Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:08, контрольная работа
Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств.В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
1. Элементы юридического состава налога:
1.1. Понятие налога 3
1.3. Понятие и состав налога 4
1.2. Виды налогов 6
2. Задача 19
Список литературы 20
18
ПЛАН:
1. Элементы юридического состава налога:
1.1. Понятие налога 3
1.3. Понятие и состав налога 4
1.2. Виды налогов 6
2. Задача 19
Список литературы 20
1.1. Понятие налога
Категория "налог" в российском законодательстве проделала сложную эволюцию от "широкого" понимания к "дифференцированному". До принятия НК РФ все обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды объединялись законодателем понятием "налоговая система". В литературе налог определялся как "всякий общеобязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц"
С принятием НК РФ и БК РФ налоги и сборы как правовые категории были нормативно отграничены от неналоговых платежей. В частности, БК РФ закрепил в ст. 41 "Виды доходов бюджетов" положение о том, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. При этом БК РФ отнес к налоговым доходам все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Как видим, термином "налоговые доходы" охватываются два вида обязательных бюджетных платежей - налоги и сборы.
Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Известно, что еще Фома Аквинский определял налог как дозволенную законом форму грабежа. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную части ВВП для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков - физических лиц и организаций - в денежной форме переходит в собственность государства.[1]
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[2]
Приведенное определение позволяет выявить следующие признаки налога, на которые обращает внимание законодатель:
а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;
б) индивидуальная безвозмездность платежа;
в) денежная форма налога;
г) отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;
д) целью указанных обязательных платежей является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.[3]
1.2. Виды налогов
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.[4]
В соответствии со ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина. Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.[5]
В соответствии со ст. 14 НК РФ к региональным налогам и сборам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.[6]
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
1.3. Понятие и состав налога
Элементы налога могут быть определены как внутренние исходные функциональные единицы, которые в своей совокупности и составляют юридические конструкции соответствующих налоговых платежей. Состав этих функциональных единиц у всех налогов в основе своей совпадает, поэтому они являются универсальными составляющими их юридических конструкций. Однако непосредственно при установлении налоговых платежей конструктивные элементы определяются в соответствующих законодательных актах по каждому налогу отдельно. Исключение составляют лишь отдельные элементы, как, например, налоговые санкции, которые могут совпадать у налогов разных видов. Таким образом, юридическая конструкция конкретного налога обретает совокупность присущих только ей признаков, что, в общем-то, и позволяет отличать налоговые платежи одного вида от других.[7]
Наряду с определением самих элементов обязательных налоговых платежей, в рамках разрабатываемой теории существует потребность в определении их общих перечней, или иначе - элементных составов налогов и сборов.
В п. 1 ст. 17 НК РФ определены общие условия установления налогов, в соответствии с которыми налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и такие элементы налогообложения, как:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
В данном случае в целом как раз и перечислены наиболее важные, можно сказать базовые, составляющие элементного состава налогов, присутствующие в юридических конструкциях практически всех налоговых платежей данного вида.
Представляется, что на основе системного подхода, требующего выделения в той или иной системе (в данном случае мы исходим из того, что налоговая конструкция есть система) статической и динамической составляющей, в общем элементном составе налоговых платежей можно условно выделить как те элементы, из которых собственно сложен налог (статические элементы налога), так и элементы, определяющие его функционирование (динамические элементы налога).
К статическим элементам налога по указанному выше основанию полагаем возможным относить такие элементы, как субъект и объект налога, налоговую базу, масштаб налога, налоговый период и налоговую ставку. Именно эти элементы формируют материальное начало налога, поскольку определяют, кто, с чего и сколько должен уплатить в бюджет в рамках исполнения соответствующей налоговой обязанности. Из этих элементов в целом, по нашему мнению, в общем-то и составлено правовое тело налога.
