Банковское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Кредитный договор является особой, самостоятельной разновидностью договора займа. Именно это обстоятельство дает возможность в субсидиарном порядке применять для его регулирования правила о займе, если иное не вытекает из существа кредитного договора (п. 2 ст. 819 ГК).

Большинство участников имущественного оборота, прежде всего профессиональные предприниматели, испытывают постоянную потребность в денежном кредите. Ее удовлетворение в рамках договора займа невозможно, так как он носит реальный характер и не может создать у заемщика уверенности в получении денег в нужный ему момент, поскольку заимодавца невозможно принудить к выдаче займа. Поэтому финансовый рынок, в рамках которого, по сути, осуществляется «торговля деньгами», нуждается в другом договоре консенсуального характера. Данное обстоятельство и предопределило появление относительно самостоятельного кредитного договора (в рамках общего института кредитных или заемных обязательств).

Работа содержит 1 файл

Банковское право.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     3. если кредитная организация не исполняет в срок, установленный Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);

     4. если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

     Об  особенностях порядка инициирования  отзыва лицензий на осуществление банковских операций у кредитных организаций при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 20 настоящего Федерального закона см. Указание ЦБР от 27 августа 2001 г. N 1025-У.

     В случаях, предусмотренных частью второй настоящей статьи, Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня получения органами Банка России, ответственными за отзыв указанной лицензии, достоверной информации о наличии оснований для отзыва этой лицензии у кредитной организации.

     Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, за исключением  оснований, предусмотренных настоящим  Федеральным законом, не допускается.

     Решение Банка России об отзыве у кредитной  организации лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в "Вестнике Банка России". Обжалование указанного решения Банка России, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают действия указанного решения Банка России.

     Сообщение об отзыве у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в официальном издании Банка России "Вестник Банка России" в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.

     После отзыва у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями статьи 23.1 Федерального закона, а в случае признания ее банкротом - в соответствии с требованиями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

     После отзыва у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций Банк России:

     не  позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва указанной лицензии, назначает  в кредитную организацию временную  администрацию в соответствии с  требованиями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

     В ходатайстве об отзыве лицензии, которое  территориальное учреждение Банка  России направляет в его же центральный  аппарат, нужно указывать кандидатуру  руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией.

     Далее должны быть совершены действия, предусмотренные  статьей 23.1 настоящего Федерального закона. (Принудительная ликвидация кредитной  организации).

     С момента отзыва у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций:

     1) считается наступившим срок исполнения  обязательств кредитной организации.  Обязательства кредитной организации  в иностранной валюте учитываются  в рублях по курсу Банка  России, действовавшему на день  отзыва у кредитной организации указанной лицензии;

     2) прекращаются начисление процентов,  а также неустоек (штрафов, пени) и наложение иных финансовых (экономических)  санкций по обязательствам кредитной  организации;

     3) приостанавливается исполнение  исполнительных документов, выданных на основании судебных решений по имущественным взысканиям (за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда), вступивших в законную силу до момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;

     4) запрещаются до момента создания  ликвидационной комиссии (ликвидатора) или до назначения арбитражным судом конкурсного управляющего заключение сделок кредитной организацией и исполнение обязательств по сделкам кредитной организации (за исключением сделок, связанных с текущими коммунальными и эксплуатационными платежами кредитной организации, а также с выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту), в пределах сметы расходов, согласуемой с Банком России либо с уполномоченным представителем Банка России в случае его назначения).

     Заметим, что некоторые из этих норм оспаривались вкладчиками, в том числе и  в Конституционном суде РФ. Однако суд не нашел оснований для  того чтобы признать ст. 20 Федерального закона противоречащей Конституции  РФ.

     Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 268-О "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" сказано, что "отзыв лицензии на осуществление банковских операций - это решение Банка России, принимаемое в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством. Он не влечет прекращения деятельности кредитной организации как юридического лица, а означает лишь запрещение совершать какие-либо банковские операции и представляет собой исключительную меру воздействия, которая применяется к кредитной организации, допускающей нарушения требований федеральных законов, регламентирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России".

     В случаях прекращения деятельности кредитной организации по добровольному  решению ее участников, Банком России на основании ходатайства кредитной  организации принимается решение  об аннулировании лицензии. Порядок  представления в Банк России ходатайства об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций при прекращении деятельности в порядке ликвидации кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) регулируется нормативным актом Банка России.

