Налогообложение доходов физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы «Налогообложение доходов физических лиц». Интерес выбранного исследования не теряет своей актуальности на разных этапах становления и функционирования налоговой системы российского государства.
В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………......3
Глава 1. История развития подоходного налогообложения в России…..…...5
Глава 2. Специфика налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации
Методика взимания и элементы налога на доходы физических лиц……..13
Особенности применения налоговых вычетов по НДФЛ…………….…...23
Заключение ………………………………………………………………………...31
Список литературы………………………………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

kurs_ndfl.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………......3

 

Глава 1. История развития подоходного налогообложения в России…..…...5

 

Глава 2. Специфика налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации

    1. Методика взимания и элементы налога на доходы физических лиц……..13
    2. Особенности применения налоговых вычетов по НДФЛ…………….…...23

 

Заключение ………………………………………………………………………...31

Список литературы………………………………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема данной курсовой работы «Налогообложение доходов физических лиц». Интерес выбранного исследования не теряет своей актуальности на разных этапах становления и функционирования налоговой системы российского государства.

В России, как и в  большинстве стран мира, налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и  потребления, а с другой - упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).

В идеале налог на доходы должен быть налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать  потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой налогообложения доходов физических лиц является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Согласно Конституции Российской Федерации1 (далее – Конституция РФ) и Налогового кодекса Российской Федерации2 (далее - НК РФ) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера, т.е. применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Кроме того, не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в том числе прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах ее территории товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Цель работы заключается в рассмотрении и изучении теоретических аспектов налогообложения доходов физических лиц в России.

Объектом исследования являются нормы, регулирующие налогообложение  доходов физических лиц.

Предметом исследования следует обозначить институт налогообложения  доходов физических лиц на современном  этапе.

Выделим задачи исследования:

- осветить историю  развития подоходного налогообложения  в России;

- охарактеризовать методику  взимания и элементы НДФЛ;

- уделить внимание  и отразить особенности применения  налоговых вычетов по НДФЛ.

При написании работы использовались различные нормативно-правовые акты, регламентирующие НДФЛ, а так же научные труды по избранной теме разных авторов.

 

Глава 1. История развития подоходного налогообложения в России

 

История налогообложения  в России насчитывает не одно тысячелетие. В данном параграфе рассмотрим развитие подоходного налогообложения в России на разных этапах.

На протяжении XIII века в различных княжествах проводились переписи населения с целью определения, как мы сейчас говорим, налоговой базы и более полного сбора дани, наместники получали в свою пользу лишь половину сборов с кормлений, остальную же часть податей они обязаны были передавать в великокняжескую казну.

На протяжении XIV – XV вв. со свободного населения помимо ордынской дани взимается особая дань, которая прямо направляется в княжескую казну. В конце XV в. часть натуральных сборов была заменена денежным оброком в связи с ростом великокняжеского хозяйства, а также изменениями в хозяйственном строе дворцовых слобод. В результате реформы местного управления, проведенной в 1556 г. Иваном Грозным, подати на каждого плательщика стали раскладывать совместно правительство и общество. Правительство решало вопросы о количестве тягловых (облагаемых) хозяйств, о способности платить налоги теми или иными разрядами плательщиков. Общество же распределяло подати между плательщиками сообразно хозяйственному благосостоянию каждого.

В 1614 г. был введен один из основных прямых налогов с тяглового  населения России – «стрелецкий  хлеб». Этот налог взимался для содержания служилых людей. Население Поморья и посадские люди вносили этот налог деньгами, отсюда другое его название – «стрелецкие деньги». С конца XVI в. в посадах взимается лавочный оброк с купцов, которые владеют лавкой или другим промышленным заведением на территории посада.

