Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:10, курсовая работа
Актуальность темы, обусловлена тем, что в феврале 2007 г. в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» были внесены существенные изменения. Новые изменения в Закон меняют систему взаимоотношений туроператора и потребителя. Теперь туроператор должен обеспечить потребителям финансовые гарантии, а потому обязан будет либо получить банковскую гарантию, либо застраховать свою ответственность перед клиентами. Размер финансовой гарантии зависит от того, международным или российским туризмом занимается туроператор. Данные финансовые гарантии, по мнению законодателей, должны достойно заменить систему лицензирования туроператорской деятельности, прекратившуюся с 1 января 2007 года.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов договора оказания туристских услуг и содержание самого договора.
Объектом исследования является оказания туристских услуг. Предметом исследования является – рассмотрение подробного содержание договора.
Задачи:
1)Определить основные понятия договора оказания туристских услуг
2) Рассмотреть классификацию договора оказания туристских услуг
3) Изучить условия договора оказания туристских услуг
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Общая характеристика договора оказания туристских услуг
1.1 Основные понятия договора оказания туристских услуг….....................5
1.2 Классификация договора оказания туристских услуг……………………14
Глава 2 Содержание договора оказания туристских услуг
2.1 Условия договора оказания туристских услуг…………………………..16
2.2 Права и обязанности сторон………………………………………………..20
2.3Ответственность сторон за нарушение договора…………………………24
Заключение……………………………………………………………………….35
Библиографический список …………………………………………………….37
Вместе с тем судебная практика свидетельствует, что «обнаружение» в туристе предпринимателя происходит, как правило, в случаях нарушения прав указанного лица, например при повреждении его товара во время перевозки. До того момента, пока права туриста не нарушены, и если речь не идет о так называемых шоп-турах, доказать намерения туриста, посещающего иностранное государство (ведение предпринимательской деятельности на родине), представляется затруднительным. Вместе с тем отказывать туристу в защите его потребительских прав, если нет доказательств того, что его поездка носит исключительно деловой характер, недопустимо. Выходом из данной ситуации, по мнению Д.П.Стригуновой, могло бы стать отдельное выделение поездок делового (предпринимательского) характера и их регулирование в рамках договоров по туристскому обслуживанию, где предусматривались бы гарантии туриста как предпринимателя и, в то же время, присутствовало положение о том, что турист не является потребителем. Однако, как подчеркивает указанный автор, на практике осуществить такую классификацию затруднительно5.
Следующей особенностью рассматриваемого договора является то, что стороной, заключающей договор по туристскому обслуживанию, может быть как сам турист, так и иное лицо, действующее в его пользу.
Возможность заключения договора в пользу туриста - третьего лица следует из ст. 430 ГК РФ. Директива, а также законодательство некоторых стран предоставляет возможность замены одного туриста другим в уже заключенном договоре. В Законе о турдеятельности, равно как и в проекте закона о туризме и туристской индустрии, такая возможность не предусматривается, однако предложение о необходимости введения соответствующей нормы высказывалось6.
Между тем заключение туристского договора не совпадает по времени с началом путешествия. В соответствии со ст. 9 Закона об основах туристской деятельности конкретный заказ туриста или лица, уполномоченного представлять группу туристов, на формирование туристского продукта туроператору оформляется в письменной форме как соглашение, имеющее характер предварительного договора. И именно на основании такого договора осуществляется реализация туристского продукта (ст. 10).
Положения ст. 10 Закона существенно упрочили роль туристской путевки, ибо придали ей качество письменного акцепта оферты туроператора или турагента. Таким образом, как отмечает Я.В.Вольвач, в соответствии с п. 1 ст. 438, п. 1 ст. 433 ГК РФ именно путевка, а не иной документ, точнее, подпись туриста в путевке, признаваема моментом заключения договора7.
Так же, с целью более подробного регламентирования деятельности туристских организаций Правительство РФ издало Постановление от 18 июля 2007 г. N 452, которым утвердило Правила оказания услуг по реализации туристского продукта.
Итак, данный закон определяет туристскую путевку, во-первых, как «документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта», предусматривающий «конкретные условия путешествия, розничную цену туристского продукта» и «являющийся письменным акцептом оферты туроператора или турагента на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора» (ст. 1), а во-вторых, как документ первичного учета туроператора или турагента (ст. 10)8.
Еще до вступления в силу Закона об основах туристской деятельности в российском законодательстве сложилась ситуация, когда туристской путевке была отведена специфическая, причем по мнению некоторых авторов сильно преувеличенная, роль. Такое положение было вызвано несколькими причинами: во-первых, использование туристской путевки при оказании услуг освобождало туристские организации от уплаты налога на добавленную стоимость (для выездного туризма до 1 июля 1999 г.); во-вторых, туристская путевка, рассматриваемая как бланк строгой отчетности, используется для расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин (письмо Минфина России от 26 марта 1996 г. N 16-00-30-19 "Об утверждении форм документов строгой отчетности")9.
Более того, положения ст. 10 Закона существенно упрочили роль туристской путевки, ибо придали ей качество письменного акцепта оферты туроператора или турагента (далее - организатор путешествия). Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 438, п. 1 ст. 433 ГК РФ именно путевка, а не иной документ, точнее, подпись туриста в путевке, признаваема моментом заключения договора.
Придание и выполнение турпутевкой указанной функции приводит к однозначному выводу: законодательство о туристской деятельности вынужденно подстроено под уже сложившуюся в Российской Федерации практику существования двух документов - путевки и ваучера, образующих в международной практике единое и неделимое целое - ордер на обслуживание.
Согласно ст. 9 Закона туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур. Но вид такого договора Закон не определяет10.
Специфика туристских отношений состоит в возложении, во-первых, исполнения организатором путешествия туристского обязательства на третьих лиц, которые фактически исполняют обязательство должника, не находясь при этом в правовой связи с туристом; во-вторых, ответственности организатора путешествий за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства на третьих лиц, на которых было возложено исполнение. Исходя из этой специфики, когда тур приобретается организатором путешествия в целях удовлетворения потребностей иного лица (лиц), существо отношений состоит, очевидно, в соглашении об оказании услуг третьим лицам - туристам. И оплата осуществляется именно за оказание услуг третьим лицам, а не за передачу права на комплекс услуг организатору путешествия.
Туристский
договор не может быть отнесен к видам
договора купли-продажи, где предметом
является услуга, а существом отношений
- передача в собственность туристу имущественного
права на комплекс туристских услуг. Услуга
выступает и как деятельность по организации
(подготовка, проведение турпоездки), и
как результат такой деятельности - размещение,
питание, перевозка и т.д., удовлетворяющий
потребность11.
1.2 Классификация договора оказания туристских услуг.
Классификация договоров по туристскому обслуживанию может быть проведена по различным основаниям. Во-первых, договоры могут заключаться в пользу его участников, т.е. между туристом и туроператором, или в пользу третьих лиц, т.е. между туроператором и другим лицом в пользу туриста12.
Во-вторых, классификация может быть проведена в зависимости от способа заключения договора. Статья 9 Закона о турдеятельности предусматривает два способа:
В-третьих, договоры могут подразделяться в зависимости от целей туристской поездки, указанных в предусмотренных законодательством определениях туризма и туриста.
В-четвертых, классификация может быть проведена по наличию либо отсутствию в туристском правоотношении иностранного элемента. Очевидно, что подобные правоотношения и договоры, их опосредующие, имеют место в международном туризме. Однако не каждый иностранный элемент является решающим для того, чтобы тот или иной договор признавался международной сделкой в смысле международного частного права.
Таким
образом, договор оказания туристских
услуг является центральным элементом
в организованном туризме, поскольку
усилия всех хозяйствующих субъектов
в данной сфере направлены на то, чтобы
обеспечить организацию туристской поездки,
инструментом осуществления которой как
раз и выступает рассматриваемый договор.
Глава 2 Содержание договора оказания туристских услуг
2.1
Условия договора оказания туристских
услуг.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 132-ФЗ в договоре нужно прописать следующие существенные условия:
По соглашению сторон к обязательным могут быть отнесены и другие условия, в том числе срок оказания услуг (дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность.
В договор не могут быть включены условия, которые ущемляют права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами, Правилами об оказании услуг по реализации туристского продукта и другими нормативными актами в области защиты прав потребителей.
Правилами об оказании услуг по реализации туристского продукта (утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452) установлены дополнительные требования к договору между турагентом и потребителем. В пункте 14 этого документа сказано, что к существенным условиям договора должны быть отнесены также:
Надо заметить, что отныне претензии туристы или заказчики предъявляют только туроператору, а не только туроператору или турагентству, как это было на практике раньше. Кроме того, теперь в договоре обязательно должны быть указаны положения, касающиеся финансового обеспечения и выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора.
Учитывая тот факт, что вышеуказанные условия договора признаны Федеральным законом N 132-ФЗ существенными, туроператорам и турагентствам необходимо в обязательном порядке включать их в свои типовые формы договоров. В противном случае, согласно статье 432 Гражданского кодекса РФ, договор может считаться незаключенным со всеми вытекающими последствиями.
Правилами реализации туристского продукта установлено, что реклама, размещенная в справочниках и каталогах, может быть признана публичной офертой, адресованной неопределенному кругу лиц. Для этого она должна содержать все существенные условия договора о реализации туристского продукта. Поэтому турагентам и туроператорам нужно внимательно относиться к объему информации, размещаемой в рекламе.
Если
же исполнитель хочет провести конкурс,
стимулирующую лотерею или