Механизм исчисления и уплаты налога на прибыль организаций: экономико-правовой аспект (на примере ОАО «Сухоложскцемент»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

В первой главе изложены теоретические основы налога на прибыль. Раскрыты сущность и методы исчисления налогообложения организации. Изучались основы нормативно-правового регулирования налога на прибыль организации.
Во второй главе проведен анализ экономической эффективности и дана оценка механизма порядка исчисления и взимания налога на прибыль на примере ОАО «Сухоложскцемент» по данным финансовой отчетности за 2007-2010 года.
В третьей главе даны предложения по совершенствованию эффективности исчисления налога на прибыль организации, где основным показателем являлся системный подход.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………1

1 Социально-экономическая сущность налогообложения прибыли организации…………….2

1.1 Понятие, виды налогов, их роль и место в доходах бюджета РФ…………….……………..2

1.2 Сущность налога на прибыль, порядок исчисления налогообложения прибыли организации………………………………………………………………………………………....6

1.3 Нормативно-правовая база налогообложения прибыли организации……………………....9

2 Анализ исчисления и уплаты налога на прибыль ОАО «Сухоложскцемент»………………10

2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Сухоложскцемент»……………………...…..10

2.2 Расчет налога на прибыль и налоговой нагрузки организации………………………...…..18

2.3Анализ локальной нормативно-правовой базы ОАО «Сухоложскцемент»………………..21

3 Совершенствование налогообложения прибыли организации……………………………....22

3.1 Основные нарушения при исчислении и уплате налога на прибыль организации ………22

3.2 Рекомендации по проведению мероприятий по исчислению и уплате налога на прибыль организации …………………………………………………………………………………….....24

3.3 Совершенствование законодательной базы по налогу на прибыль в условиях современного экономического состояния…………………………………………………...…..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….……………………………..…………….....27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Налог на прибыль.doc

— 445.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

Механизм исчисления и уплаты налога на прибыль организаций: экономико-правовой аспект (на примере ОАО «Сухоложскцемент»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

                                                                     Студент 5 курса

                                                                                  Очной формы обучения

                                                                                                    ВУЗ:

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………1

1 Социально-экономическая сущность налогообложения прибыли организации…………….2

1.1 Понятие, виды налогов, их роль и место в доходах бюджета РФ…………….……………..2

1.2 Сущность налога на прибыль, порядок исчисления налогообложения прибыли организации………………………………………………………………………………………....6

1.3 Нормативно-правовая база налогообложения прибыли организации……………………....9

2 Анализ исчисления и уплаты налога на прибыль ОАО «Сухоложскцемент»………………10

2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Сухоложскцемент»……………………...…..10

2.2 Расчет налога на прибыль и налоговой нагрузки организации………………………...…..18

2.3Анализ локальной нормативно-правовой базы ОАО «Сухоложскцемент»………………..21

3 Совершенствование налогообложения прибыли организации……………………………....22

3.1 Основные нарушения при исчислении и уплате налога на прибыль организации ………22

3.2 Рекомендации по проведению мероприятий по исчислению и уплате налога на прибыль организации …………………………………………………………………………………….....24

3.3 Совершенствование законодательной базы по налогу на прибыль в условиях современного экономического состояния…………………………………………………...…..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….……………………………..…………….....27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………..28


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Налоговые обязательства юридических лиц в настоящее время зависят не только от фактических величин прибыли, дохода, розничных продаж и т.д. Они определяются целым комплексом факторов реального хозяйствования и требований законодательных актов (бухгалтерских, налоговых, финансовых, бюджетных и других).

При исчислении налога на прибыль юридических лиц определяющую роль играет учет сразу нескольких принципиально значимых факторов и требований, вытекающих из принятых законов РФ и нормативных актов министерств и ведомств.

Налог на прибыль (доход) организации относится к группе прямых и пропорциональных налогов. Он занимает среди доходных источников бюджетов всех уровней особое место. Налог на прибыль широко используется в российской практике регулирования межбюджетных отношений. Ежегодно, с принятием закона о федеральном бюджете устанавливаются пропорции распределения сумм налога по звеньям бюджетной системы. Кроме того, действующая в каждый конкретный период (на время действия законодательной нормы по налогу на прибыль) ставка исчисления налога делится на ставки, по которым сумма налога зачисляется в доход федерального и региональных бюджетов.

Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение – не препятствовать стабильному развитию инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законному наращиванию капитала. Налоговый регламент обложения прибыли и доходов юридических лиц установлен в соответствии с главой 25 НК РФ.

Из вышесказанного можно выделить цель исследования – изучить порядок исчисления и уплаты налога на прибыль на примере ОАО «Сухоложскцемент», а также разработать теоретические рекомендации по совершенствованию налогообложения прибыли с учетом выявленных проблем.

Поставленная цель исследования предполагает необходимость решения следующих задач:

1) Изучить теоретические основы и экономическую сущность налогообложения прибыли организации;

2) Рассмотреть действующую Главу 25 Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организаций»;

3) Проанализировать и дать оценку механизма и порядка исчисления и взимания налога на прибыль на примере ОАО «Сухоложскцемент»;

4) Выявить правовые основы регулирования налогообложения прибыли;

5) Предложить пути по совершенствованию эффективности исчисления налога на прибыль организации.

