Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 15:45, курсовая работа
Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.…
Рассмотрим, к чему приводит неполное установление и определение элементов закона о налоге.
С одной стороны, это приводит к законной возможности уклонения от уплаты налогов, хотя об уклонении здесь можно говорить лишь с большой долей условности, ведь обязанность уплатить налог, не может считаться установленной. Так, в числе плательщиков налога на добавленную стоимость были указаны иностранные фирмы, осуществляющие деятельность на территории России, но не имеющие постоянного представительства. Однако в отношении них не был определен порядок уплаты налога, в результате чего эти юридические лица вполне законно налог на добавленную стоимость не уплачивали.
С другой стороны, неполное установление и определение элементов закона о налоге приводит к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, которые пытаются самостоятельно установить налоги, расширительно толковать положения закона о налоге.
Элементы налога отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога используется в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование.
Элементы
любого закона о налоге можно подразделить
на существенные и факультативные.
Существенными элементами считаются
такие, без полного установления и определения
которых налог не может считаться установленным.
К факультативным
относят такие элементы, которые хотя
и не влияют на наличие обязанности уплачивать
налог, однако повышают гарантии его уплаты,
делают закон более гибким по отношению
к различным категориям налогоплательщиков.
[10]
2. Налогообложение.
2.1
Виды налогообложения
Налогообложение бывает простым и двойным:
Существует и такой вид, как переложение налогов, - т.е. полное или частичное перенесение налога его плательщиком на другое лицо, с которым оно вступает в различные экономические отношения и которое становится носителем налога. Различают переложение прямое и обратное.
Обратное
переложение налогов выражается в понижении
цены и имеет место при продаже земли,
акций, облигаций, когда налог переносится
на продавца.[4]
2.2.
Субъект налогообложения (налогоплательщик).
Согласно статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством России (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
Местом нахождения российской организации считается место ее государственной организации.
Обособленное
подразделение организации -
любое территориально обособленное от
нее подразделение, по месту нахождения
которого оборудованы стационарные рабочие
места. Признание обособленного подразделения
организации производится таковым независимо
от того, отражено или не отражено его
создание в учредительных или иных организационно-
Местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
Физические лица - граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Физическое или юридическое лицо считается налоговым резидентом, если оно проживает на территории России не менее 183 дней в календарном году или живет на территории страны постоянно.
Местом жительства физического лица считается место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает.
Резиденты обязаны в своих экономических действиях придерживаться законов данной страны, платить налоги в соответствии с законами и нормами этой страны.
Нерезидент:
Практическое значение определения места постоянного местопребывания налогоплательщика заключается в следующем:
Индивидуальные
предприниматели -
физические лица, зарегистрированные
в установленном порядке и осуществляющие
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, а также
частные нотариусы, частные охранники,
частные детективы.[4]
2.3
Объект налогообложения.
Согласно законодательства России под объектом налогообложения понимается предмет, подлежащий налогообложению (операции по реализации товаров (работ, услуг); стоимость реализованных товаров, а также добавленная стоимость продукции, работ, услуг; доходы от отдельных видов деятельности; операции с ценными бумагами; пользования природными ресурсами; имущества юридических и физических лиц; передачи имущества; прибыль), либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налога (ст.38 НК РФ).
Существует другой подход к определению объекта налогообложения, под которым понимаются юридические факты (действия, события, состояния), которые обу3славливают обязанность субъекта заплатить налог (например, факт принятия наследства). Так, предметом налога на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения, является соответствующее имущество, в то время как объектом может быть только факт принятия наследства.[15]
Каждый
налог имеет самостоятельный объект налогообложения,
определяемый в соответствии с частью
2 НК РФ.[2]
2.4
Налоговый период и срок уплаты.
Налоговый период -это период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога (это может быть календарный год, месяц или иной период времени, применительно к отдельным налогам).
Срок уплаты - это период времени, когда налог вносится в бюджет. Сроки налогов и сборов устанавливаются НК РФ применительно к каждому налогу и сбору и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями.
Порядок уплаты налогов и сборов.
Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК и другими законодательными актами в наличной или безналичной форме.
Способы уплаты налога.
На сегодняшний день в Российской Федерации существует 3 основных способа уплаты налога:
1.Уплата налога по декларации. На налогоплательщика налагается обязанность представить в налоговую инспекцию в установленный срок официальное заявление о своих доходах.
1.1 Декларация о доходах может служить основанием для исчисления налога налоговыми органами и в этом случае обязанность уплатить налог возникает при вручении налогоплательщику налогового извещения.
1.2
Декларация о доходах может являться всего
лишь отчетным действием. Такая ситуация
возникает, когда налогоплательщик самостоятельно
начисляет и уплачивает налог, а роль декларации
сводится к фиксации размера уплаченного
налога и в дальнейшем возможны проверки
соответствия действительности сведений,
указанных в декларации. [14]
2.5
Налоговые льготы.
Это снижение размера (бремени) налогообложения. Это сделано для стимулирования приоритетных отраслей народного хозяйства, поддержки малоимущих слоев населения.
Налоговые льготы классифицируются в зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлена льгота.
К налоговым кредитам относятся:
► снижение ставки налога;
► сокращение суммы налога;
►
отсрочка или рассрочка уплаты налога
и др.[16]
3. Налоговая система Российской Федерации.
3..1
Налоги в экономической системе государства
В настоящее время теория налогов как важнейшая составляющая экономической науки в России начала возрождаться.
Исходя из теории налогов и функций налогов, определяется налоговая политика государства. На практике можно выделить три основные формы налоговой политики. Они встречают не в чистом виде, а в определенных соотношениях друг с другом.
Во-первых, это выраженная фискальная политика, или политика максимальных налогов. Здесь мы имеем тот случай, когда государство стремится методом высоких налогов на подоходную часть бюджета и обеспечить превышение доходов над расходами. Подобная политика, как убедительно показал А. Лэффер, чаще всего не достигает поставленных целей. Вместе с тем она имеет и еще более серьезные последствия. Происходит замедление расширенного воспроизводства или вообще возврат к простому воспроизводству. Население оказывает пассивное сопротивление данному курсу, и начинается массовое уклонение от уплаты налогов. Уклонение от налогообложения приводит в свою очередь к росту теневой экономики.