Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:41, курсовая работа
В первой главе изложены теоретические основы налога на прибыль. Раскрыты сущность и методы исчисления налогообложения организации. Изучались основы нормативно-правового регулирования налога на прибыль организации.
Во второй главе проведен анализ экономической эффективности и дана оценка механизма порядка исчисления и взимания налога на прибыль на примере ОАО «Сухоложскцемент» по данным финансовой отчетности за 2007-2010 года.
В третьей главе даны предложения по совершенствованию эффективности исчисления налога на прибыль организации, где основным показателем являлся системный подход.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………1
1 Социально-экономическая сущность налогообложения прибыли организации…………….2
1.1 Понятие, виды налогов, их роль и место в доходах бюджета РФ…………….……………..2
1.2 Сущность налога на прибыль, порядок исчисления налогообложения прибыли организации………………………………………………………………………………………....6
1.3 Нормативно-правовая база налогообложения прибыли организации……………………....9
2 Анализ исчисления и уплаты налога на прибыль ОАО «Сухоложскцемент»………………10
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Сухоложскцемент»……………………...…..10
2.2 Расчет налога на прибыль и налоговой нагрузки организации………………………...…..18
2.3Анализ локальной нормативно-правовой базы ОАО «Сухоложскцемент»………………..21
3 Совершенствование налогообложения прибыли организации……………………………....22
3.1 Основные нарушения при исчислении и уплате налога на прибыль организации ………22
3.2 Рекомендации по проведению мероприятий по исчислению и уплате налога на прибыль организации …………………………………………………………………………………….....24
3.3 Совершенствование законодательной базы по налогу на прибыль в условиях современного экономического состояния…………………………………………………...…..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….……………………………..…………….....27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………..28
Курсовая работа
Механизм исчисления и уплаты налога на прибыль организаций: экономико-правовой аспект (на примере ОАО «Сухоложскцемент»)
Автор:
Научный руководитель:
Екатеринбург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 Социально-экономическая сущность налогообложения прибыли организации…………….2
1.1 Понятие, виды налогов, их роль и место в доходах бюджета РФ…………….……………..2
1.2 Сущность налога на прибыль, порядок исчисления налогообложения прибыли организации…………………………………………………
1.3 Нормативно-правовая база налогообложения прибыли организации……………………....9
2 Анализ исчисления и уплаты налога на прибыль ОАО «Сухоложскцемент»………………10
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Сухоложскцемент»……………………...….
2.2 Расчет налога на прибыль и налоговой нагрузки организации………………………...…..18
2.3Анализ локальной нормативно-правовой базы ОАО «Сухоложскцемент»………………..21
3 Совершенствование налогообложения прибыли организации……………………………....22
3.1 Основные нарушения при исчислении и уплате налога на прибыль организации ………22
3.2 Рекомендации по проведению мероприятий по исчислению и уплате налога на прибыль организации ………………………………………………………………………………
3.3 Совершенствование законодательной базы по налогу на прибыль в условиях современного экономического состояния…………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….……………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………..
Актуальность темы. Налоговые обязательства юридических лиц в настоящее время зависят не только от фактических величин прибыли, дохода, розничных продаж и т.д. Они определяются целым комплексом факторов реального хозяйствования и требований законодательных актов (бухгалтерских, налоговых, финансовых, бюджетных и других).
При исчислении налога на прибыль юридических лиц определяющую роль играет учет сразу нескольких принципиально значимых факторов и требований, вытекающих из принятых законов РФ и нормативных актов министерств и ведомств.
Налог на прибыль (доход) организации относится к группе прямых и пропорциональных налогов. Он занимает среди доходных источников бюджетов всех уровней особое место. Налог на прибыль широко используется в российской практике регулирования межбюджетных отношений. Ежегодно, с принятием закона о федеральном бюджете устанавливаются пропорции распределения сумм налога по звеньям бюджетной системы. Кроме того, действующая в каждый конкретный период (на время действия законодательной нормы по налогу на прибыль) ставка исчисления налога делится на ставки, по которым сумма налога зачисляется в доход федерального и региональных бюджетов.
Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение – не препятствовать стабильному развитию инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законному наращиванию капитала. Налоговый регламент обложения прибыли и доходов юридических лиц установлен в соответствии с главой 25 НК РФ.
Из вышесказанного можно выделить цель исследования – изучить порядок исчисления и уплаты налога на прибыль на примере ОАО «Сухоложскцемент», а также разработать теоретические рекомендации по совершенствованию налогообложения прибыли с учетом выявленных проблем.
Поставленная цель исследования предполагает необходимость решения следующих задач:
1) Изучить теоретические основы и экономическую сущность налогообложения прибыли организации;
2) Рассмотреть действующую Главу 25 Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организаций»;
3) Проанализировать и дать оценку механизма и порядка исчисления и взимания налога на прибыль на примере ОАО «Сухоложскцемент»;
4) Выявить правовые основы регулирования налогообложения прибыли;
Объектом исследования выступает промышленно - производственное предприятие ОАО «Сухоложскцемент».
Предметом исследования является механизм исчисления налога на прибыль организации.
