Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:37, контрольная работа
Анализируя понятие налога, следует особо подчеркнуть, что это обязательный платеж, не зависящий от прихоти налогоплательщика. Таким образом, налог имеет принудительный характер, что коренным образом отличает его от добровольных пожертвований. Следующая характерная черта налога - он может взиматься только на установленных законодательством основаниях.
Чрезвычайно важно помнить, что налоги - это платежи, не предполагающие встречного исполнения обязательств за какую-либо услугу. Безэквивалентность налога не означает, что налогоплательщик вовсе не получит каких-либо благ от государства. Подобная компенсация может быть в форме организации государством бесплатного обучения, медицинской помощи и т.д.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. НАЛОГИ: ПРИЗНАКИ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ…………………………………………..4
2. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА……………………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...18
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Налоги: признаки, виды, функции…………………………………………..4
2. Бюджетно-налоговая политика государства……………………………10
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...18
Главной
статьей бюджетных доходов
Налог - это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.
Исторически налоги возникли с разделением общества на классы и появлением государства. Это взносы граждан для содержания публичной власти. Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им, писалось в прошлом.
Анализируя понятие налога, следует особо подчеркнуть, что это обязательный платеж, не зависящий от прихоти налогоплательщика. Таким образом, налог имеет принудительный характер, что коренным образом отличает его от добровольных пожертвований. Следующая характерная черта налога - он может взиматься только на установленных законодательством основаниях.
Чрезвычайно
важно помнить, что налоги - это
платежи, не предполагающие встречного
исполнения обязательств за какую-либо
услугу. Безэквивалентность налога не
означает, что налогоплательщик вовсе
не получит каких-либо благ от государства.
Подобная компенсация может быть
в форме организации
Налоги характеризуются следующими основными признаками: обязательностью, отсутствием специальной возмездности, взиманием на основе законодательных актов, всеобщностью.
В современных условиях налоги выполняют три основные функции: фискальную, экономическую и социальную.
Фискальная функция заключается в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционирования государства.
Экономическая
функция предполагает использование
налогов в качестве инструмента
перераспределения
Социальная функция направлена на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
В
современной экономике
Прямые - это налоги на доход или имущество налогоплательщика. В свою очередь, прямые налоги подразделяются на реальные и личные.
Реальные налоги наибольшее распространение получили в первой половине XIX в. К ним относятся поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги. Личные налоги включают подоходный, налог на прибыль корпораций, налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, имущественный, подушный.
Косвенные налоги включают акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, таможенные пошлины.
В
зависимости от характера ставок
различают твердые (фиксированные),
регрессивные, пропорциональные и прогрессивные
налоги. Твердые ставки устанавливаются
в абсолютной сумме на единицу
обложения независимо от размера
дохода, уровня производства, продажи
и иных экономических показателей,
связанных с деловой
В
зависимости от органа власти, в
распоряжение которого поступают те
или иные налоги, различают государственные
и местные налоги. В российских
условиях это федеральные, налоги субъектов
федерации, местные. Среди федеральных
налогов - налог на добавленную стоимость,
налог на прибыль предприятий, акцизы
на отдельные группы и виды товаров,
платежи за пользование природными
ресурсами, подоходный налог с физических
лиц. Налоги' субъектов федерации - налог
на имущество предприятий, лесной налог,
плата за воду, сборы за регистрацию
предприятий и на нужды образовательных
учреждений. Местные - земельный налог,
налог на имущество физических лиц,
налог на содержание жилищного фонда
и субъектов социально-
В
зависимости от использования налоги
делятся на общие и специальные.
Общие предназначены для
Рис.1. Общая классификация налогов
Налоговая система - это совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения.
Налоговая система строится на определенных принципах, важнейшие из которых сформулированы еще А. Смитом, а именно принцип нейтральности, справедливости и простоты расчета.
Нейтральность
налоговой системы заключается
в обеспечении равных налоговых
стандартов для налоговых плательщиков.
К сожалению, в странах с переходной
экономикой этой нейтральности практически
не существует. Широкая дифференциация
налогов, разнообразие льгот отраслям
и фирмам дискредитируют общество и
подрывают экономическую
Принцип
справедливости предусматривает возможность
равноценного изъятия налоговых
средств у различных категорий
физических и юридических лиц, не
ущемляя интересов каждого
Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с использованием набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам.
Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения таковы:
Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.
Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
Экономические
процессы в обществе регулируются при
помощи налоговых ставок и налоговых
льгот. Налоговые ставки устанавливаются
в виде процента, определяющего долю
изымаемого дохода [3]. Чтобы как-то смягчить
налоговый пресс для отдельных налогоплательщиков,
применяются налоговые льготы - форма
снижения налоговых ставок или, в предельном
случае, освобождение от уплаты налогов.
Иногда налоговые льготы используются
как средство стимулирования, основанное
на том, что уменьшение налога адекватно
предоставлению налогоплательщику дополнительных
средств на величину, равную сумме снижения.
Проблема выбора и назначения рациональных
налоговых ставок стоит перед любым государством.
Здесь необходимо основываться на зависимости
доходов государства от величины налоговой
ставки. Графическое изображение подобной
зависимости называется кривой А. Лаффера
по имени американского экономиста (рис.2)
[4].
Рис.2. Кривая А. Лаффера.
И
действительно, до определенного повышения
ставки налога доходы растут, но затем
начинают снижаться. По мере роста ставки
налога стремление предприятий поддерживать
высокие объемы производства начнет
уменьшаться, снизятся доходы предприятий,
а с ними и налоговые доходы
предприятий. Следовательно, существует
такое значение налоговой ставки,
при котором поступления от налогов
в государственный бюджет достигнут
максимальной величины. Государству
целесообразно установить налоговую
ставку на данном значении. Теоретически
установить оптимальное значение налоговой
ставки не удается, но практика показывает,
что суммарные налоговые
Налоговые
льготы как элемент регулирования
экономики должны иметь четко
выраженную функциональную, социальную,
структурную направленность. Вся
сумма налогов с населения
называется налоговым бременем. Количественно
уровень налогового бремени можно
представить отношением суммы налогов
на душу населения к
,
где - коэффициент, или уровень, налогового бремени; - средняя сумма налогов надушу населения; - платежеспособность населения.