     В случае отказа банка от участия в системе страхования вкладов в соответствии с правилами, установленными статьей 46 Федерального закона "О страховании вкладов..." признания банка не соответствующим требованиям к участию в системе страхования вкладов в соответствии с правилами, установленными статьей 47 этого Федерального закона его право привлекать вклады физических лиц прекращается. Указание Банка России от N 1477-У "О порядке признания утратившей силу имеющейся у банка лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте или Генеральной лицензии в случае отказа банка от участия в системе страхования вкладов или его несоответствия требованиям к участию в системе страхования вкладов" устанавливает порядок признания утратившей силу имеющейся у банка лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте или Генеральной лицензии в случае отказа банка от участия в системе страхования вкладов или его несоответствия требованиям к участию в системе страхования вкладов.

     В этом Указании сказано, что в случае отказа банка от участия в системе страхования вкладов или его несоответствия требованиям к участию в системе страхования вкладов имеющаяся у банка лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте (далее - разрешение Банка России) или Генеральная лицензия признается утратившей силу. Дальше там говорится, что признание разрешения Банка России или Генеральной лицензии утратившими силу, осуществляется путем проставления на указанных документах записи в соответствии с приложением к настоящему Указанию. Банку, имеющему Генеральную лицензию, выдается лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).

     Есть  также Указание Банка России N 1476-У "О порядке направления требования Банка России о представлении  банком ходатайства о прекращении  права на работу с вкладами". В  нем сказано, что требование Банка  России о представлении банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами (далее - требование Банка России) направляется территориальным учреждением Банком России заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

 

      2. Порядок добровольной и принудительной ликвидации кредитной организации.

     Выше  уже было отмечено, что кредитная  организация – особый субъект  права и вопросы ее ликвидации в юридической практике решаются иначе, чем например ликвидация других коммерческих организаций.

     Ликвидация  кредитных организаций осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:

     - Федеральным законом «О Банках  и банковской деятельности» от 02.12.1990 , № 395-1;

     - Федеральным законом «О несостоятельности  (банкротстве) кредитных организаций»  от 25.02.1999 № 40-ФЗ;

     -Федеральным законом «О центральном банке Российской Федерации (Банке России) от 10.07.2002 № 86-ФЗ;

     - Гражданским кодексом Российской  Федерации;

     В целом, ликвидация кредитной организации  может произойти в связи с  отзывом лицензии, с окончанием срока  ее действия, в том случае если у кредитной организации имеются определенные нарушения и т.п. Подтверждением факта о ликвидации является внесение записи об этом в Государственный реестр и получения свидетельства о ликвидации. В среднем ликвидация кредитной организации занимает в среднем 9-12 месяцев. Ликвидация кредитной организации может быть инициирована по решению ее участников (добровольная) или по решению суда (принудительная). Процедура ликвидации требует от кредитного учреждения безупречных бухгалтерских документов и завершения всех сделок. При этом на предприятии не должно быть никаких задолженностей.

     Рассмотрим  подробнее процедуры добровольной и принудительной ликвидации.

     Добровольная  ликвидация подразумевает то, что  инициатива о ликвидации исходит  непосредственно от кредитной организации, а точнее от учредителей или участников кредитной организации.

     Ликвидация компании может быть вызвана различными причинами, однако действующее законодательство, выделяет только два:

     - в связи с истечением срока, на который было создано кредитная организация (в том случае если в учредительных документах указан конкретный срок существования организации);

     - по причине достижения цели, ради которой создавалась кредитная организация.

     После принятия, в установленном порядке, решения о добровольной ликвидации кредитной организации со стороны ее учредителей или участников, Центральный Банк России принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций конкретной организации. Отметим, что в том случае если решение о ликвидации было принято с нарушением законодательных норм, а также, в том случае, если у кредитной организации недостаточно средств для расчета со всеми кредиторами Банк России отказывает в добровольной ликвидации кредитной организации.

     После принятия Банком России решения об аннулировании лицензии учредители (участники) кредитной организации создают ликвидационную комиссию, утверждают промежуточный баланс (по согласованию с Центробанком).

     Подтверждением  факта о ликвидации, как уже  было сказано выше, является внесение записи об этом в Государственный реестр и получения свидетельства о ликвидации.

     Перейдем  к принудительной ликвидации кредитной  организации. Она производится по инициативе Банка России после отзыва Банком России лицензии при отсутствии у  кредитной организации признаков банкротства.

     Перечень  оснований для отзыва у кредитной  организации лицензии обозначен  в статье 20 в федеральном законе «О Банках и банковской деятельности»  от 02.12.1990 № 395-1. Список этот является исчерпывающим.

     Еще одним случаем принудительной ликвидации кредитной организации может быть ликвидация кредитной организации в порядке конкурсного производства.

     Если  к моменту отзыва у кредитной  организации лицензии у нее имеются  признаки несостоятельности (банкротства), Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом в порядке установленном ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Информация о работе Банковское право