Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:21, курсовая работа
Налоги — один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. С тех пор в мире многое изменилось, новые черты приобрели задачи и функции государства. Однако главное предназначение налогов как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, сохранилось, хотя роль их стала гораздо более многозначной.
Введение
1. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов
1.1 Пеня
1.2 Приостановление операций по счетам налогоплательщика
1.3 Арест имущества
2. Способы ограниченного применения
2.1 Залог имущества
2.2 Поручительство
Заключение
Список источников и литературы
Содержание
Введение
1. Способы
обеспечения исполнения
1.1 Пеня
1.2 Приостановление
операций по счетам
1.3 Арест имущества
2. Способы ограниченного применения
2.1 Залог имущества
2.2 Поручительство
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Налоги
— один из древнейших экономических
инструментов в обществе. Они появились
вместе с возникновением государства
и использовались им как основной
источник средств для содержания
органов государственной власти
и материального обеспечения
выполнения ими своих функций. С
тех пор в мире многое изменилось,
новые черты приобрели задачи
и функции государства. Однако главное
предназначение налогов как источника
средств, обеспечивающих функционирование
государства, сохранилось, хотя роль их
стала гораздо более
Выполнение
налогоплательщиком своей главной
обязанности по уплате налогов и
сборов должно осуществляться в строго
установленные законом сроки. Несвоевременная
уплата налогов грозит обернуться для
налогоплательщика весьма серьезными
последствиями. Причем не только экономического,
но и уголовного характера. Однако,
в силу определенных обстоятельств,
реальной возможности вовремя уплатить
налог у налогоплательщика
Проблемой исследования является проблема создания эффективной налоговой системы, что является одной из главных задач для всех государств.
Актуальность проблемы налицо, потому что следствием несовершенств налоговой системы является неполнота поступлений в бюджет. Для того чтобы не допустить их снижение, в главе 11 НКРФ приведены различные формы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов, а именно:
Обеспечение исполнения обязанности гарантирует своевременное и полное поступление налогов и сборов, предотвращает ущерб от их несвоевременного и неполного поступления, используя способы, указанные выше.
Тема курсовой работы: «Сроки уплаты налога и способы его изменения».
В работе уточнены и обоснованы такие понятия как налоги, налогообложение, налогоплательщик, налоговая система, принципы налогообложения. В работе систематизированы нормативные документы по вопросу сроков уплаты налога и способа его изменения.
Целью курсовой работы является подробное изучение способов исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, которые возложены на налогоплательщиков.
Предметом исследования выступают сроки уплаты налога.
Объектом нашего исследования является процесс налогообложения в современной налоговой системе РФ.
Нормативно-правовую базу исследования составляют следующие законы и подзаконные акты РФ:
В работе были использованы методы: сравнение, диалектический метод, формально-юридический метод.
Структура курсовой работы соответствует логике исследования, состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка источников и литературы.
1. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов
До принятия
ч. 1 НК РФ отношения в сфере обеспечения
обязанности по уплате налогов и
сборов регулировались п. 4 ст. 11 Закона
РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах
налоговой системы в Российской
Федерации», где говорилось, что
в случае неисполнения налогоплательщиком
своих обязанностей их исполнение обеспечивается
мерами административной и налоговой
ответственности, финансовыми санкциями,
а также залогом денежных и
товарно-материальных ценностей, поручительством
или гарантией кредиторов налогоплательщиков,
но даннои законе не содержались конкретные
положения, регулирующие способы обеспечения
исполнения обязанности по уплате налогов
и сборов, что вызывало определенные
трудности в
Принимая НК РФ законодатель установил, что исключительно главой 11 устанавливаются способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а также порядок их применения. Глава 11 НК РФ добавила к перечню, указанному в вышеупомянутом Законе начисление пеней, приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика.
