Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:25, контрольная работа
Налоговый кодекс Российской Федерации предоставляет налоговым органам право проведения встречных проверок. В соответствии со ст. 87 НК РФ в том случае, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора),
3. Истребованные
документы и материалы
4. Производится сопоставление
истребованных документов и
5. Выявленные нарушения
установленного порядка
В завершение несколько
слов о порядке отражения
Согласно пункту 1.10.2 данной инструкции вводная часть акта выездной налоговой проверки должна содержать, в частности, сведения:
Приложения к акту выездной налоговой проверки включают в себя материалы встречных проверок (в случае их проведения). Об этом сказано в пункте 1.12 инструкции.
В.И.Янаев,
начальник отдела контрольной
работы
УМНС России по Республике
Марий Эл
Как показывает практика работы кредитных организаций, встречные налоговые проверки в них проводятся достаточно часто. Причина этого понятна - кроме собственных хозяйственных контрагентов, банки имеют много клиентов. Если в какой-либо организации проводится налоговая проверка, то встречная проверка информации об этой компании может быть проведена и в обслуживающем ее банке. // О.В. Данильчук, независимый эксперт. Методический журнал "Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", № 4/2005 // О.В. Данильчук, Независимый эксперт
Налоговые органы наряду с выездными и камеральными проверками могут проводить и встречные проверки. Такого рода проверки проводятся согласно ст. 87 НК РФ, где указано, что "если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка)".
Встречная налоговая проверка проводится в случае, если у налоговой инспекции в ходе проверки контрагента возникла необходимость в получении дополнительной информации проверяемого налогоплательщика в связи с его финансово-хозяйственной деятельностью.
Такая необходимость
может возникнуть в случаях:
1) если имеется информация об уклонении
проверяемой организации от налогообложения
путем применения специальных налоговых
схем, равно как и в случае, если ранее
двумя контрагентами применялись схемы
уклонения от налогообложения;
2) если подлинность предоставленных налогоплательщиком
документов для проверки вызывает сомнение
или данные в них недостоверны;
3) если налоговый орган подозревает фиктивность
сделки или подобные фиктивные сделки
имели место ранее;
4) если есть подозрения, что проверяемая
организация не оприходует товарно-материальные
ценности, выручку и денежные
средства не
отражаются на счетах организаций;
5) в иных случаях.
На практике
достаточно часто налоговые органы
стараются провести встречные проверки
у контрагентов в случаях отклонения
от обычных и стандартных операций. Например:
а) при проведении взаимозачетов;
б) уступок и переуступок прав требований
по обязательствам;
в) бартерных операций;
г) при безвозмездно оказанных услугах;
д) при возмещении и зачете налога на добавленную стоимость.
Встречная проверка так же, как обычная, может быть либо камеральной, либо выездной.
В первом случае налоговый орган может просто направить в банк письменный запрос, в котором перечислит все документы, касающиеся операций с конкретным контрагентом. Во втором случае налоговый инспектор может лично посетить банк. При выездной встречной проверке проверяющий налоговый инспектор может либо самостоятельно прийти к контрагенту (так поступают, когда необходима оперативность), либо запросить налоговую инспекцию, где контрагент состоит на налоговом учете, провести встречную проверку.
Налогоплательщик имеет право отказать в проведении проверки у себя на территории. Для этого достаточно часто бывает возможным сослаться на отсутствие места для проведения встречной проверки по месту нахождения налогоплательщика. На практике налоговая служба рекомендует согласовать с проверяемым по встречной проверке контрагентом проверку по месту осуществления деятельности последнего.
Как бы то ни было,
налоговый инспектор обязан перед началом
встречной проверки (выездной и камеральной)
предоставить мотивированное требование
о предоставлении документов. Это требование
должно содержать:
- полное наименование организации, ИНН/КПП;
- обоснование направления требования
(указывается ст. 87 НК РФ) и вид налоговой проверки,
при проведении которой возникла необходимость
получения информации о деятельности
проверяемого налогоплательщика;
- полное наименование организации, ИНН/КПП,
в связи с проведением налоговой проверки
которой возникла необходимость дополнительной
информации;
- срок предоставления требуемых документов
(обычно 5 дней с момента получения требования);
- перечень требуемых документов;
- указание на предоставление требуемых
документов в виде заверенных должным
образом копий;
- указание на предусмотренную НК РФ
и Кодексом РФ об административных
правонарушениях ответственность за непредставление
документов.
Требование должно быть подписано начальником отдела и руководителем налогового органа (его заместителем).
Стоит отметить еще раз, что документы должны быть представлены в срок 5 дней с момента получения требования. Срок начинает течь либо с момента вручения требования под расписку руководителю проверяемой по встречной проверке организации, либо с момента вручения уведомления по заказному письму, которым было направлено требование. Так или иначе, но под сроком 5 дней подразумеваются 5 рабочих дней, что, впрочем, лучше уточнить непосредственно у сотрудника налоговой инспекции, проводящего встречную проверку.
