Земельный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является исследование основных теоретических и практических основ, касающихся установления и взимания земельного налога. В связи с намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования: - определение понятия и функций земельного налога; - изучение правовой характеристики объекта земельного налога; - исследование основных элементов земельного налога; - разработка предложений по совершенствованию законодательства о земельном налоге.

Содержание

Введение.......................................................................................................................4
Глава 1. Роль земельного налога в экономике страны…………………………6
Экономическая сущность земельного налога Российской Федерации………………………………………………………………….6
Основные элементы налогообложения………………………………...10
Порядок исчисления и уплаты налога…………………………………15
Глава 2. Анализ исчисления налога и авансовых платежей по налогу…….18
2.1. Выявление и анализ трудностей, возникающих при расчете земельного налога……………………………………………………………………………….18
2.2. Земельный налог как источник формирования местных бюджетов в Российской Федерации…………………………………………………………….21
Глава 3. Основные направления совершенствования российского законодательства о земельном налоге………………………………………...26
3.1 Повышение ответственности плательщиков земельного налога за нарушение законодательства о налогах и сборах……………………………26
3.2 Определение суммы налога по участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований и повышение эффективности кадастровой оценки……………………………………………………………..27
3.3 Основные направления совершенствования земельного налога……………………………………………………………………………..29 Заключение…………………………………………………………………….…33
Список используемой литературы……………………………………………..34

Работа содержит 1 файл

Земельный налог.docx

— 61.04 Кб (Скачать)

Налоговые льготы направлены преимущественно  на прямое сокращение размера налогового обязательства плательщика, но иногда преследуется и цель и отсрочка платежа, что также в итоге приводит к сокращению налогового обязательства  плательщика. В зависимости от того, на изменение какого из элементов  структуры налога (объекта налогообложения, налоговой базы или окладной суммы) направлены льготы, они принимают  форму изъятий, скидок или налоговых  кредитов[16].

Действующее законодательство предусматривает  исчерпывающий перечень налоговых  льгот:

- налогооблагаемый минимум объекта;

- изъятие из налогообложения  определенных элементов объекта;

- освобождение от уплаты налогов  отдельных лиц и категорий  плательщиков;

- понижение налоговых ставок;

- целевые налоговые льготы, включая  инвестиционные налоговые кредиты;

- прочие налоговые льготы.

1.2. Основные элементы налогообложения

  Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК [7]. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.  
 

Определение налоговой базы:

 1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.  
2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

 3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.  
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.  
4. Если иное не предусмотрено пунктом 3, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.  
5. Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:  
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности  к трудовой деятельности, а также  лиц, которые имеют I и II группу  инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения  о степени ограничения способности  к трудовой деятельности;  
3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов  Великой Отечественной войны,  а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих  право на получение социальной  поддержки в соответствии с  Законом Российской Федерации  "О социальной защите граждан,  подвергшихся воздействию радиации  вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС, подвергшихся воздействию  радиации вследствие аварии в  1957 году на производственном объединении  "Маяк" и сбросов радиоактивных  отходов в реку Теча и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

6) физических лиц, принимавших  в составе подразделений особого  риска непосредственное участие  в испытаниях ядерного и термоядерного  оружия, ликвидации аварий ядерных  установок на средствах вооружения  и военных объектах;

 7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.  
6. Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.  
 Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга).  
7. Если размер не облагаемой налогом суммы, предусмотренной пунктом 5, превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.  
 Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности:

1. Налоговая база в  отношении земельных участков, находящихся  в общей долевой собственности,  определяется для каждого из  налогоплательщиков, являющихся собственниками  данного земельного участка, пропорционально  его доле в общей долевой  собственности.

 2. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

 3. Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

  Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.  
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.  
 Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга) и не могут превышать:  
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:  
 - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства[15];

    1. Порядок исчисления и уплаты налога

Основанием для установления и  взимания земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным  участком.

Впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или  использования земельным участком, по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и  землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.

В практике работы имеют место факты, когда земельный участок фактически используется, а документа, удостоверяющего  право на него, не имеется. В таких  случаях следует иметь в виду, что согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 09.01.2002 № 7486/01 отсутствие документа  о праве пользования землей, получение  которого зависит исключительно  от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для  освобождения последнего от уплаты налога на землю[17].

