Налоговая политика , ее теоретические основы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 16:46, реферат

Описание работы

К настоящему моменту Россия вступила на трудный , непроторенный путь перехода от жесткого планирования к рыночной экономике. И сегодня как никогда важно хорошо знать природу налогов , глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства. Проблемы оздоровления налоговой системы волнуют сегодня буквально всех.

Работа содержит 1 файл

курраб.docx

— 58.27 Кб (Скачать)

 Фундаментальное  цель фискальной политики состоит  в том , чтобы ликвидировать безработицу и инфляцию . Во время спада необходимо проводить стимулирующую фискальную политику , т. е. снижение налоговых ставок  или  увеличение госрасходов . Во время проведения стимулирующей фискальной по-литики мы наблюдаем дефицит бюджета , который компенсируется в период подъема , когда налоговые ставки повышаются , а госрасходы уменьшаются .

Другими словами , если в исходном пункте имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии .         

 И , наоборот если в экономике имеет место вызванная  избыточным спросом инфляция , этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика,которая включает : уменьшение правительственных расходов , или увеличение налогов . Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета , если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией .         

 Монетаристы , отвергают дискреционную фискальную политику  . Они  , в силу существования лагов и ошибок прогнозирования , считают , что уровень госрасходов и налогов может меняться без изменений законодательства ( в отличии от кейнсианцев ) . Параметры фискальной политики изменяются автоматически при перемене экономических условий .         

 Недискриционная политика - автоматическое увеличение  налоговых поступлений , сокращение госрасходов в период подъема , и наоборот , уменьшение налоговых поступлений и увеличение госрасходов в период спада ,за счет существования стабилизаторов .         

 Встроенный  стабилизатор - любая мера , которая имеет тенденцию автоматически  увеличивать бюджетный дефицит в период спада и порождать его положительное сальдо в период подъема .         

 Почти все  налоги дадут рост налоговых  поступлений по мере роста  ЧНП . В частности , индивидуальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки и по мере роста ЧНП дает более чем пропорциональные приросты налоговых поступлений . Более того , по мере роста ЧНП и роста объема закупок товаров и услуг будут увеличиваться поступления от налога на доходы корпораций , налога с оборота и акцизов . И , аналогично , увеличивается величина налогов на зарплату  по мере того , как в ходе экономического подъема создаются новые рабочие места . Напротив , в случае падения ЧНП налоговые поступления от всех этих источников будут падать .         

 Как  видим , высокая степень встроенной гибкости финансовой системы является весьма желательной для экономики. Встроенные финансовые стабилизаторы не делают столь желательным прогнозирование экономической конъюнктуры . Они открывают правительству возможность не слишком торопиться с принятием антициклических мер . Вместе с тем западная финансовая теория отмечает  ,  что достоинства встроенных стабилизаторов не должны приводить переоценки их возможностей . Данные стабилизаторы смягчают конъюнктурные колебания , но не могут им слишком помешать . Поэтому их оправдано дополнять мерами и дискреционной  фискальной политики .         

 Не мало  важную роль на развитие производства  оказывают налоговые льготы , скидки и кредиты . Налоговые льготы предусматривает налоговый минимум , исключение из облагаемой прибыли некоторых видов доходов и расходов налогоплательщиков , частичное или полное освобождение от налогов , отсрочка уплаты налогов , налоговые скидки и кредиты .          

 Налоги , будучи особой сферой производственных отношений , являются своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами , закономерностями развития и отличительными формами проявления . Налоги выражают реально существующие денежные отношения , проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей . Эти налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении . Налоги -не только экономическая категория , но и одновременно финансовая категория .                                             
 

 ГЛАВА 3 .  Налоговая политика России на современном этапе                              

 причины кризиса , недостатки , направления реформы .                            