В свою очередь, динамические элементы налога, сочетаясь с его статическими элементами, как бы приводят в движение всю юридическую конструкцию налога. В качестве динамических элементов налога можно рассматривать такие элементы, как порядок исчисления налога, порядок уплаты налога, порядок зачета и возврата переплаченного или излишне взысканного налога. Особое место отводится элементам, составляющим механизм налогово-правового принуждения, к числу которых относятся порядок обеспечения уплаты налога и порядок применения налоговых санкций за неуплату налога. Из совокупности этих элементов в конечном счете и складывается процедура исполнения налоговой обязанности, которой фактически и определяется функционирование налога.[8]
При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в особом порядке, предусмотренном НК РФ. К специальным налоговым режимам относятся:
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
упрощенная система налогообложения;
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Между элементами налогообложения существуют определенная связь и взаимозависимость. Каждый элемент налогообложения имеет свое содержание и назначение.
Установление в законе такого элемента налогообложения, как «налогоплательщик», необходимо для ответа на вопрос: кто потенциально должен платить налог? Элемент «объект налогообложения» указывает на обстоятельства, которые должны возникнуть, чтобы у потенциального плательщика возникла фактическая обязанность уплачивать налог. Так, все физические лица являются потенциальными плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Однако налог обязаны уплачивать лишь те из них, кто выступает дарителем или в пользу которого открывается наследство. Элемент «налоговая база» служит цели количественной оценки предмета налогообложения и представляет собой его стоимостную, физическую или иную характеристику. База по конкретному налогу исчисляется в определенной для этого налога единице измерения. На каждую из этих единиц устанавливаются начисления — следующий элемент налогообложения «налоговая ставка», т.е. дается ответ на вопрос: какая доля каждой единицы, в совокупности составляющих базу, удерживается у плательщика и перечисляется в бюджет? Налоговая ставка может и должна применяться именно к налоговой базе, а не к предмету налогообложения. Элемент «порядок исчисления налога» необходим, в частности, для того, чтобы определить, кто — сам ли налогоплательщик, или налоговый агент (источник выплаты дохода), или налоговый орган обязан исчислить величину налога. И наконец, элемент «порядок и сроки уплаты налога» обязателен потому, что без его корректного установления плательщик будет уплачивать налоги в произвольные сроки, что подорвет ресурсную базу финансовой системы государства.
Из всего вышеприведенного, естественно, следует вывод: отсутствие в законе хотя бы одного из основных элементов налогообложения парализует весь процесс налогообложения. Более того, законодатель закрепил принцип, согласно которому отсутствие в законе хотя бы одного из основных элементов налогообложения означает, что этот налог признается неустановленным и, следовательно, необязательным к уплате.
Установление налога означает определение налогоплательщиков и всех элементов налогообложения, поэтому определение только части элементов налогообложения не является установлением налога. Следовательно, актом, вводящим налог, будет тот, который установит последний из необходимых элементов налогообложения.[9]
Определение элементов налогообложения законом призвано создать дополнительные гарантии от внезапных изменений в силу присущих закону таких качеств, как определенность, стабильность, особая процедура принятия.[10]
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих подразделений.
Из ранее приведенной формулировки принципа обязательности элементов налога следует, что налогоплательщик не признается элементом налога. Это своего рода «предэлемент». Действительно, тот или иной обязательный элемент налога необходимо охарактеризовать применительно к каждому новому циклу налогообложения: например, возник ли в текущем налоговом периоде объект налогообложения, каков в этом периоде размер налоговой базы, какие ставки следует применять в текущем периоде к базе и др.
Другое дело с предэлементом «налогоплательщик». Физическое лицо автоматически становится плательщиком всех налогов, взимаемых с физических лиц, в момент рождения и теряет этот статус лишь со смертью. Юридическое лицо продолжает оставаться плательщиком всех налогов с юридических лиц с момента регистрации до завершения процедуры ликвидации. Конкретный состав плательщиков закреплен в части второй НК РФ применительно к отдельным налогам или сборам.
В соответствии с нормами части второй НК РФ плательщиками конкретных налогов признаются:
организации;
индивидуальные предприниматели;
лица, признаваемые налогоплательщиками налога (НДС и акцизов) в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ;
физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;