Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:07, курсовая работа
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
Введение
Глава I. Монополии и антимонопольное регулирование зарубежом
Понятие и эволюция монополий
Опыт антимонопольного регулирования в западных странах
Антимонопольное регулирование в США
Глава II. Антимонопольная политика в Российской федерации
2.1. Особенности российского монополизма
2.2. Антимонопольная политика в России
2.3. Методы антимонопольной политики
Глава III. Антимонопольное регулирование в Приморском крае
3.1. Функции и задачи Министерства РФ по антимонопольной политике
3.2. Деятельность Приморского территориального управления МАП
3.3. Практика антимонопольного регулирования в Приморском крае
Заключение
Список литературы
Запрет на недобросовестную конкуренцию. Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.
Растет интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования. Так, швейцарская фармацевтическая компания "Мерк, Шарп и Доум Идеа" обратилась в Государственный антимонопольный комитет с заявлением о том, что ее оригинальный препарат в качестве дженерика производит словенская фирма "КРКА" и распространяет в России под своей торговой маркой. При этом в рекламе она не сообщает о его побочных эффектах и противопоказаниях, что вводит в заблуждение потребителей, создает угрозу их здоровью и наносит ущерб финансовым интересам компании "Мерк". Компании "КРКА" было предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства.
Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.
Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и т.п.
Например, Ассоциация пользователей услуг транспорта обратилась в ГАК с заявлением о нарушении закона "О конкуренции" со стороны МПС, которое обязало собственников грузовых вагонов, не относящихся к парку МПС, приобретать новые узлы для ремонта вагонов за счет собственных средств, несмотря на единые правила планового ремонта подвижного состава для всех предприятий и организаций независимо от отраслевой принадлежности и форм собственности. Это решение МПС, создавшее дискриминирующие условия для предприятий, имевших собственный вагонный парк, было отменено.
Подобные действия органов власти имеют экономическую подоплеку, желание угодить "своим" предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления, во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия; во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров; в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.
Кроме
того, не разрешается создавать
Реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.
В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические), "Калугапутьмаш" (машины рельсосварочные, краны укладочные), Новосибирский металлургический завод (листовая инструментальная холоднокатаная сталь), Магнитогорский металлургический комбинат (штрипсы сортовые качественные), "Уфанефтехим" (каучуки этиленпропиленовые), "Волжское химволокно" (нити полиуретановые текстильные) и др.
Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.
Но внесение предприятия в реестр еще не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры - скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства. Монопольное поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями 5-8 закона "О конкуренции", причем расширительное применение термина "монополист" не допускается [15].
Все товарные рынки можно, с оговорками, разделить на три типа:
с развитой конкуренцией - рынки основных видов продовольствия, зерна, растительного масла, а также рынки транспортного, строительного и машиностроительного комплексов;
олигополистические с небольшим числом производителей - рынки отдельных товаров длительного пользования (автомобили, компьютеры, бытовая техника). Они особенно трудно поддаются демонополизации, потому что при формальном отсутствии доминирования какого-либо из производителей создаются благоприятные возможности для монополистического сговора, который юридически доказать довольно сложно;
монополизированные, в том числе рынки естественных монополий.
Структура товарных рынков, характер и уровень монополизации экономики меняются в результате приватизации, либерализации цен, открытия внутреннего рынка для международной конкуренции, банкротства и санации убыточных предприятий, регулирования естественных монополий.
В России к естественным монополиям относят, прежде всего, РАО "ЕЭС России", "Газпром" и Министерство путей сообщения. Их судьба вызывает острые дискуссии. Меры, намеченные Указом Президента РФ "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий" от 28 апреля 1997 г. № 426, воспринимаются неоднозначно.
Хотя
структурная реформа в этой сфере направлена
на повышение экономической эффективности
естественных монополий, рациональное
использование их производственного потенциала,
формирование конкурентных (рыночных)
отношений, противники демонополизации
считают, что реализация намеченных планов
потребует затрат, которые превысят будущий
эффект. Тем не менее, реформирование естественных
монополий - одна из главных задач реструктуризации
российской экономики.
2.3. Функции и задачи Министерства РФ по антимонопольной политике
Основными
задачами Министерства являются:
1) предупреждение, ограничение и пресечение
монополистической деятельности и недобросовестной
конкуренции;
2) содействие формированию рыночных отношений
на основе развития конкуренции и предпринимательства;
3) осуществление государственного контроля
за соблюдением антимонопольного законодательства
Российской Федерации, законодательства
Российской Федерации о защите прав потребителей,
о государственной поддержке предпринимательства,
о рекламе, а также в пределах своих полномочий
законодательства Российской Федерации
о естественных монополиях и о товарных
биржах;
4) проведение государственной политики,
направленной на поддержку предпринимательства,
в том числе малого и среднего, содействие
становлению и укреплению предпринимательского
сектора экономики Российской Федерации,
государственное регулирование, межотраслевая
и межрегиональная координация в сфере
развития и поддержки малого предпринимательства;
5) государственное регулирование и контроль
деятельности субъектов естественных
монополий в области связи (оказание услуг
общедоступной электрической и почтовой
связи).
