибыль представляется совершено экономически неоправданным.  Ранее существовавшая повышенная ( в размере 45%) ставка налога для посреднических организаций ,  брокерских контор  и  бирж  ликвидирована;  таков весьма своеобразный "приоритет",  пре-доставленный производителям продукции.

3. Одновременно  с этим законодательно установленную  ставку налога на прибыль следовало  бы увеличивать или уменьшать  в  зависимости от роста (снижения) объема производства в сопоставимых ценах.  В частности,  целесообразно установить  порядок , при котором  за каждый процент прироста (снижения) объема производства ставка налога соответственно снижается  (повышается )  на 0.5-0.7 пункта.  На первом этапе этот порядок можно было бы

установить для  приоритетных  отраслей  народного   хозяйства  ,  распространив в дальнейшем на остальные предприятия.  Во избежание увеличения объема технической работы  налогоплательщиков  и налоговых  органов ставку налога следовало бы корректировать  раз в год по предоставлении годового отчета.  

   4. Серьезному анализу должен быть подвергнут налог на добавленную стоимость (НДС).  В условиях динамичных инфляционных  процессов и  огромной его ставки этот налог стал сегодня одним  из решающих факторов сдерживания развития производства в связи  с нарушением расчетов в народном хозяйстве. Ведь он увеличивает почти на четверть и так-то резко выросшие  цены.  Думается , нельзя умалять роль НДС в том,  что в течение четырех лет проведения реформ реализуется только 65-70% произведенной продукции, а также гигантскими темпами растет взаимная задолженность предприятий и организаций. Безусловно, этот налог, являясь рыночным по своему характеру,  перспективен. Поэтому с раздающимися порой предложениями о его ликвидации согласиться,  на наш

взгляд, нельзя.  Нужно отрабатывать его механизм,  имея в виду  существенное снижение ставки .     Здесь проблема упирается, как показывают расчеты, в ограни-ченные возможности бюджета. Они, однако, могут быть в значительной степени расширены повышением сумм НДС в связи с ростом  цен и отработкой механизма взимания этого налога,  увеличением  объемов производства, работ и услуг, на что, собственно, и нацелено снижение ставок.  К тому же результату вело бы и оправ-

данное увеличение ставок налога на имущество предприятий.    

        В поисках выхода из тупика,  в котором сегодня  оказалось  народное хозяйство России ,  нельзя , разумеется , уповать только  на налоговую политику . Сама по себе она все проблемы решить не  в состоянии  вообще , а в нынешней острокризисной ситуации - тем более. Нужна комплексная программа вывода  экономики  из  кризиса, охватывающая структурную перестройку экономики,  налаживание хозяйственных связей  и  расчетов  между  предприятиями , реское снижение темпов инфляции,  поддержку малого бизнеса . Но  эта программа не даст положительных результатов ,  если оставит в стороне налоговую систему,  ее существенную корректировку . В то же время не стоит рассчитывать на  значительный  эффект  от  мер , касающихся обособленно взятых налоговых стимуляторов. Налоговая политика - неотъемлемый элемент той социально-экономической политики, взятой в целом ,  которую проводит государство . Ведь только оно определяет структуру и объемы расходов бюджета  страны и  уж под них затем "подгоняются" налоги:  устанавливаются и уточняются ставки и льготы, вводятся новые платежи, отменяются старые.

Информация о работе Налоговая политика , ее теоретические основы