Земельный налог исчисляется организациям и физическим лицами исходя из налоговой  базы (площади земельного участка, облагаемой налогом), утвержденных ставок земельного налога и налоговых льгот. Земельный налог, уплачиваемый организациями, исчисляется непосредственно этими организациями. Организации обязаны не позднее 1 июля представлять в налоговые органы по месту нахождения налогооблагаемых объектов налоговые декларации по причитающимся с них платежам налога в текущем году на бланке установленной формы.

По вновь отделенным земельным  участкам налоговые декларации представляются организациями в течение месяца с момента предоставления участка. Приказом МНС России от 02.09.2002 №БГ-3-23/470 утверждена Инструкция по заполнению налоговой декларации по земельному налогу, которая является обязательной для организаций, признаваемых плательщиками земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации[17].

Налоговая декларация по земельному налогу может представляться в налоговый  орган как на бумажном носителе, так и в электронном виде по инициативе налогоплательщика и наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утверждаемыми МНС России. Земельный налог с организаций и физических лиц исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков.

Исчисление земельного налога физическим лицам проводится налоговыми органами, которые ежегодно не позднее 1 августа  вручают им налоговые уведомления  об уплате налога. В налоговом уведомлении  должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой  базы, а также сроки уплаты налога. Форма налогового уведомления на плату земельного налога физическими  лицами утверждается МНС России. Пересмотр  неправильно произведенного обложения  земельным налогом допускается  не более чем за три предшествующих года.

Организации и физические лица уплачивают земельный налог равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября. Органы законодательной (представительной) власти субъектов  Российской Федерации т органы местного самоуправления имеют право с  учетом местных условий устанавливать  другие сроки уплаты налога. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Плательщики земельного налога перечисляют  сумму земельного налога в полном объеме на счета органов федерального казначейства для последующего распределения доходов от его уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в часть вторую Налогового кодекса и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» начиная с 2003 года земельный налог полностью поступает в региональные и местные бюджеты.

Согласно ст. 1 Закона РФ «О плате  за землю» нормативная цена земли  является формой платы за землю. Порядок  определения нормативной цены земли  установлен постановлением Правительства  РФ от 15.03.1997 № 319 «О порядке определения  нормативной цены земли».

В соответствии с вышеуказанным  постановлением правительства РФ нормативная  цена земли применяется в случаях. Предусмотренных законодательством  Российской Федерации (при передаче в собственность, установлении коллективно-долевой  собственности на землю, передаче по наследству, дарении, получении банковского  кредита под залог земельного участка), и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ исчисления налога и авансовых платежей по налогу

2.1. Выявление и анализ  трудностей, возникающих при расчете  земельного налога

 

Расчет земельного налога не во всех случаях прост, рассмотрим примеры расчета земельного налога, вызывающие некоторые трудности.  
Налогоплательщики, для которых муниципалитет установил в качестве отчетного периода I, II и III кварталы, сумму авансового платежа рассчитывают как 1/4 произведения установленной ставки налога на кадастровую стоимость участка (п. 6 ст. 396 НК). В тех случаях, когда земля находится в общей собственности, рассчитывать налог нужно пропорционально той доле, на которую фирма имеет право [11].

Пример 1.

Кадастровая стоимость земельного участка на 1 января 2007 года составляет 1 500 000 руб. В собственности ООО «Фобс» находится 80 процентов данного надела. Ставка налога на землю в регионе максимальная – 0,3 процента. Таким образом, «Фобс» обязано уплачивать налог со стоимости 1 200 000 руб. (1500000х80%). Авансовый платеж за 9 месяцев 2007 года составит: 1200000х0,3%х1/4=900руб.

Следует учесть и такой  фактор, как срок нахождения земли  в собственности, ведь совершенно не обязательно, что участок куплен именно в начале календарного года. Так, если налогоплательщик владеет  наделом неполный год, то для исчисления налога применяется коэффициент  использования земельного участка  К2. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в отчетном периоде. При определении «полноты» месяцев немаловажное значение имеет дата возникновения (прекращения) права собственности на земельный участок или его долю. Так, если в период с января по сентябрь текущего года получение (прекращение) права имело место до 15-го числа месяца включительно, то за полный принимается месяц его возникновения. Если же это произошло после 15-го числа, то за полный считают месяц прекращения права (п. 7 ст. 396 НК).

Информация о работе Земельный налог