Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 22:15, курсовая работа
Налоговые проверки являются одной из форм налогового контроля. Функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведение производства по делам о налоговых правонарушениях относятся к компетенции налоговых органов. Суть выездной налоговой проверки - контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, указанных в решении на проведение проверки, на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения.
Введение…………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические аспекты проведения выездной налоговой проверки…………………………………………………………5
1.1 Общие положения………………………………………….5
1.2 Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов при проведении выездной налоговой проверки……………….6
1.3 Порядок выезда проверяющих к налогоплательщику …….…11
Глава 2 Основные формы и методы проведения проверки ………………………………………………………………………….……15
2.1 Приемы и методы проверки учетной документации налогоплательщика. ……………………………………………………….15
2.2. Истребование документов при проведении налоговой проверки……………………………………………………………………..18
2.3 Выемка документов и предметов…………………………..…..19
2.4 Вынесение решения по результатам проверки ………………..21
Заключение…………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………..31
В процессе работы над законопроектом были отклонены и поправки, предусматривающие уголовную ответственность должностных лиц налоговых органов за вынесение заведомо незаконных решений и злоупотребление своими правами.
Установление ответственности стимулировало бы налоговые органы к неукоснительному соблюдению законодательства и способствовало предотвращению нарушений прав налогоплательщиков.
Вызывает множество вопросов положение о праве руководителя (заместителя руководителя) налогового органа принимать обеспечительные меры, направленные на исполнение решения налогового органа в отношении взыскания недоимки по налогам. Отсутствие четких оснований для введения обеспечительных мер может привести к субъективному подходу и приостановить деятельность многих предприятий.
Следует также отметить, что новое законодательство ухудшает положение субъектов малого предпринимательства. Для индивидуальных предпринимателей вводится налоговая ответственность за грубое нарушение правил учета и составления бухгалтерской отчетности в тех же размерах, что и для юридических лиц.
Опыт проведения налоговой реформы показывает, что проблему улучшения качества налогового администрирования не следует связывать с увеличением штрафных санкций в отношении малого бизнеса.
Как видно из представленного краткого анализа, нерешенных проблем у бизнеса еще много и точку в налоговой реформе ставить еще рано.
1.3 Порядок выезда проверяющих к налогоплательщику
Должностные
лица налоговых органов, проводящие выездную
налоговую проверку имеют право доступа
на территорию или в помещение налогоплательщика
при предъявлении ими служебных удостоверений
и решения руководителя налогового органа
о проведении выездной налоговой проверки.
Они имеют право производить осмотр территорий,
помещений и объектов налогообложения.
Осмотр проводится в присутствие понятых
(не менее 2 человек), может производиться
фото-видео съемка. О производстве осмотра
составляется протокол. В случае воспрепятствования
доступу должностных лиц на указанные
территории составляется акт. На основании
этого акта налоговый орган вправе самостоятельно
определить сумму налога, подлежащую уплате.
Доступ должностных лиц налоговых органов
в жилые помещения против воли проживающих
в них физических лиц иначе как на основании
судебного решения не допускается.
Для
получения необходимых для проверки документов,
налогоплательщику предъявляется требование
о предоставлении документов (заверенных
копий) в течение 10 дней со дня получения
требования. Отказ от предоставления требуемых
документов приравнивается к налоговому
правонарушению и влечет за собой ответственность.
По итогам выездной
налоговой проверки составляется акт,
в котором указываются документально
подтвержденные факты налоговых правонарушений,
выявленных в ходе проверки, или отсутствие
нарушений, выводы и предложения проверяющих,
а также делаются ссылки на статьи Налогового
кодекса, которые предусматривающие ответственность
за конкретные нарушения законодательства
о налогах.
Налогоплательщик
вправе в течение 15 дней представить свои
возражения по акту или его отдельным
положениям. По истечении 10 дней акт проверки
и документы рассматриваются руководством
налоговой инспекции, и по ним принимается
решение.
