Налогообложение в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность налоговой системы и пути совершенствования налоговой системы РК.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить экономическую сущность налогов и их классификацию;
-рассмотреть понятие и задачи налоговой системы Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;
-рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;
-рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Основы налогообложения
1.1. Сущность, принципы и роль налогообложения. 4
1.2. Налоговые реформы и перспективы налогового обложения. 7
ГЛАВА II. Налогообложение в РК
2.1. Действующая налоговая система в РК. 11
2.2. Основные этапы налоговой реформы в РК. 18
2.3. Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы в РК. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

курсовая эконом теория.docx

— 77.70 Кб (Скачать)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА I.  Основы  налогообложения 

    1.1. Сущность, принципы  и роль налогообложения. 4

    1.2. Налоговые реформы  и перспективы  налогового обложения. 7

ГЛАВА II.    Налогообложение в РК 

    2.1.    Действующая налоговая  система в РК. 11

    2.2.    Основные этапы  налоговой реформы  в РК. 18

    2.3. Перспективы развития  и пути совершенствования  налоговой системы  в РК. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

Список  использованной литературы 30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

     В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Денежные средства, собранные посредством налогов, дают государству возможность проводить социальную политику, в том числе оказывать материальную помощь тем слоям и группам населения, которые не в состоянии обеспечить свое существование на минимальном уровне.

     Рыночное  развитие государства предполагает широкое использование налоговой  политики в качестве регулятора важных сторон его жизни. Опыт разных стран  показывает, что именно налоги и  налоговая система являются наиболее мобильными финансовыми институтами  управления экономикой. Государство, выражая  интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и  осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую  и др.

     Важнейшим инструментом налоговой политики является налоговая система. Налоговая система как инструмент экономической и налоговой политики должна способствовать реализации и повышению эффективности социально-экономической политики государства.

     В Послании Президента Республики Казахстан  говорится: «Необходимо привести налоговую  систему в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана. Действующий Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом  росте, однако в настоящее время  его потенциал практически исчерпан. Кодекс насчитывает свыше 170 видов  льгот и преференций, которые  постоянно и бессистемно растут.

     На  протяжении всей истории развития и  становления казахстанской налоговой  системы Республики Казахстан принимаемые  правительством республики меры по ее модернизации позволили разработать  и ввести в действие новый Налоговый  кодекс, в который были внесены  множественные изменения, позволившие  адаптировать его к реалиям настоящего времени.

     Разработанный Налоговой кодекс призван способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени». Новый Кодекс прибрел характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетает в себе качество администрирования и интересы налогоплательщиков. Но, главное, он предусматривает снижение общей налоговой нагрузки для не сырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса. Ожидаемые потери бюджета будут компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора.

     Актуальность  темы курсовой работы: с приобретением  независимости, как в правовой, так  и в экономической сфере потребовались  радикальные изменения. Экономическая  ситуация любой страны диктует необходимые  условия для формирования налоговой  политики, от прозрачности которой  зависит стабильная налоговая система. На сегодняшний день налоговая система  Казахстана находится в состоянии  постоянного совершенствования.

     Цель  данной курсовой работы - раскрыть сущность налоговой системы и пути совершенствования  налоговой системы РК.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     -определить  экономическую сущность налогов  и их классификацию;

     -рассмотреть  понятие и задачи налоговой  системы Республики Казахстан,  изучить роль и функции налоговой  системы государства в экономической  системе общества;

     -рассмотреть  основные проблемы и недостатки  налоговой системы Республики  Казахстан;

     -рассмотреть  перспективы развития и пути  совершенствования налоговой системы  Республики Казахстан.

     Методологической  основой исследования выступили  нормативно-правовые акты по налогам  и налогообложению, материалы специальных  изданий и периодической печати.

ГЛАВА I.  Основы  налогообложения

     1.1. Сущность, принципы и роль налогообложения.

     Любое государство может существовать лишь тогда, когда обладает собственной  финансовой базой, проще говоря, имеет  деньги для содержания своего аппарата и покрытия расходов, возникающих  в процессе реализации им своих функции.

             Между тем, деньги являются  продуктом сферы материального  производства к которому государственная деятельность, будучи по своей природе разновидностью управленческой деятельности, не относится. Другими словами, труд конкретного государственного служащего, рассматриваемого в отдельности, как и деятельность всего государственного аппарата в целом, имея бесспорно общественно-полезный характер, не создают того продукта, выразителем стоимости которого выступают деньги.

     В силу этого государство вынуждено  искать их где-то на стороне.

     Добывание государством денег составляет содержание такого элемента по финансовой деятельности, который принято именовать "мобилизация  денежных средств, необходимых для  обеспечения функционирования государства  и создание денежных фондов государства".

