Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 19:14, курсовая работа
Введение налога на добычу полезных ископаемых направлено также на решение задачи экономического принуждения природопользователей к бережному и экономичному использованию природных ресурсов.Цель курсовой работы – рассмотрение налога на добычу полезных ископаемых и перспективы его развития.
Введение 4
Глава 1 Методологические подходы к определению объекта налогообложения 5
1.1 Понятие объекта 5
1.2 Порядок исчисления и уплаты налога 8
1.3 Анализ эффективных подходов по оценке объекта налогообложения 9
Глава 2 Подходы к определению ставок на добытые полезные ископаемые 14
2.1 Виды ставок 14
2.2 Порядок определения ставок 15
Глава 3 Оценка влияния налоговых ставок на налоговый платеж 19
3.1 Определение налоговой базы, исходя из применяемой ставки 19
3.2 Оценка уровня изъятия НДПИ на деятельность добывающей компании 25
3.3 Анализ эффективности администрирования налога, его влияния на доходы государства 35
Заключение 39
Список литературы 41
По сути дела, государство в данный момент получает адекватную плату за эксплуатацию природных ресурсов только от нефтяных компаний. Вступившая в силу с 01.08.2004 новая прогрессивная шкала экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (экспортная пошлина возрастает по мере увеличения цен на нефть) вместе с повышением НДПИ на нефть с 01.01.2005 обеспечили изъятие в пользу государства более 90% с превышения нефтью цены в 25 долл. за баррель. В это же самое время газовые компании платят фиксированный НДПИ (не привязанный к стоимости сырья, как в нефтяной отрасли), а также 30-процентную экспортную пошлину на газ. В результате доля изъятия сверхприбыли в газовой отрасли значительно ниже, чем в нефтяной.
С
середины 2007г. в правительстве обсуждалась
возможность многократного
В
качестве аргумента более «мягкого»
режима налогообложения газодобычи
чаще всего указывается
В других добывающих отраслях, несмотря на резкий рост мировых цен на сырьевые товары, по-прежнему действует щадящий режим налогообложения. Так, компании цветной металлургии, угольной отрасли, производители минеральных удобрений, драгоценных металлов и т.д. платят в виде налогов лишь незначительную часть от получаемых ими рентных доходов. При этом представители добывающих предприятий, не относящихся к нефтегазовому комплексу, также как и представители газовой отрасли указывают на огромные потребности в капиталовложениях, отвергая тем самым возможность увеличения налогообложения. Однако резкий рост рентабельности обусловил многократное увеличение рыночной стоимости компаний цветной металлургии, угольной отрасли, производителей минеральных удобрений, драгоценных металлов и т.д. В таких условиях с целью изъятия природной ренты логичным было бы распространение на остальные сырьевые отрасли режима налогообложения, аналогичного действующему в нефтяной отрасли.
И все же неравномерность налоговой нагрузки на сырьевые отрасли является, пожалуй, не самым главным недостатком действующего механизма взимания природной ренты. Так, большинство стран, богатых природными ресурсами, в том числе и Россия, идут по пути налогового изъятия сверхприбылей сырьевых компаний. В результате добывающие отрасли фактически выводятся из рыночной системы. Ценовые механизмы оказываются не в состоянии обеспечить увеличение добычи ресурсов в ответ на рост мирового спроса. В условиях изъятия сверхприбыли эффект от высоких цен на сырье перераспределяется в пользу государства, тогда как сами предприятия лишаются стимулов к расширению производства. Наглядным примером подобного положения вещей может служить российская нефтяная отрасль, где после введения режима изъятия с помощью налогов на сверхприбыль наблюдается стагнация добычи. Даже сверхвысокие цены нефть оказались не в состоянии обеспечить увеличение объемов предложения российской нефти. 7
С целью предотвращения дальнейшего снижения объемов нефтедобычи и стимулирования капиталовложений нефтяных компаний российское правительство пошло на некоторое снижение налогового бремени нефтяной отрасли, когда в марте 2008 г. было предложено повысить верхний уровень цены нефти, при которой НДПИ не взимается, с 9 долл. до 15 долл. за баррель. При текущих ценах на нефть такая мера предполагает снижение НДПИ приблизительно на 6% (с 21.1 долл. до 19.8 долл. за баррель при цене на нефть в 105 долл. за баррель). Как ожидается, снижение НДПИ на нефть произойдет с 2009 г. примерно на 5 млрд. долл. в год, а прибыль нефтяных компаний возрастет на 4-5%.
