Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:07, курсовая работа
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
Введение
Глава I. Монополии и антимонопольное регулирование зарубежом
Понятие и эволюция монополий
Опыт антимонопольного регулирования в западных странах
Антимонопольное регулирование в США
Глава II. Антимонопольная политика в Российской федерации
2.1. Особенности российского монополизма
2.2. Антимонопольная политика в России
2.3. Методы антимонопольной политики
Глава III. Антимонопольное регулирование в Приморском крае
3.1. Функции и задачи Министерства РФ по антимонопольной политике
3.2. Деятельность Приморского территориального управления МАП
3.3. Практика антимонопольного регулирования в Приморском крае
Заключение
Список литературы
Прошедшее
десятилетие характеризуется
Как известно, антимонопольные органы действуют на одном из важнейших участков вертикали власти, имеют большие полномочия, закрепленные законодательно, позволяющие эффективно влиять на экономические процессы. За прошедшее десятилетие Приморским территориальным управлением с целью пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции было возбуждено 636 дел и выдано 430 предписаний о прекращении нарушений законодательства, в том числе по нарушениям антимонопольного законодательства соответственно 289 и 181, по нарушениям законодательства о защите прав потребителей 196 и 158, по нарушениям законодательства о рекламе 150 и 90.
Следует отметить, что условия работы управления постоянно усложняются – растет правовая грамотность персонала хозяйствующих субъектов, работникам управления все чаще противостоят высококвалифицированные и соответствующим образом оплачиваемые юристы коммерческих организаций и профессиональные адвокаты. Количество обращений в арбитражный суд по обжалованию решений антимонопольного управления за последние 3 года выросло почти в 2 раза. Однако, при этом доля решений, отмененных судом, остается стабильно низкой и не превышает единицы процентов.
В
последнее пятилетие при
Огромная работа проведена управлением по пресечению проявлений монополистической деятельности как монопольных структур, доставшихся краю в наследство с доперестроечных времен, так и новых, возникших в процессе приватизации и конкурентной борьбы.
За
год территориальное управление
в среднем рассматривает около
200 обращений граждан и
Значительный
вклад антимонопольное
Проблема антимонопольного контроля действий органов исполнительной власти, ограничивающих конкуренцию, содействие укреплению вертикали власти, федерализма, соблюдению Конституции Российской Федерации и федерального законодательства остается важнейшим направлением работы управления, воплощением реализации усилий по предупреждению и пресечению административных барьеров для предпринимательской инициативы в развитии экономики. Например, за 10 месяцев 2001 года по сравнению со всем 2000 годом только число дел, возбужденных по нарушению ст.7 "Закона о конкуренции..." на товарных рынках увеличилось в 1,7 раза, но ведь помимо этого многие нарушения устранялись и без возбуждения дел, но от этого они не требую меньшего объема работы со стороны антимонопольного управления.
В ходе государственного контроля экономической концентрации территориальным управлением принимаются меры по недопущению возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов, что также входит в его функциональные обязанности. Только за последние 2 года антимонопольным управлением рассмотрено более 320 ходатайств и уведомлений хозяйствующих субъектов по сделкам, определяющим права собственности и управления. Причем в последнее время неуклонно увеличивается число обращений, связанных с предварительным согласованием приобретения акций и активов хозяйствующих субъектов, рассмотрение которых достаточно трудоемко, поскольку требует тщательного экономического анализа. Здесь достаточно назвать такие акционерные общества как Дальморепродукт, Приморсклеспром, Владивостокский морской торговый порт, Тернейлес, Дальполиметалл и другие, являющиеся опорой экономики края и проявляющие в последние годы повышенную активность в процессах перераспределения собственности.
Значительно обострилась проблема оценки последствий концентрации, выявления реальных приобретателей, использующих подставные фирмы, выявления связей, определяющих образование групп лиц - достаточно новую и сложную задачу для ряда отраслей экономики Приморья. При этом антимонопольное управление никогда не создавало препятствий для иностранных инвестиций в создание и развитие приморских предприятий.
Большую работу проводит Приморское территориальное управление по реализации государственной политики, обеспечению контроля законодательства о защите прав потребителей.
Национальная политика в сфере защиты прав потребителей осуществляется во взаимодействии с общим курсом экономических, правовых реформ, институционными преобразованиями и развитием конкуренции.
За это время создана необходимая правовая база, а в Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей” неоднократно вносились изменения и дополнения, он является одним из самых востребованных и действенных в российском законодательстве. По инициативе и непосредственном участии антимонопольного управления сложилась и осуществляется целенаправленная работа по защите прав потребителей на территории Приморского края.
Антимонопольное управление ежегодно рассматривает около тысячи обращений потребителей, консультирует их, оказывает помощь в подготовке претензий в адрес изготовителей, исполнителей, продавцов или исковых заявлений в суд.