 Крушение  коммунизма и распад Советского  Союза открыли Российской Федерации  путь к созданию свободной  рыночной экономики . Вместе с новой экономической структурой пришла и  новая , более сложная налоговая система . Если в прошлом каждый трудился на благо государства и все и, казавшееся налогов скорее напоминало часть производственной продукции , предназначавшиеся государству , нынешняя система напоминает ситуацию в западных странах с их налогами на доходы и на добавленную   стоимость . Однако и   при    прежней   и   при    нынешней  системах      налогообложения    в   России

по-прежнему  отсутствуют стимулы к увеличению производства и вслед за ним к повышению уровня жизни .         

 Советский  Союз представлял не лучшие  стимулы к увеличению производства , чем это делает сегодняшняя Россия . Он в этой области полагается на идеологию . В то время как Запад уровень жизни населения за счет экономического роста , Советский Союз находился в застое . По мере того как информация о некоммунистическом образе жизни постепенно просачивалась в Советский Союз и росла нужда в инвестировании накопленного капитала , разочарование в коммунистической системе стало оказывать все возрастающее воздействие и в конце концов привело к краху СССР .         

 В Советском  Союзе существовал безоговорочный  взымавшийся налог , о котором большинство населения вообще не знало и не подозревали о том , что оно его платит .  Рабочие и служащие никогда не осознавали , что из их зарплаты что-то вычетается , а просто получали низкую заработную плату  .                  

                  

   Сейчас наша  экономика  переживает трудный период в своем развитии .  В ее ориентации на рынок , на развертывание товарно-денежных отношений придается исключительное значение формирование финансовой базы государства.  И естественно, переход к рыночным  отношениям требует от государства принципиально иных методов управления.  Среди них немаловажную роль призваны сыграть налоги.         

      В основе налоговой реформы лежит  глубокая  трансформация нашего общества,  преобразование отношений собственности и покоящейся на них социально- экономической структуры в направлении рыночного хозяйства.  Переходный характер современного периода составляет его главную специфику.   

        С формальной точки зрения задача представлялась достаточно сложной,  но ясной,  а именно перейти  от  централизованной планируемой экономики (крупное,  узкоспециализируемое,  производство) к экономике рыночного типа. Основные методы этого перехода: разгосударствление и разукрупнение предприятий с включением механизмов конкуренции.         

      Развитие политической ситуации предопределило выбор варианта рыночных реформ по методу "скачка".  Это не могло не сказаться на  управляемости  ходом  преобразований  и обернулось жестоким экономическим кризисом.  Последний,  в свою  очередь , резко обострил социально-политическую обстановку в обществе .         

  К невероятным техническим трудностям  реформы  добавились политические  и экономические.  В этих сложных условиях приходится формироваться налоговой системе,  которая все более вовлекается в сферу политических маневров, подвергается опасности превращения в систему пособий и на налоги возлагаются несвойственные им функции .   В итоге размывается  налоговая политика как таковая.                   

      Налоговая политика, проводимая сегодня в России, формируется  в результате действия значительного числа весьма противоречивых и не всегда взаимно связанных мер,  с одной  стороны , направленных на удержание доходной базы бюджета на относительно приемлемом уровне, а с другой - формирующих льготные режимы налогообложения для  отраслей  и  групп предприятий ,  имеющих значительное влияние во властных структурах. Это предопределяет целесообразность  рассмотрения  налоговой  политики  в двух аспектах :  с точки зрения  ,  во-первых,  ее  действительного единства и  последовательности  при  реализации  целей экономической политики в широком смысле, наличия в ней взаимодополняющих рычагов и инструментов, а во-вторых , действенности рычагов и инструментов реализации налоговой  политики  в  нынешних конкретно-экономических условиях.    

 Такие цели  налоговой политики как сдерживание  инфляционных процессов,  недопущение их взрывного характера , поддержка предпринимательской , производственной и инвестиционной активности , однако, достаточно противоречивы, поскольку дефляционные мероприятия всегда  в  той  или  иной  мере  угнетают  хозяйственную активность и провоцируют спад производства,  а любые мероприятия по предотвращению падения объемов производства и стимулированию  его  роста,  по существу означают расширение спроса, прежде всего инвестиционного , а вслед за ним - и потребительского ,  что  обязательно ведет к повышению цен.  Стимулирование производственной и инвестиционной активности с помощью налоговых  и монетарных мер может дать эффект лишь в том случае ,  если темпы инфляции не превышают 1-1,5%  в месяц.  По мере нарастания  темпов  инфляции  эффективность  регулирующих производство мер косвенного государственного  вмешательства  в экономику снижается.  Складывающаяся  на  этой основе ситуация "стагфляционной ловушки " предопределяет специфические  требования к налоговой политике как единому целому ,  и к отдельным ее инструментам и составляющим.         