Подобная практика налогового изъятия природной ренты не может считаться оптимальной. Что же в связи с этим можно предложить?
Глобализация мировой экономики и перспективы дальнейшего развития мировой хозяйственной системы представляют для богатых природными ресурсами стран возможности более эффективного использования природной ренты. В качестве альтернативы налоговому механизму взимания природной ренты может рассматриваться модель прямого участия государства в капитале добывающих компаний.
В настоящее время российское государство владеет около 75% акций «Роснефти» и долей акций «Газпрома» в размере 50%+1 (который в свою очередь контролирует 92% акций «Газпромнефти»), а также рядом менее значимых предприятий нефтяной отрасли. Схема, предусматривающая отказ от изъятия в бюджет свердоходов от нефтедобычи в обмен на переход в государственную собственность акций компаний нефтяной отрасли, обеспечила бы государственный контроль практически над всеми нефтяными компаниями. Данная схема могла бы быть реализована путем принятия специального закона, предусматривающего обязательную дополнительную эмиссию акций нефтяными компаниями для передачи их в собственность государства в обмен на отмену экспортных пошлин на нефть и НДПИ. Подобная капитализация природной ренты в нефтедобыче позволила бы увеличить участие государства в капитале нефтяных компаний до уровня 80%. Теоретически государство имеет возможность довести участие в капитале нефтяных компаний и до большей величины, ужесточив перед принятием указанного закона режим налогообложения нефтедобычи. Доведение же налоговой нагрузки в газовой, угледобывающей, металлургической и др. отраслях, эксплуатирующих природные ресурсы, до уровня, аналогичного нефтяной отрасли, создало бы условия для капитализации природной ренты во всех добывающих отраслях.
В результате капитализации природной ренты ни государство, ни собственники добывающих компаний ничего бы не потеряли. После отмены экспортных пошлин на нефть и НДПИ рентабельность нефтяных компаний значительно повысится, обеспечив тем самым, по крайней мере, соразмерное увеличение их рыночной стоимости. За счет этого уменьшение доли участия в капитале компаний нынешних собственников может быть компенсировано ростом рыночной стоимости этих долей.
Установление
подобного государственного контроля
над сырьевыми отраслями
В
отдаленной перспективе можно
Очевидно, что данный сценарий изменения структуры собственности в сырьевой отрасли требует тщательной проработки и может быть реализован лишь в длительной перспективе. Однако первый этап – капитализация природной ренты и установление государственного контроля над сырьевой отраслью – может быть запущен уже сейчас. Интернационализацию структуры собственности добывающих отраслей можно было бы начать не ранее чем через 5 лет, в то время как начало обсуждения вопросов о возможном вхождении крупнейших стран-потребителей сырья в капитал российских добывающих компаний можно было бы не откладывать.
Продажа доли в капитале российских сырьевых отраслей, конечно, будет рассматриваться некоторыми политиками как частичная утрата суверенитета. Однако текущие реалии и тенденции мирового развития свидетельствуют о несостоятельности подобной оценки. С каждым годом зависимость отдельных стран друг от друга будет возрастать, повышая тем самым заинтересованность крупнейших экономических агентов (государств) в обеспечении условий для устойчивого развития мирового хозяйства. Россия могла бы внести свой вклад в создание таких условий, став инициатором интернационализации структуры собственности мировой сырьевой отрасли. К сожалению, чисто рыночные механизмы не способны обеспечить необходимой трансформации сырьевых отраслей в целях повышения эффективности мировой экономики в целом. В связи с этим, став инициатором интернационализации сырьевых отраслей, Россия могла бы превратиться в одного из лидеров глобализации мировой системы, повысив тем самым собственную роль в мире и обеспечив соблюдение своих национальных интересов.