     Добывает  себе государство денежные средства различными способами:

     1) в одних случаях оно использует  метод, основанный на добровольной  передаче денег от их собственника (владельца) государству, в качестве  классического примера которого  выступают государственные займы  (как внутренние, так и внешние);

     2) в других случаях добывание  денег происходит путем  их  принудительного изъятия, где  не менее классическим примерам выступают налоги.

     Налоги (в старину их называли «подати»), наряду с военной добычей и  пошлинами, являются, пожалуй, самым  древним способом добывания государством себе денег. Известный дореволюционный  финансист П.П. Гензель по этому поводу отмечает, что «уже в древнем мире были прекрасно известны технические приемы обложения, разнообразные кадастры и утонченные способы взыскания».

     Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися  у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены  и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжении государства, поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

     Таблица 1. Требования к Налоговой системе.

1 -Стабильность  налоговой системы;
2 -Упорядоченность  механизма сбора налогов (что  упростит контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов);
3 -Льготирования  конечной продукции, а не факторов  производства (с предоставлением  льгот после подтверждения наличия  практического эффекта льготируемых величин).
4 -Субординация  местных и общегосударственных  налогов. (Разграничение сфер общегосударственных  и местных налогов исключительный  произвол в формировании ресурсов  всех уровней административной  иерархии, является гарантом их  самостоятельного самоуправления  развития);
5 -Равенство перед  законом всех налогоплательщиков, единообразие налоговой политики (Достижение большого единообразия  облегчит удовлетворение других  критериев удачной налоговой  политики, оно способствует упрощению  налогов и в это является  вкладом в их нейтральность);
6 -Законодательное  право налогоплательщика на информацию (Система налогообложения должна  показывать населению сколько стоят различные мероприятия государства, которые совершаются в разных масштабах, с тем чтобы решение политиков, как и на что, тратить деньги, подкреплялось бы готовностью налогоплательщиков платить за эти практические действия);
7 -Простота налоговой  системы (Способ реального упрощения  - значительная переориентировка  налоговой политики от потребностей  относительного положения каждого  отдельного налогоплательщика в  строну широких и общих правил, которые охватывают большую часть  экономического поведения и сделок);      

     Налоговые системы многих стран мира развивались  постепенно, в течение многих лет. У Казахстана же не было и нет времени для длительной эволюции создания налоговой системы, необходимо скорейшее становление и развитие национальной экономики. Но Казахстан не сможет за один период перейти к полностью удовлетворительной и современной налоговой системе. Продвижение к этой цели должно осуществляться поэтапно с тем, чтобы дать время, как налогоплательщикам, так и налоговым организациям осмыслить изменения по мере того как они вносятся. Поскольку невозможно за один раз внести все желанные изменения должна быть определенная очередность.

     1.2. Налоговые реформы и перспективы налогового обложения.

     Имеется в виду отношение ко всей совокупности подлежащих к уплате налогов и  других обязательных платежей в бюджет, механизмов их исчисления и методов  контроля за их взиманием, что в свою очередь, зависит от следующих факторов:

  • менталитета и гражданской позиции налогоплательщика, то есть уровня его общественного сознания, экономической грамотности и налоговой культуры, предполагающих понимание им необходимости платить без принуждения налоги как не только свой первостепенный гражданский долг, но и почетное право во благо себе и людям принимать таким образом непосредственное участие в государственном строительстве;
  • особенностей мотивации, то есть степени и характера личной заинтересованности в успехе налоговой реформы в целом и решения ее отдельных целевых задач со стороны налогоплательщика, зависящих от его предыдущего опыта, индивидуального представления об ожидаемой от нее выгоды, коммуникативности, имущественного, социального и общественного статуса, способности свободно ориентироваться в сложных проблемах рыночной экономики, перспективах ее устойчивого развития и своего места в ней.

     Отсюда  однозначный вывод: любые задачи налогового законодательства реально  осознаются налогоплательщиком лишь тогда, когда они непосредственно затрагивают  его интересы в финансовом смысле. Именно таким избирательным подходом к налоговой системе, который необходимо обязательно учитывать при ее проектировании и управлении налогами, можно объяснить, почему одни налогоплательщики безоговорочно доверяют ей и оказываются в числе ее убежденных сторонников, причем даже при наличии в ней явных изъянов и серьезных недостатков, другие – не только отказывают ей в таком доверии, но и становятся ее непримиримыми противниками, в связи с чем всячески игнорируют и поносят, не взирая на все, казалось бы, разумные доводы о ее несомненных достоинствах и эффективности. Вот почему некоторые исследователи в области налогообложения с полным основанием считают, что влияние субъективного человеческого фактора, индивидуального и коллективного опыта людей неизбежно сказываются на судьбе налоговой реформы.

Информация о работе Налогообложение в РК