Доступ осуществляющих проверку должностных лиц на территорию проверяемого налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) осуществляется на основании решения о проведении проверки, а также предъявлении этими лицами служебных удостоверений (п. 1 ст. 91 НК РФ). В то же время проверяемый налогоплательщик имеет право не допускать на свою территорию должностных лиц налогового органа, если:
- у проверяющих отсутствует решение о назначении выездной на логовой проверки;
- в решении о проведении
выездной налоговой проверки
отсутствуют какие-либо
- решение подписано
лицом, не имеющим
- у проверяющих отсутствуют служебные удостоверения (является правомерным воспрепятствование доступу на территорию только проверяющих, не имеющих служебных удостоверений);
- конкретный участник
проверяющей группы не указан
в решении (правомерно
- проверка назначена
с нарушением установленных НК
РФ ограничений (повторная
ГЛАВА 2. Основные формы и методы проведения выездной налоговой проверки.
2.1. Приемы и методы проверки учетной документации налогоплательщика.
Приемы и методы проверки учетной документации налогоплательщика определяются проверяющими исходя:
- из особенностей применяемой системы бухгалтерского учета, его состояния;
- сделанных в результате
- объемов подлежащей проверке документации.
В зависимости от степени охвата проверкой учетной документации налогоплательщика может быть проведена сплошная или выборочная проверка документов.
При сплошном методе проверяются все первичные учетные доценты налогоплательщика, относящиеся к определенному разделу учета и соответствующему налоговому периоду, а также отражение хозяйственных операций, оформленных этими документами, в учетных регистрах. При выборочном методе проверяется определенная часть учетных документов налогоплательщика, отобранная проверяющими как с учетом степени значимости хозяйственных операций, оформленных этими документами, для формирования налоговой базы, так и посредством применения методов случайной выборки. Если в результате выборочной проверки выявляются налоговые правонарушения, то проверка документов по данному виду деятельности налогоплательщика проводится сплошным методом за весь проверяемый период.
Степень охвата проверкой учетной документации определяется проверяющими самостоятельно исходя из объема подлежащих проверке документов, состояния бухгалтерского учета налогоплательщика, степени вероятности обнаружения налоговых правонарушений, оцениваемой проверяющими исходя из данных предпроверочного анализа информации о налогоплательщике, а также результатов предыдущих этапов выездной налоговой проверки.
При необходимости исследуются
учетные документы
В ходе проверки учетной документации налогоплательщика контролируются:
1) полнота устранения выявленных
предыдущей проверкой
2) соответствие показателей,
3) соответствие показателей
4) полнота и правильность
5) Правильность применения цен на товары, работы, услуги для целей налогообложения по сделкам между взаимозависимыми лицами, по товарообменным (бартерным операциям), при совершении внешнеторговых сделок, а также по иным сделкам, предусмотренным ст. 40 НК РФ.
6) Обоснованность применения предусмотренных законодательством налоговых ставок, льгот, правильность исчисления сумм налогов, подлежащих уплате.
В процессе проверки устанавливаются соблюдение налогоплательщиком действующего порядка оформления первичных учетных документов и отражения соответствующих хозяйственных операций в бухгалтерском учете, наличие первичных учетных документов, являющихся основанием для документирования данных.
Проверка каждого отдельного учетного документа включает в себя: формальную проверку, арифметическую проверку, правовую проверку.
В случае выявления выездной налоговой проверкой фактов налоговых правонарушений проверяющие должны принять необходимые меры по формированию доказательной базы по этим фактам и обеспечению их документального подтверждения (снятие копий с документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, выемка подлинников указанных документов, получение недостающих документов из иных источников, проведение встречных проверок, опросы свидетелей, назначение экспертизы и др.), по исчислению сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов и пеней, а также по подготовке предложений о привлечении к налоговой ответственности за соответствующие правонарушения.
2.2 Истребование документов при проведении налоговой проверки.
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов (см Приложение 2).
Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации.
В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10дней со дня вручения соответствующего требования.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126Налогового Кодекса.
В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку,производит выемку необходимых документов.
В ходе проведения налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы,представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
2.3 Выемка документов и предметов
Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа. Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.
Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.
Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их.
При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места,где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.
Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.
При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия. Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.