Часто бывает так, что организация в силу различных причин не имеет возможности собрать запрашиваемые документы в течение указанного срока. В таком случае необходимо письменно уведомить налоговый орган, проводящий налоговую проверку, о невозможности выполнения в срок предъявленного требования. В письме желательно указать причину и реальный срок исполнения требования. Такое письмо направляется в канцелярию налогового органа, и желательно копию передать лично в руки проверяющему налоговому инспектору. Только в таком случае налогоплательщик может быть освобожден от штрафных санкций за непредставление документов.
При предоставлении документов необходимо подготовить сопроводительное письмо и на копии письма сотрудник, получивший документы, должен расписаться в получении документов и указать дату получения.
В случае непредставления
контрагентом относящихся к деятельности
проверяемой организации
Если документы были представлены своевременно, то налоговый инспектор сопоставляет их с документами проверяемой организации. После проверки и сопоставления полученных по встречной проверке документов, инспектор в случае отсутствия нарушений у контрагента может не выносить решения о проверке. Более того, в случае отсутствия нарушений контрагент, проверенный в ходе встречной проверки, может и не узнать о правильности оформления документов - достаточно отсутствия акта проверки и доначислений по карточке лицевого счета организации.
Если нарушение законодательства РФ о налогах и сборах имело место и в организации-контрагенте, то составляется акт по проверке, который подписывается руководителем (его заместителем) и вручается руководителю организации. Такой акт может составляться одновременно с актом по выездной проверке налогоплательщика, в связи с которой и производилась встречная проверка. Акт о проверке вручается (или направляется по почте) руководителю организации. По истечении 14 дней с момента вручения организация может его оспорить в налоговой инспекции (в ходе проведения процедуры урегулирования разногласий). Если организация не направляет в налоговую инспекцию разногласия, то по истечении указанного срока оформляется решение налогового органа по налоговой проверке и вручается налогоплательщику для оплаты недоплаченных сумм налога, пеней и штрафных санкций.
Встречные налоговые
проверки достаточно часто проводятся
налоговыми органами. Более того, налогоплательщик
может и не знать, что в отношении него
проводится у его контрагентов встречная
проверка. Поэтому встречные проверки
являются достаточно гибким инструментом
сопоставления информации налогоплательщика
и его контрагентов, особенно когда дело
касается крупных сумм расходов и доходов,
нестандартных, а также подозрительных
операций.
Практика показывает, что при проведении повторных и встречных налоговых проверок налоговые органы зачастую широко трактуют свои полномочия. В результате их требования далеко не всегда бывают законны. Что же должен знать налогоплательщик о таких проверках, чтобы, '"когда грянет гром", избежать лишних споров с налоговой инспекцией?
Напомним, что до 1 января 1999 г. законодательно установленной процедуры проведения налоговых проверок не существовало. Поэтому введение в действие части первой Налогового кодекса РФ, в которой была регламентирована процедура проведения налоговых проверок, стало огромным шагом вперед в отношении защиты налогоплательщика от неправомерных действий налоговых органов. Однако редкая правовая норма, тем более сформулированная впервые, понимается и применяется одинаково налогоплательщиками и налоговыми органами. Остановимся на некоторых спорных вопросах процедуры проведения встречных и повторных налоговых проверок.
Проверка на "встречной" полосе
Статья 87 НК РФ вводит институт встречной проверки, т. е. процедуру истребования у третьих лиц документов, связанных с деятельностью проверяемого налогоплательщика.
Вообще, встречная проверка не является налоговой проверкой. Налоговыми законодатель называет только камеральные и выездные (включая повторные) проверки (см. ст. 87 НК РФ). Поэтому в действительности встречная проверка — это лишь особая форма истребования документов. А значит, к встречной проверке неприменима ст. 93 "Истребование документов" НК РФ, ведь в этой статье говорится о праве должностного лица, проводящего налоговую проверку, истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. То есть речь идет о правоотношениях в рамках налоговой проверки между проводящим проверку налоговым органом и проверяемым налогоплательщиком. Организация, получившая требование о предоставлении документов в рамках встречной проверки, не является проверяемым налогоплательщиком, и пятидневный срок, установленный ст. 93 НК РФ для предоставления запрашиваемых документов, на встречную проверку не распространяется.
Как указывается в ст. 87 НК РФ, цель истребования документов — получение информации о деятельности проверяемого налогоплательщика.
На практике налоговые органы нередко не соблюдают вышеуказанные требования и требуют у контрагентов проверяемого налогоплательщика массу документации, которая с налогообложением этого налогоплательщика никак не связана. Часто под предлогом встречной проверки у предприятия — контрагента истребуются его собственные бухгалтерские регистры, налоговые декларации, штатное расписание, договоры с третьими лицами и связанные с ними первичные документы и т. п.