С начала XVII века появляется относительно оформленное обложение городских промыслов так называемыми процентными деньгами: «пятой деньгой», «пятнадцатой деньгой». В этот период раскладка налогов по городам и посадам производилась на основе проведенной в 1646 г. подворной переписи. Одним из наиболее тяжелых налогов данного периода считается ямская подать или «ямские деньги». Данный вид обложения был введен еще в 1500 г., а в 1613 г. приобрел вид «больших ямских денег» и представлял собой прямой налог с тяглового сельского городского населения.3

Правление Петра I было ознаменовано серией мероприятий по совершенствованию налоговой или податной системы того времени. Так, именно в этот период вводятся прямые имущественные подати («десятая деньга») и личная поголовная подать («дворовое тягло»), положившая начало подати подушной (1722 – 1724 гг.), просуществовавшей в России чуть менее двух веков и фактически заменившей подворные подати (стрелецкую, ямскую, полотняночную, конскую и «десятую деньгу»).

Введенная в 1724 г. подушная подать стала играть ключевую роль в формировании налоговых доходов казны. Размер подушной подати определялся исходя из потребностей содержания войска и данных переписи и был установлен в 74 копейки.

Также, столкнувшись с  большими трудностями в сфере  финансов уже в первые годы царствования, Петр I умножил количество налогов и резко увеличил их ставки.

При Екатерине I подушная подать была понижена до 70 копеек. Взамен владельческих податей государственные крестьяне должны были платить по 40 копеек, а городские тяглые обыватели по 1 рублю 20 копеек. Переход к подушной подати, несмотря на недоимку в 18%, в 1724 г. принес казне дополнительно 2 млн. руб., а с учетом переходящего остатка средства казны увеличились на треть по сравнению с 1720-1723 гг. и составили 10 млн. руб. На практике «подушина» обнаружила немало отрицательных черт: единую норму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных по природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособные работники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между ревизиями – «ревизских душ».4

Одним из наиболее долго  существовавших в России налогов  является ясак, возникновение которого принято относить к XV веку, отменен он был только после Февральской революции 1917 г. Исторически этот вид обложения возник как одна из форм выражения подданства нерусских народов и уплачивался натурой (пушниной, скотом), но позднее, с XVIII века, он стал приобретать и денежный характер. Этим налогом облагались главным образом нерусские народы, занимавшиеся охотничьим промыслом.

На протяжении второй половины XVIII – начала XIX века продолжалось совершенствование налоговой системы. Наиболее значительными мероприятиями в этот период было уточнение налогообложения купечества: введение налогообложения имущества (фабрик и заводов – по рублю со стана, а где стана нет – по 1% с капитала); введение частнопромысловых сборов с торгово-промышленных предприятий.

Позднее была введена  гильдейская подать (гильдейский  сбор с объявленных капиталов) –  начало регулярному торгово-промышленному обложению в России. Одновременно купечество освобождалось от подушной подати. В дальнейшем гильдейское обложение неоднократно пересматривалось.

Основы налоговой  системы России конца XIX – начала XX века были заложены при проведении ряда преобразований налоговой системы в 1863 – 1865 и 1885 – 1887 гг. В эти годы были отменены соляной налог (1880 г.) и подушная подать (1882 – 1886 гг.). Активно совершенствовалась система акцизного обложения и государственного земельного налога. В начале ХХ в. роль налогов в формировании доходов бюджетной системы России была относительно невелика.

Проблема введения подоходного налога в России обсуждалась  в экономической литературе и  средствах массовой информации с 80-х  годов XIX века. Первый активно обсуждавшийся проект подоходного налога относится к 1879 г. Им предусматривалось введение этого налога в качестве замены подушной подати. На протяжении почти 35 лет введение подоходного налога в России активно дискутировалось, но в итоге рассматривалось как нереальное и нецелесообразное.

Первый Закон  о подоходном налоге фактически был  утвержден лишь в 1916 г. Введенное  положение распространялось на все местности российского государства (за исключением Великого княжества Финляндского). Налог должен был взиматься с доходов, полученных от всех источников: капитала; недвижимости; аренды; торговых, промышленных и иных предприятий; профессиональных, личных промысловых и иных приносящих выгоды занятий.

Не попадали под налогообложение такие виды доходов, как наследство и дарение, средства, полученные в погашение занятых у налогоплательщика сумм, выигрыши по процентным бумагам.