В НК РФ
в определенной мере ликвидирована
существовавшая ранее обособленность
налогового права от других отраслей
законодательства, и прежде всего
от гражданского права. Обе отрасли
имеют значительное сходство, т.к. свойственными
им методами регулируют имущественные
отношения. Как пишет Н.В. Федоренко,
"из применяемых гражданским
Под способами обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов понимаются правовые средства, стимулирующие надлежащее исполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов или иным обязанным лицом) налоговой обязанности, обеспечивающие надлежащее исполнение обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов либо дозволяющие налоговым органам осуществить принудительное взыскание налога в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) налогового обязательства.
В литературе
встречается точка зрения, согласно
которой в главе 11 имеет место
подмена понятий способа
Способы
обеспечения исполнения обязанности
носят исключительно
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами (п. 1 ст. 72 НК РФ):
Именно эти способы законодатель посчитал наиболее эффективными с точки зрения целей налогового регулирования. Ни налоговые органы, ни тем более налогоплательщики не могут использовать другие способы обеспечения исполнения налоговой обязанности, кроме указанных в гл.11 НК РФ. Напротив, гражданское законодательство (п.1 ст.329 ГК РФ) предусматривает возможность установления разнообразных способов обеспечения обязательств не только в законе, но и в договоре. Такое различие связано с публичным характером налоговых отношений (7, с.39).
Слово «может» в п. 1 ст. 72 НК РФ, по мнению некоторых авторов, применено не совсем корректно, так как оно дает субъектам выбор: использовать какой-либо из способов обеспечения или не использовать. Под такой смысл подпадает лишь приостановление операций по счетам и наложение ареста на имущество налогоплательщика, да и то в соответствующих статьях (ст. 76 и ст.77 НК РФ) эти способы определяются законодателем как способы обеспечения решения налогового органа о взыскании налога и сбора, а не как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В ином смысле следует понимать пени, залог или поручительство. Здесь налогоплательщик обязан уплатить пени. Наличие обеспечения в форме залога или поручительства является обязательным условием предоставления налогового кредита.
В литературе
все вышеуказанные способы
К способам
общего применения относятся: пеня, приостановление
операций по счетам налогоплательщика
в банке и арест имущества
налогоплательщика. Применение этих способов
может иметь место во всех случаях,
когда налогоплательщики не исполняют
свои налоговые обязательства. Единственно,
арест имущества применяется
при недостаточности или
К способам ограниченного применения относятся залог и поручительство. Данные способы могут использоваться лишь для обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов при предоставлении ему уполномоченным органом отсрочки, рассрочки, налогового или инвестиционного налогового кредита (ч. 5 ст. 64, ч. 6 ст. 65, ч. 6 ст. 67 НК РФ).
В своей курсовой работе мы будем
рассматривать способы
Таким образом, основанием применения
залога и поручительства как мер
обеспечения налогового обязательства
является не факт нарушения налогоплательщиком
налогового законодательства, а сам
по себе факт предоставления ему уполномоченными
органами отсрочки, рассрочки, налогового
кредита или инвестиционного
налогового кредита. В случаях же,
когда обязанность по уплате налогов
или сборов безосновательно не была
исполнена в установленные
1.1 Пеня
Налоговая
пеня имеет сложное, двоякое содержание.
В силу статей 72, 75 НК РФ пеня выступает
как мера материального обеспечения
уплаты налогов и сборов и как
административно-
Статья
75 НК РФ посвящена правовому
В п.1 статьи 75 НК РФ приводится легальное определение понятия "пеня": пеней признается установленная статьей 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (13, с. 243).
Например, если налогоплательщик по результатам налоговой проверки был привлечен к налоговой ответственности за неполную уплату суммы налога, он, кроме недоимки и наложенного штрафа, обязан будет уплатить и пени.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.
По общему правилу пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты налогов и сборов, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты налогов и сборов, по день исполнения обязанности по их уплате, либо по день принятия решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов включительно. При этом подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов и сборов не приостанавливает начисления пеней на сумму недоимки.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Налоговые органы не наделены правом произвольно изменять размер пени.
Информация о работе Изменение сроков уплаты налогов и сборов