Информационной базой исследования являются опубликованные официальные законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъектов РФ; материалы федеральной службы государственной статистики Российской Федерации; официальные данные финансовой и статистической отчетности промышленных предприятий России; первичные данные промышленного предприятия, а для проведения анализа деятельности организации использовалась налоговая и бухгалтерская отчётность ОАО «Сухоложскцемент».
Теоретико-методологической базой являлись процессы исследования как общенаучные методы познания: индукция и дедукция, анализ и синтез, так и специальные: методы сравнительного, факторного, корреляционного, экономического и графического анализа, методы стратегического анализа.
Объем и структура работы. Конкурсная работа содержит 61 страницу, 5 рисунков и 7 таблиц. При написании работы было использовано 45 источников.
В первой главе изложены теоретические основы налога на прибыль. Раскрыты сущность и методы исчисления налогообложения организации. Изучались основы нормативно-правового регулирования налога на прибыль организации.
Во второй главе проведен анализ экономической эффективности и дана оценка механизма порядка исчисления и взимания налога на прибыль на примере ОАО «Сухоложскцемент» по данным финансовой отчетности за 2007-2010 года.
В третьей главе даны предложения по совершенствованию эффективности исчисления налога на прибыль организации, где основным показателем являлся системный подход.
1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, виды налогов, их роль и место в доходах бюджета РФ
Налоги возникли вместе с зарождением государственности. Введению налогов предшествовали другие виды поступлений в казну: дань с побежденных, контрибуции, домены, регалии, пошлины. Все эти формы аккумуляции денежных средств бюджетом создали предпосылки для введения налогов, перехода на более высокий уровень развития экономики, систем контроля и правосознания [29, c.11].
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [40, c.15].
Экономическую сущность налогов составляют изъятия государством в пользу общества определенной части доходов в виде обязательного взноса. Налоги необходимы для осуществления государством возложенных на него функций, создания различных социальных фондов и для проведения других государственных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности народного хозяйства [39, c.5].
Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров.
В современном государстве для мобилизации средств в бюджет применяется сложная система налогов, включающая до 50 различных их видов. Такая множественность налогов позволяет поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, а так же воздействовать на поведение участников экономических процессов.
Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство: финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в хозяйстве; финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.; обеспечивает оборону и безопасность; содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления; предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам и многие другие функции [24, c.43].
Классификация налогов по различным основаниям [15, c.23]:
1. По способу взимания различают:
1.1 прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:
- реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);
- личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);
1.2 косвенные налоги, которые включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, работы, услуги. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:
- косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (например, акцизы);
- косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость);
- фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
- таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).
2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги:
2.1 федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней (например, налог на прибыль организации);
2.2 региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций);
2.3 местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов (земельный налог).
3. В зависимости от субъекта-налогоплательщика:
3.1 налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);
3.2 налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
3.3 смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).
В соответствии с Федеральными законами от 28.12.2009 г. № 382-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2008 год», от 03.10.2010 N 255-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2009 год», от 7 октября 2011 г. N 272-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2010 год» рассмотрим формирование федерального бюджета Российской Федерации 2008 - 2010 года по основным статьям дохода [6-9].
Таблица 1 – Формирование дохода федерального бюджета РФ по основным статьям за 2008 – 2010 года[1].
Доход федерального бюджета | 2008 год
| 2009 год
| 2010 год
| |||
тыс.руб. | Удельный вес в доходе бюджета, % | тыс.руб. | Удельный вес в доходе бюджета, %
| тыс.руб. | Удельный вес в доходе бюджета, % | |
Всего налоговые и неналоговые доходы | 9 275 931 310,1 | 100 | 7 337 750 521,6 | 100 | 8 305 414 366,8 | 100 |
Налоги на прибыль | 761 128 758,3 | 8,21 | 195 419 818,4 | 2,66 | 255 026 142,4 | 3,07 |
Налоги и взносы на социальные нужды | 506 767 599,8 | 5,46 | 509 774 742,4 | 6,95 | - | - |
Налоги на товары, работу, услуги, реализуемые на территории РФ (НДС, акцизы) | 1 123 623 528,9 | 12,11 | 1 258 318 876,2 | 17,15 | 1 442 647 813,9 | 17,37 |
Налоги за пользование природными ресурсами | 1 637 515 092,9 | 17,65 | 1 006 261 320,3 | 13,71 | 1 408 315 527,6 | 16,96 |
Государственная пошлина | 33 679 525,0 | 0,36 | 32 681 076,9 | 0,45 | 63 123 109,8 | 0,76 |
Доходы от внешнеэкономической деятельности | 3 584 946 291,5 | 38,65 | 2 683 298 520,1 | 36,57 | 3 227 703 347,0 | 38,86 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 150 539 277,1 | 1,62 | 421 339 620,2 | 5,74 | 427 836 930,6 | 5,15 |
Прочие доходы
| 1 477 731 236,60 | 15,93 | 1 230 656 547,10 | 16,77 | 1 480 761 495,50 | 17,83 |