3.3 Анализ эффективности администрирования налога, его влияния на доходы государства
Практически в течение всего 2008 года доходы федерального бюджета превышали показатели 2007 года, лишь только в последние месяцы доходов пришло существенно меньше, чем ожидалось: кризис серьезно сказался на поступлениях НДС и налога на прибыль, а снижение мировых цен на нефть – на экспортных пошлинах и НДПИ.
Как сообщает Федеральная налоговая служба на своем сайте, всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. руб. администрируемых ей доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году. Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДПИ (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%).
Таблица 6
Поступления основных налогов и таможенных пошлин в федеральный бюджет, %ВВП
2007 | 2007 без ЮКОСА | 2008 | дек.07 | дек.08 | |
Доходы, всего | 23,6% | 21,9% | 22,3% | 26,9% | 17,2% |
НДПИ | 3,4% | 3,4% | 3,9% | 3,7% | 2,0% |
Налога на добычу полезных ископаемых в 2008 году поступило в федеральный бюджет 1 604,7 млрд. руб., в том числе на добычу нефти — 1 493,0 млрд. руб., на добычу газа горючего природного — 90,5 млрд. руб.; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений — 8,4 млрд. руб. По сравнению с 2007 годом поступления НДПИ выросли на 42,9%.
По итогам 2008 года федеральный бюджет был исполнен со значительным кассовым профицитом, тогда как ненефтегазовый баланс бюджета был отрицательным (-6,5% ВВП). По сравнению с 2007 годом (без учета дополнительных доходов от ЮКОСа и однократных перечислений в институты развития) профицит бюджета в 2008 году снизился незначительно, в то время как ненефтегазовый дефицит заметно увеличился.
Доходы федерального бюджета в 2008 году составили 22,3% ВВП, что на 1,3 п.п. ВВП ниже поступлений 2007 года.
Налоговые доходы составили 12,6% ВВП, что ниже уровня 2007 года на 0,6 п.п. ВВП, неналоговые же доходы выросли на 0,9 п.п., составив 9,7% ВВП. Главной причиной превышения неналоговых доходов над показателями 2007 года является увеличение в 2008 году по сравнению с 2007 мировых цен на энергоносители, а также рост физобъемов экспорта газа.
Структура
фактических поступлений
Рис.1
Сравнение фактических
Нефтегазовые доходы в 2008 года составили 10,6 % ВВП, что больше аналогичного показателя 2007 года на 1,8 п.п. ВВП. Ненефтегазовые поступления снизились– на 1,4 п.п. ВВП, составив 11,8 % ВВП.
Рис.2 Поступления не нефтегазовых доходов в федеральный бюджет, помесячно, в % ВВП
Скачкообразность динамики ненефтегазовых поступлений объясняется переходом на квартальную схему уплаты НДС.
Рис.3
Поступления не нефтегазовых доходов
в федеральный бюджет, помесячно,
в % ВВП
В
2008 году на рост доходов федерального
бюджета оказали влияние
Самым главным фактором увеличения доходов федерального бюджета являлся рост цен на энергоносители. Несмотря на текущее падение цен на нефть, наблюдаемое с августа 2008 года, средняя цена на нефть в 2008 году находилась на уровне 94 долларов за баррель, что почти на 25 долларов больше цены 2007 года. Рост мировой цены6 на газ, имевший место на протяжении всего 2008 года, продолжился и в декабре, даже несмотря на падение цен на нефть. Это объясняется временным лагом, связывающим дату заключения контракта на поставку газа и дату непосредственного его исполнения.7 Так, рост мировых цен на энергоносители добавил доходам федерального бюджета около 3,3 п.п. ВВП.
Информация о работе Налог на добычу полезных ископаемых. Перспективы развития