Самостоятельно
или совместно с
Одним из направлений работы управления по осуществлению контроля за соблюдением потребительского законодательства при предоставлении жилищно-коммунальных услуг населению является контроль соответствия нормативных актов Приморского края и органов местного самоуправления действующему федеральному законодательству. В порядке осуществления данных полномочий, в случае выявления нарушений, управление направляет обращение главе администрации, в прокуратуру о принесении протеста в порядке надзора или обращается с исковым заявлением в суд об отмене постановлений, противоречащих законам.
По
настоятельным требованиям
Работа специалистов управления строится по принципу взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, комитетов и управлений администрации Приморского края, администраций муниципальных образований городов и районов края.
На сегодняшний день в семнадцати администрациях муниципальных образованиях городов и районов края осуществляют деятельность самостоятельные отделы по защите прав потребителей и в двадцати двух муниципальных образованиях исполнение функций по вопросам защиты прав потребителей возложены на специалистов структурных подразделений (отделы торговли, экономики и др.). Именно эти органы используя полномочия , представленные ст.44 Закона РФ “О защите прав потребителей”, обеспечивают более оперативную работу по защите прав потребителей граждан по месту их жительства . Немалую работу в создании таких служб провели специалисты антимонопольного управления, которым приходилось не только в прямом смысле “пробить” эти функции в органах местного самоуправления , но затем помочь им в становлении работы, организовать обучение кадров, обеспечить постоянную правовую и методическую помощь работникам администраций муниципальных образований.
Специалисты управления проводят целенаправленную работу по внедрению в программы учебных заведений разных уровней изучения вопросов защиты прав потребителей, уделяют много внимания пропаганде и разъяснению требований законодательства, с этой целью выступают с лекциями перед трудовыми коллективами, проводят всевозможные семинары для преподавателей, студентов, учащихся. Для учащихся средних школ края и начального профобразования проводят конкурсы на знание основ законодательства о защите прав потребителей [16].
Сложные задачи возлагаются на Приморское управление в связи с принятием Правительством Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), что связано с опережающими темпами модернизации экономики Дальнего Востока, международной оценкой инвестиционной привлекательности края. Надлежит обеспечить условия для создания среды равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию. Важнейшими здесь станут действия антимонопольного управления по устранению льгот и преференций отдельным хозяйствующим субъектам, выравнивание условий конкуренции как для сложившихся устойчивых предпринимательских структур, так и для вновь создаваемых, особенно в сфере малого бизнеса, выявление и оперативное пресечение попыток создания административных барьеров со стороны органов власти и местного самоуправления, проявлений монополизма, направленных на ограничение конкуренции.
Одним из важнейших факторов развития конкуренции на товарных рынках и, соответственно, насыщения рынка товарами и услугами надлежащего качества, является эффективно функционирующий малый бизнес, что, в свою очередь, связано с наличием специально обученных и подготовленных кадров предпринимателей.
В целях устранения административных барьеров при занятии предпринимательством с участием управления сформирована краевая межведомственная комиссия по преодолению административных барьеров. Сопредседателем комиссии является руководитель антимонопольного управления.
Управление
активно взаимодействует с
Важным направлением своей деятельности управление считает обеспечение государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, пресечение фактов ненадлежащей и недобросовестной рекламы как в средствах массовой информации, так и наружной рекламы. Распространяемая в настоящее время реклама стала более спокойной и достоверной. Вместе с тем, еще достаточно много случаев нарушения законодательства о рекламе, допускаемых центральными СМИ и рекламодателями, расположенными за пределами Приморского края, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. К таким случаям относится некорректная реклама табачных изделий, нарушение правил при размещении рекламы по центральным телеканалам и др.
В функции управления входит обеспечение государственного контроля за деятельностью товарных бирж. С этой целью в штате управления имеется государственный комиссар, который обеспечивает контроль за работой единственной в настоящее время в крае товарной биржей – Дальбиржей. Управлением подготовлены и направлены в МАП России предложения по активизации работы Дальбиржи, в т.ч. в части наделения ее правом проводить аукционные торги по продаже рыбных квот в Дальневосточном бассейне для малых рыбодобывающих предприятий.
Работу управления обеспечивают высококвалифицированные сотрудники, которые все являются федеральными государственными служащими, всем присвоены квалификационные разряды. Многие специалисты отмечены Почетными грамотами Министра Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, имеют благодарности Министра. Уровень профессиональной подготовки специалистов достаточен для решения всех задач, поставленных перед территориальным антимонопольным органом.
За истекшее полугодие в Приморское антимонопольное управление поступило 76 обращений на действия предприятий-монополистов и органов власти. Все они были рассмотрены в установленном порядке, заявителям даны ответы по существу поставленных вопросов.
Информация о работе Антимонопольное регулирование: российская и зарубежная практика