К кругу налогоплательщиков были отнесены: российские поданные (за исключением не проживающих постоянно  в России); иностранные граждане, постоянно проживающие в России;

Кроме того, обложение  подоходным налогом предполагалось распространить на сословные общества, биржевые, торговые и промышленные общества, акционерные общества и компании, паевые и иные товарищества и некоторые другие организации и институты.

Не подлежали  налогообложению следующие виды доходов: паевые взносы членов обществ  взаимного кредита; служебное вознаграждение в действующей армии; пенсии и  пособия за службу в войсках и  флоте, а также некоторые иные виды пенсий; пособия на погребение членов семьи плательщика.

Указанным положением предусматривалась достаточно дробная  шкала налогообложения: всего выделялась 91 позиция. В качестве примера приведем ставки, установленные положением на первые годы (1917 – 1919 гг.). Не подлежал налогообложению годовой доход менее 850 руб. С дохода от 850 до 900 руб., должно было быть уплачено 6 руб. С дохода от 900 до 1000 руб. должно было быть уплачено 7 руб. и т. д. С доходов, превышавших 400 тыс. руб., должно было быть уплачено 48 тыс. руб. плюс 1250 руб. на каждые полные 10 тыс. руб. дохода. Однако данное положение так и не было реализовано. События 1917 г. заблокировали введение этой модели подоходного налога. Тем не менее, именно это положение о подоходном налоге можно считать первой версией отечественного подоходного налогообложения.

Фактически  к началу 1917 г. в России действовали  следующие основные налоги: поземельный  налог, который носил раскладочный характер; поземельные сборы, существовавшие на территории польских губерний, Сибири и некоторых других местностей; налоги с недвижимых имуществ; подымная подать, взимавшаяся в посадах и селениях Польских губерний; кибиточная подать, взимавшаяся в ставропольской губернии, Степном и Туркестанском краях; оброчная подать и платежи переселенцев за пользование казенной землей; квартирный налог; промысловый налог; налог на денежный капитал; эмиссионный налог с акций и облигаций.

Положение 1922 года о подоходном налоге не предусматривало  обложения данным налогом заработной платы рабочих и служащих, а также доходов государственных и кооперативных предприятий. На доходы этих видов распространялись особые правила обложения. Но уже в 1923 г. было сформировано новое положение о подоходно-поимущественном налоге. Эта система обложения представляла собой двухступенчатый налог. На первой ступени взимался основной подоходный налог (или, так называемый, классный налог), который зависел от вида доходов (от личного труда по найму, от личного труда не по найму, нетрудовые доходы) и от профессии налогоплательщика. Для уплаты налога устанавливались твердые ставки, которые дифференцировались в зависимости от источников доходов и их (источников) местонахождения. Не облагаемый минимум существовал по классному налогу только для рабочих и служащих с заработком до 75 руб. в месяц. Классный налог дополнился прогрессивным подоходным обложением (второй ступени), взимаемым с совокупного дохода от всех источников с зачетом уплаченных ранее сумм классного налога. Все группы налогоплательщиков (кроме рабочих и служащих) при наличии у них имущества, не являющегося предметом промысла и предметом личной домашней обстановки, должны были уплачивать дополнительный поимущественный налог.

Подоходный  налог в 1923 г. был распространен  также и на доходы государственных  и кооперативных предприятий. Фактически этот налог представлял собой налог на доходы граждан, а также частных юридических лиц. Его ставка варьировались от 0,83 до 15% в зависимости от объема доходов.

В 1941 – 1960 гг. происходит частичное восстановление налоговой  системы, что было связано с необходимостью мобилизации ресурсов во время Великой Отечественной войны и в период восстановления народного хозяйства. В 1941 г. с началом Великой Отечественной войны была установлена стопроцентная ставка к подоходному и сельскохозяйственному налогам. С 1942 г. эта надбавка заменяется специальным военным налогом, который был отменен в 1946 г. В ноябре 1941 г. вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. В 1942 г. были установлены сбор с владельцев транспортных средств, разовый сбор на колхозных рынках, сбор с владельцев скота. В 50-е годы налоги с предприятий и организаций составляли лишь 2% доходов бюджета.

Информация о работе Налогообложение доходов физических лиц