      Формируемая в  настоящее  время налоговая система ( совокупность 

предусмотренных настоящим Кодексом налогов ( сборов) принципов , форм и методов их установления , изменения и отмены , уплаты и применения мер по их уплаты , а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства- перечень основных налогов ,  главные принципы построения налоговой базы ,  подход к использованию пропорциональных, прогрессивных и регрессивных налогов и др.) в целом  создает  принципиальную возможность  для выработки единой политики и построения устойчивой доходной базы бюджета.  Она позволяет потенциально "развести"  стимулирующую  и фискальную функции налогообложения по различным эле-ментам налоговой системы, сконцентрировав нагрузку  по формированию доход-ной базы бюджета на косвенном обложении,  а стимулирующую - на прямом.  Однако эти  возможности  в настоящее  время  не только не используются ,  но и последовательно ограничиваются.  В рамках налоговой  системы  возникают

неувязки и  противоречия , снижающие ее эффективность , которые неадекватно влияют  на  хозяйственную  активность  в  условиях высоких  темпов  инфляции  и  не  позволяют  в полной мере задействовать все заложенные в ней потенции.    

        К сожалению ,  осуществляемая ныне правительством налоговая политика характеризуется стремлением прежде всего за  счет усиления  налогового  бремени  предприятий  и населения решить проблему наполнения бюджета.  Такие меры могут принести  успех только в очень ограниченном временном промежутке ( и в условиях развитого рынка! ). В целом же подобная направленность налоговой стратегии представляется неперспективной. Незначительная доля частного сектора в экономике,  крайне медленные темпы проведения  приватизации не позволяют включить механизм рыночной  конкуренции.  Вследствие  этого  при  либерализации   цен действительные  ограничения их росту задаются только границами платежеспособного спроса.  В этих условиях высокий уровень налого-облажения неизбежно вызывает у предпринимателей стремление переложить тя-жесть налогового бремени на конечного  потребителя, включив всю сумму нало-гов в цену товаров. В результате цена производителя ( включающая в себя его  издержки,  налоги  и минимальную прибыль, остающуюся после уплаты налогов ) нередко превышает ту, которую готов заплатить за его продукцию покупатель. Снижение же продажной цены ставит производителя на грань банкротства.         

      Практика показывает,  что  следствием увеличение ставок и массы изымаемых государством налогов фактически  всегда  является усиление инфляционных тенденций. Увеличение массы налогов либо напрямую приводит к росту цен ( это касается товаров первой необходимости,  спрос  на  которые неэластичен по цене,  а также невзаимозаменяемых  товаров  и  тех,  что   производится предприятиями -   монополистами   ),   либо  через  сокращение вследствие роста цен спроса ( на товары, на которые он эластичен по  цене  )  ведет  к  ухудшению финансового положения хозяйствующих субъектов,  что с позиций всей  экономики  чревато дальнейшим углублением  экономического кризиса и спадом производства. Иногда предприятия стремятся искусственно  удерживать низкие цены на свою продукцию с тем,  чтобы,  таким образом, с одной стороны снизить абсолютную массу  налоговых  платежей  в бюджет, а  с  другой,  путем  создания искусственного дефицита  осуществлять конечную реализацию своих товаров  при  посредничестве теневых  коммерческих  структур.  В результате все равно срабатывает стихийный механизм рынка:  потребитель  оплачивает продукт по рыночной, равновесной цене. В то же время для государства теряется смысл увеличения налогов,  поскольку  основная масса прибыли   присваивается   производителем  и  посредником бесконтрольно.         

Информация о работе Налоговая политика , ее теоретические основы