В соответствии
с основными задачами Министерство выполняет
следующие функции: обобщает практику
применения антимонопольного законодательства
Российской Федерации, а также законодательства
Российской Федерации о защите прав потребителей,
о рекламе, о государственной поддержке
предпринимательства, о товарных биржах,
о естественных монополиях в области связи
и вносит в Правительство Российской Федерации
предложения о его совершенствовании;
дает в установленном порядке заключения
на проекты законов и иных нормативных
правовых актов, регулирующих отношения
в области антимонопольной политики, рекламной
деятельности, защиты прав потребителей,
деятельности субъектов естественных
монополий, поддержки предпринимательства,
а также принимает участие в их подготовке;
дает рекомендации федеральным органам
исполнительной власти, органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
и органам местного самоуправления по
проведению мероприятий, направленных
на содействие развитию конкуренции на
товарных рынках; разрабатывает и осуществляет
меры по демонополизации производства
и обращения товаров (услуг); осуществляет
контроль за соблюдением требований антимонопольного
законодательства Российской Федерации
при создании, слиянии и присоединении
объединений коммерческих организаций
(союзов и ассоциаций), ликвидации и разделении
(выделении) государственных и муниципальных
унитарных предприятий, а также при приобретении
акций (долей) в уставном капитале коммерческих
организаций; согласовывает решения федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления
по вопросам создания, реорганизации и
ликвидации хозяйствующих субъектов (в
случаях, предусмотренных антимонопольным
законодательством Российской Федерации),
а также в иных случаях, установленных
законодательством Российской Федерации;
предупреждает и пресекает факты ненадлежащей
рекламы, допущенные юридическими и физическими
лицами; принимает участие в разработке
государственной политики в области защиты
прав потребителей, обеспечивает взаимодействие
федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления и общественных объединений
(их ассоциаций, союзов) в области защиты
прав потребителей; подготавливает в пределах
своей компетенции предложения по усилению
государственной поддержки и развитию
предпринимательства, особенно малого
и среднего; обеспечивает формирование
инфраструктуры поддержки и развития
малого предпринимательства, оказание
консультативной, информационной и финансовой
поддержки создания и деятельности субъектов
малого предпринимательства;
обеспечивает в установленном законодательством
Российской Федерации порядке участие
Российской Федерации в международном
сотрудничестве по вопросам конкурентной,
в том числе антимонопольной политики,
политики в области защиты прав потребителей,
рекламной деятельности, в области поддержки
предпринимательства и регулирования
естественных монополий, а также участвует
в подготовке предложений о взаимодействии
Российской Федерации с мировым сообществом
по вопросам, отнесенным к компетенции
Министерства; разрабатывает мероприятия,
направленные на защиту прав потребителей,
предотвращение недобросовестной конкуренции,
и организует реализацию этих мероприятий;
изучает и анализирует зарубежный опыт
в области государственного регулирования
и развития конкуренции, ограничения и
пресечения монополистической деятельности,
защиты прав потребителей, регулирования
рекламной деятельности, деятельности
товарных бирж, поддержки предпринимательства,
а также регулирования деятельности субъектов
естественных монополий в области связи;
обеспечивает гласность в работе Министерства,
постоянно информирует население Российской
Федерации через средства массовой информации,
в том числе через специализированные
периодические издания, о ходе реализации
мер по демонополизации экономики, развитию
конкуренции, предпринимательства и защите
прав потребителей и по другим вопросам,
относящимся к компетенции Министерства,
ежегодно публикует доклады о регулировании
деятельности субъектов естественных
монополий в области связи; а также участвует
в организации подготовки специалистов
по вопросам, относящимся к компетенции
Министерства;
осуществляет иные предусмотренные законодательством
Российской Федерации полномочия [14].
Схема 1. Управленческая структура Министерства РФ по
антимонопольной политике
Схема 1. |
Глава III. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В
ПРИМОРСКОМ КРАЕ
3.1. Деятельность МАП Приморского края
Основой функционирования современной рыночной экономики является независимое поведение хозяйствующих субъектов, вступающих в отношения открытой конкуренции. Сегодня в России проведение эффективной конкурентной политики становится одним из важнейших факторов экономического роста. Созданные десять лет назад как инструмент формирования и государственного регулирования цивилизованного рынка, российские антимонопольные органы стали одним из основных гарантов демонополизации экономики, существования единого экономического пространства, преодоления административных барьеров и свободы предпринимательства.
На территории края на протяжении 10 лет государственную политику, направленную на последовательную нормализацию и укрепление экономической ситуации в Приморье, развитие конкурентной среды, поддержку отечественных товаропроизводителей, контроль за экономической концентрацией на товарных и финансовых рынках, защиту прав потребителей товаров (работ, услуг) осуществляет Приморское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
С 19 декабря 1991 года возглавляет Приморское территориальное управление МАП России Заслуженный экономист РФ, профессор, государственный советник РФ 3 класса Таланцев Владимир Иванович.
Приморское территориальное управление МАП России было создано наряду с другими территориальными управлениями в субъектах Российской Федерации на основании постановления Совета Министров РСФСР № 515 от 8.10.1991 г. и приказа ГКАП РСФСР № 62 от 17.10.1991 г. “Об организации и создании территориальных управлений Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур”.
Несмотря на трудности организационного, финансового, кадрового характера Приморское территориальное управление сохранило свою самостоятельность, наглядно продемонстрировало свою эффективность, оставаясь независимым от ведомственных и местнических интересов.
Информация о работе Антимонопольное регулирование: российская и зарубежная практика