Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:37, контрольная работа
Анализируя понятие налога, следует особо подчеркнуть, что это обязательный платеж, не зависящий от прихоти налогоплательщика. Таким образом, налог имеет принудительный характер, что коренным образом отличает его от добровольных пожертвований. Следующая характерная черта налога - он может взиматься только на установленных законодательством основаниях.
Чрезвычайно важно помнить, что налоги - это платежи, не предполагающие встречного исполнения обязательств за какую-либо услугу. Безэквивалентность налога не означает, что налогоплательщик вовсе не получит каких-либо благ от государства. Подобная компенсация может быть в форме организации государством бесплатного обучения, медицинской помощи и т.д.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. НАЛОГИ: ПРИЗНАКИ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ…………………………………………..4
2. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА……………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...18
Международной
организацией ЮНЕСКО рекомендуется
другой метод сравнительного сопоставления
уровня налогового бремени по доле
налогов в ВВП:
,
где - уровень налогового бремени; - сумма налогов; - валовой внутренний продукт.
Налоговая система любого государства по своей сути динамична, что связано с изменением экономической конъюнктуры, целей и задач экономического развития.
Бюджетно-налоговая
политика - это совокупность мер
правительства по регулированию
государственных расходов и налогообложения,
направленных на обеспечение полной
занятости и производство равновесного
ВНП. Бюджетно-налоговая политика является
частью финансовой политики - совокупности
финансовых мероприятий, осуществляемых
правительственными органами через
звенья и элементы финансовой системы.
Финансовая политика включает фискальную
(в области налогообложения и
регулирования структуры
Рис.3. Структурные элементы финансовой политики
Теоретические
истоки современных западных концепций
финансовой политики следует искать
в работах западных экономистов
XIX - начала XX в. Их развитие связано
с общими законами движения рыночной
экономики и отражает принципиальные
изменения в хозяйственном
Рис.4. Цели фискальной политики
Рис.5. Типы, виды и инструменты фискальной политики
И
дискреционная, и автоматическая фискальная
политика играют важную роль в стабилизационных
мероприятиях государства, однако ни та,
ни другая не являются панацеей от всех
экономических бед. Что касается
автоматической политики, то присущие
ей встроенные стабилизаторы могут
лишь ограничить размах и глубину
колебаний экономического цикла, но
полностью устранить эти
Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:
-наличие
временного лага между
-административные задержки;
-пристрастие
к стимулирующим мерам (
Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.
Основной рычаг фискальной политики государства - изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Влияние налогов на объем ВНП осуществляется через механизм налогового мультипликатора. Вторая составляющая фискальной политики - изменение государственных расходов. Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом [9].
В основе бюджетной политики государства могут лежать различные концепции: концепция ежегодно балансируемого бюджета; концепция балансирования бюджета в ходе экономического цикла; концепция функциональных финансов.
В экономике существуют так называемые мультипликационные эффекты. Суть эффекта мультипликатора - множителя в рыночной экономике состоит в увеличении инвестиций или расходов и приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций или расходов.
Мультипликатор Кейнса показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в результате роста государственных и других автономных (т.е. независимых от величины дохода Y) расходов на единицу.
С
учетом налогообложения дохода Y модель
мультипликатора примет следующий
вид:
,
где - предельная склонность к потреблению; - предельная налоговая ставка.
Подобно
инвестициям и государственным
расходам, налоги также приводят к
возникновению
Если налоговые отчисления снижаются на , то располагаемый доход возрастает на величину . Потребительские расходы соответственно увеличиваются на , что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства до : . Выражение и есть мультипликатор налогов.
Чистые
налоговые поступления
Налоговая
функция имеет вид:
, где
- автономные налоги, не зависящие
от величины дохода
(например, налоги на недвижимость,
наследство и т.д.);
- предельная налоговая ставка.
Рис.6.
Мультипликативное влияние
Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВНП, а снижение налогов - к его росту. При этом следует учитывать временные лаги между изменением налогов и изменением национального дохода, которые могут составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.
Снижение
налогов для потребителей означает
рост их доходов и соответственно
рост их расходов, что выражается в
росте спроса на потребительские
товары. Снижение налогов для фирм
ведет к росту доходов
Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу [10]. Это следствие более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются госрасходы (что дает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).
В
случае, когда государственные расходы
и налоговые отчисления возрастают
на одну и ту же величину, равновесный
объем производства возрастает на ту
же величину. При этом мультипликатор
сбалансированного бюджета
Главной
статьей бюджетных доходов
От налогов следует отличать налоговую систему - совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения. Важнейшие принципы построения налоговой системы: нейтральность, справедливость, простота, учет возможностей налогоплательщика, однократность изъятия налогов, обязательность, гибкость и др. Налоговая система использует налоговые ставки и налоговые Льготы.
Зависимость
доходов государства от величины
налоговой ставки показывает кривая
А. Лаффера. Практика показывает, что
оптимальное значение налоговой
ставки не должно превышать суммарные
налоговые изъятия из валового дохода
предприятия 35-40% его величины, иначе
падает интерес предприятий к
наращиванию производства. Уровень
налогового бремени характеризуется
коэффициентом налогового бремени
(отношение суммы налогов
Бюджетно-налоговая
политика - это совокупность мер
правительства по регулированию
государственных расходов и налогообложения,
направленных на обеспечение полной
занятости и производство равновесного
ВНП. Она является частью финансовой
политики - совокупности финансовых мероприятий,
осуществляемых правительственными органами
через звенья и элементы финансовой
системы. Финансовая политика включает
фискальную (в области налогообложения
и регулирования структуры
Влияние налогов на объем ВНП осуществляется через механизм налогового мультипликатора, математическое выражение которого , где - прирост дохода; - прирост налогов; - предельная склонность к потреблению.
Налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение.