Договор оказания туристских услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы, обусловлена тем, что в феврале 2007 г. в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» были внесены существенные изменения. Новые изменения в Закон меняют систему взаимоотношений туроператора и потребителя. Теперь туроператор должен обеспечить потребителям финансовые гарантии, а потому обязан будет либо получить банковскую гарантию, либо застраховать свою ответственность перед клиентами. Размер финансовой гарантии зависит от того, международным или российским туризмом занимается туроператор. Данные финансовые гарантии, по мнению законодателей, должны достойно заменить систему лицензирования туроператорской деятельности, прекратившуюся с 1 января 2007 года.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов договора оказания туристских услуг и содержание самого договора.
Объектом исследования является оказания туристских услуг. Предметом исследования является – рассмотрение подробного содержание договора.
Задачи:
1)Определить основные понятия договора оказания туристских услуг
2) Рассмотреть классификацию договора оказания туристских услуг
3) Изучить условия договора оказания туристских услуг

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Общая характеристика договора оказания туристских услуг

1.1 Основные понятия договора оказания туристских услуг….....................5
1.2 Классификация договора оказания туристских услуг……………………14

Глава 2 Содержание договора оказания туристских услуг

2.1 Условия договора оказания туристских услуг…………………………..16

2.2 Права и обязанности сторон………………………………………………..20
2.3Ответственность сторон за нарушение договора…………………………24

Заключение……………………………………………………………………….35

Библиографический список …………………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

курсовая Коч.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Договор оказания туристских услуг

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Общая характеристика договора оказания туристских услуг

1.1 Основные  понятия договора оказания туристских услуг….....................5

1.2 Классификация договора оказания туристских услуг……………………14

Глава 2 Содержание договора оказания туристских услуг

2.1 Условия договора оказания туристских услуг…………………………..16

2.2 Права и обязанности сторон………………………………………………..20

2.3Ответственность сторон за нарушение договора…………………………24

Заключение……………………………………………………………………….35

Библиографический список …………………………………………………….37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В начале 2007 года в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" были внесены  существенные изменения. Подписанный 5 февраля 2007 года Президентом России В.В. Путиным нормативный акт, по мнению его авторов, должен избавить российских граждан от проблем при покупке турпутевок. На этом преобразование отношений в сфере туризма не остановилось. С целью более детального регулирования деятельности туроператоров и турагентов, а также защиты прав потребителей туристского продукта Правительство РФ издало 18 июля 2007 г. Постановление N 452. Им утверждены Правила оказания услуг по реализации туристского продукта.

     Туризм  характеризуется значительным количеством субъектов, осуществляющих туристическую деятельность, тем самым удовлетворяющих разнообразные и все возрастающие потребности туристов в путешествиях и отдыхе. В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору о оказании услуг исполнитель (турфирма) обязуется по заданию заказчику (туриста) оказать (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

     Однако  в отличие от многих других видов  оказания услуг туристические услуги имеют свою особую специфику. Ее суть в том, что помимо гражданского законодательства, туристическая деятельность регламентируется Федеральным законом РФ « Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Законом РФ « О защите прав потребителей» и целым рядом других нормативно–правовых актов.

     Правовая  природа договора о реализации туристского  продукта (договора туристического обслуживания) долгое время вызывала споры и дискуссии в связи с тем, что в российском законодательстве применялось две модели такого договора: в Законе - конструкция договора розничной купли-продажи туристского продукта, а в Гражданском кодексе РФ - договора по туристическому обслуживанию как разновидности договора о предоставлении услуг (см. ст. ст. 779 и 1212 ГК РФ).

     Актуальность  темы, обусловлена тем, что в феврале 2007 г. в Федеральный закон «Об  основах туристской деятельности в  Российской Федерации» были внесены  существенные изменения. Новые изменения  в Закон меняют систему взаимоотношений  туроператора и потребителя. Теперь туроператор должен обеспечить потребителям финансовые гарантии, а потому обязан будет либо получить банковскую гарантию, либо застраховать свою ответственность перед клиентами. Размер финансовой гарантии зависит от того, международным или российским туризмом занимается туроператор. Данные финансовые гарантии, по мнению законодателей, должны достойно заменить систему лицензирования туроператорской деятельности, прекратившуюся с 1 января 2007 года.

     Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов договора оказания туристских услуг и содержание самого договора.

     Объектом  исследования является оказания туристских услуг. Предметом исследования является – рассмотрение подробного содержание договора.

      Задачи:

1)Определить  основные понятия договора оказания туристских услуг

2) Рассмотреть   классификацию договора оказания туристских услуг

3) Изучить  условия  договора оказания туристских услуг

 

Глава 1 Общая характеристика договора оказания туристских услуг

1.1 Основные понятия договора оказания туристских услуг.

     Договор оказания туристских услуг занимает одно из центральных мест в туризме, в том числе международном. В  отличие от неорганизованной туристской поездки, регламентируемой множеством разнообразных гражданско-правовых договоров, заключаемых туристом с исполнителями отдельных услуг, для осуществления организованной туристской поездки достаточно заключения одного договора по туристскому обслуживанию с лицом, которое принимает на себя обязательство по предоставлению туристского обслуживания.

     В начале 2007 года в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" были внесены  существенные изменения. Подписанный 5 февраля 2007 года Президентом России В.В. Путиным нормативный акт, по мнению его авторов, должен избавить российских граждан от проблем при покупке турпутевок. На этом преобразование отношений в сфере туризма не остановилось. С целью более детального регулирования деятельности туроператоров и турагентов, а также защиты прав потребителей туристского продукта Правительство РФ издало 18 июля 2007 г. Постановление N 452. Им утверждены Правила оказания услуг по реализации туристского продукта.

     Договор по оказанию туристских услуг активно  исследоваться в 1998г и раньше он назывался договор розничной турпродажи.1 Указанный договор не имеет общепринятого наименования в международной практике и торговле. Единственным международным правовым актом, содержащим унифицированные нормы, посвященные рассматриваемому договору, является Международная конвенция по контракту на путешествие, принятая в 1970 году, но не вступившая в силу

     В отечественном законодательстве встречается  две модели договора, связанных с  обслуживанием туристов. Так, в п. 2 ст. 779 Гражданского кодекса РФ содержится упоминание договора по туристическому обслуживанию; в п. 3 ст. 1212 ГК РФ речь также идет о договоре в сфере туристического обслуживания. В Федеральном законе от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности" (в ред. от 22.08.2004) используется конструкция договора розничной купли-продажи туристского продукта. Различия между этими нормами ГК РФ и Закона о турдеятельности долгое время служили основанием для дискуссии в отечественной юридической науке о приоритете между указанными актами и, как следствие, о правовой природе рассматриваемого договора. Определенную ясность внес Верховный Суд РФ, который, рассматривая в порядке надзора конкретное дело, указал, что отношения между покупателем и туристской фирмой регулируются не по правилам купли-продажи, а по правилам договора возмездного оказания услуг. В связи с этим, в юридической литературе встречается мнение, что Закон о турдеятельности в части, регламентирующей договорные отношения по туристскому обслуживанию, не соответствует ГК РФ, а потому его положения, противоречащие последнему, не подлежат применению. Несмотря на то что указанное мнение поддерживает подавляющее большинство российских правоведов, единообразного понятия и определения договора по туристскому обслуживанию как разновидности договора возмездного оказания услуг отечественной доктриной не выработано. Очевидно, это вызвано отсутствием надлежащего закрепления понятия данного договора, а также определения терминов «туристское обслуживание», «туристские услуги» в отечественном законодательстве. Так, в п. 2 ст. 779 ГК РФ говорится только, что к отношениям по туристскому обслуживанию применяются правила, предусмотренные главой 39 ГК РФ.

     С учетом изложенного, а также положений  главы 39 ГК РФ, Д.П.Стригунова предлагает следующее определение –договор оказания туристских услуг представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (исполнитель-туроператор) в целях осуществления туристской поездки туриста обязуется предоставить другой стороне (заказчику, которым может являться не только турист, но и лицо, приобретающее услуги не для себя) комплекс услуг (как минимум две), одной из которых является перевозка или размещение, а также иные услуги, а заказчик обязуется их оплатить2.

     Договор оказания услуг является консенсуальным, двусторонне-обязывающим, возмездным и публичным. Кроме того, в ст. 10 Закона о турдеятельности предусматривается письменная форма данного договора. В силу положений главы 39 ГК РФ сторонами рассматриваемого договора являются исполнитель и потребитель.

     Постановлением  Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452 "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта" введены понятия "потребитель" и "исполнитель".

     Под потребителем по новым правилам принято  понимать заказчика туристского  продукта, который имеет намерение  заказать или уже заказал (пользуется) этим продуктом исключительно для личных, семейных и других нужд, которые не связаны с ведением предпринимательской деятельности.

     Исполнителем  считается туроператор, который  заключает с потребителем договор  о реализации туристского продукта. Договор может быть заключен не только туроператором, но и от его имени. К исполнителям относят также и турагента, который действует на основании договора с туроператором. При этом турагент заключает с потребителем от своего имени, но по поручению и за счет туроператора договор о реализации туристского продукта.

     В Законе о турдеятельности называются два вида субъектов, осуществляющих туристскую деятельность: туроператор  и турагент, понятия которых не раскрываются. Различие между ними можно установить на основании определений туроператорской и турагентской деятельности. В соответствии со ст. 1 Закона о турдеятельности к туроператорской относится деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, а к турагентской - деятельность по его продвижению и реализации.

     При этом формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и  другие).

     Под реализацией туристского продукта понимают деятельность туроператора или  турагента по заключению договора о  реализации туристского продукта с  туристом или иным заказчиком туристского  продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.

     В соответствии со ст. 10 данного Закона турист вправе требовать предоставления всех услуг как от туроператора, так и от турагента, многие правоведы, применяя указанные положения закона к договору оказания туристских услуг, полагают, что последний может заключаться как туроператором, так и турагентом 3.

     Одной из особенностей договора оказания туристских услуг является возможность туроператора привлекать к исполнению договора третьих  лиц. Такая возможность вытекает из смысла ст. 780 ГК РФ, устанавливающей, что исполнитель обязан оказывать услуги лично, если иное не предусмотрено договором оказания услуг. Таким образом, заказчик, являющийся кредитором в обязательстве по туристскому обслуживанию, заключает договор с исполнителем (туроператором), который выступает в качестве должника. Лица, которых туроператор привлекает к непосредственному оказанию туристских услуг, являются третьими лицами, связанными договорными отношениями с туроператором и одновременно связывающими кредитора и должника в обязательстве по туристскому обслуживанию. Главное, что при данной конструкции ответственность перед кредитором за действия третьих лиц в соответствии со ст. 403 ГК РФ несет непосредственно должник, что позволяет урегулировать правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения третьими лицами обязательств по оказанию соответствующих услуг4.

     Следующая особенность рассматриваемого договора заключается в том, что его  субъектом всегда выступает турист, определение которого содержится в международных правовых актах по туризму, а также в ст. 1 Закона о турдеятельности. На основании положений статей 1 и 10 указанного Закона туриста принято относить к потребителю. Однако, учитывая то, что среди туристских целей в законе названы профессионально-деловые цели, некоторые правоведы, не считая их туристскими, предлагают исключить их из определения понятия «турист». Для категории «турист» важно не осуществление предпринимательской деятельности как таковой, и уж тем более не тот факт, что лицо является предпринимателем, а ведение предпринимательской деятельности в стране посещения. Другое дело, что не всякий турист является потребителем. Так, статус туриста как потребителя зависит от целей осуществляемой поездки; этот статус должен определяться судом исходя из гибкого толкования нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Полагаем, что турист, заключающий договор по туристскому обслуживанию, должен считаться потребителем до тех пор, пока не доказано обратное. Е.Л. Писаревский высказывает мнение о недопустимости защиты прав туристов-«челноков» нормами о защите прав потребителей.

Информация о работе Договор оказания туристских услуг