Объектом исследования выступает промышленно - производственное предприятие ОАО «Сухоложскцемент».

Предметом исследования является механизм исчисления налога на прибыль организации.

Информационной базой исследования являются опубликованные официальные законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъектов РФ; материалы федеральной службы государственной статистики Российской Федерации; официальные данные финансовой и статистической отчетности промышленных предприятий России; первичные данные промышленного предприятия, а для проведения анализа деятельности организации использовалась налоговая и бухгалтерская отчётность ОАО «Сухоложскцемент».

Теоретико-методологической базой являлись процессы исследования как общенаучные методы познания: индукция и дедукция, анализ и синтез, так и специальные: методы сравнительного, факторного, корреляционного, экономического и графического анализа, методы стратегического анализа.

Объем и структура работы. Конкурсная работа содержит 61 страницу, 5 рисунков и 7 таблиц. При написании работы было использовано 45 источников.

В первой главе изложены теоретические основы налога на прибыль. Раскрыты  сущность и методы исчисления налогообложения организации. Изучались основы нормативно-правового регулирования налога на прибыль организации.

Во второй главе проведен анализ экономической эффективности и дана оценка механизма порядка исчисления и взимания налога на прибыль на примере ОАО «Сухоложскцемент» по данным финансовой отчетности за 2007-2010 года.

В третьей главе даны предложения по совершенствованию эффективности исчисления налога на прибыль организации, где основным показателем являлся системный подход.

 


1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1 Понятие, виды налогов, их роль и место в доходах бюджета РФ

Налоги возникли вместе с зарождением государственности. Введению налогов предшествовали другие виды поступлений в казну: дань с побежденных, контрибуции, домены, регалии, пошлины. Все эти формы аккумуляции денежных средств бюджетом создали предпосылки для введения налогов, перехода на более высокий уровень развития экономики, систем контроля и правосознания [29, c.11].

Налог  — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [40, c.15].

Экономическую сущность налогов составляют изъятия государством в пользу общества определенной части доходов в виде обязательного взноса. Налоги необходимы для осуществления государством возложенных на него функций, создания различных социальных фондов и для проведения других государственных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности народного хозяйства [39, c.5].

Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров.

В современном государстве для мобилизации средств в бюджет применяется сложная система налогов, включающая до 50 различных их видов. Такая множественность налогов позволяет поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, а так же воздействовать на поведение участников экономических процессов.

Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство: финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в хозяйстве; финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.; обеспечивает оборону и безопасность; содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления; предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам и многие другие функции [24, c.43].

Классификация налогов по различным основаниям [15, c.23]:

1. По способу взимания различают:

1.1 прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

- реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);

- личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);

1.2 косвенные налоги, которые включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, работы, услуги. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

- косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (например, акцизы);

- косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость);

- фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

- таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги:

2.1 федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней (например, налог на прибыль организации);

2.2 региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций);

2.3 местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов (земельный налог).

3. В зависимости от субъекта-налогоплательщика:

3.1 налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);

3.2 налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);

3.3 смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

В соответствии с Федеральными законами от 28.12.2009 г. № 382-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2008 год», от 03.10.2010 N 255-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2009 год», от 7 октября 2011 г. N 272-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2010 год» рассмотрим формирование федерального бюджета Российской Федерации 2008 -  2010 года по основным статьям дохода [6-9].

Таблица 1 – Формирование дохода федерального бюджета РФ по основным статьям за 2008 – 2010 года[1].

Доход федерального бюджета

2008 год

 

2009 год

 

2010 год

 

тыс.руб.

Удельный вес в доходе бюджета, %

тыс.руб.

Удельный вес в доходе бюджета, %

 

тыс.руб.

Удельный вес в доходе бюджета, %

Всего налоговые и неналоговые доходы

9 275 931 310,1

100

7 337 750 521,6

100

8 305 414 366,8

100

Налоги на прибыль

761 128 758,3

8,21

195 419 818,4

2,66

255 026 142,4

3,07

Налоги и взносы на социальные нужды

506 767 599,8

5,46

509 774 742,4

6,95

-

-

Налоги на товары, работу, услуги, реализуемые на территории РФ (НДС, акцизы)

1 123 623 528,9

12,11

1 258 318 876,2

17,15

1 442 647 813,9

17,37

Налоги за пользование природными ресурсами

1 637 515 092,9

17,65

1 006 261 320,3

13,71

1 408 315 527,6

16,96

Государственная пошлина

33 679 525,0

0,36

32 681 076,9

0,45

63 123 109,8

0,76

Доходы от внешнеэкономической деятельности

3 584 946 291,5

38,65

2 683 298 520,1

36,57

3 227 703 347,0

38,86

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

150 539 277,1

1,62

421 339 620,2

5,74

427 836 930,6

5,15

 

Прочие доходы

 

1 477 731 236,60

15,93

1 230 656 547,10

16,77

1 480 761 495,50

17,83

Информация о работе Механизм исчисления и уплаты налога на прибыль организаций: экономико-правовой аспект (на примере ОАО «Сухоложскцемент»)