2.
Налоговое законодательство
в ХVIII – ХIХ вв.
2.1.
Налоговое регулирование
малого бизнеса в дореволюционной
России.
Основными
этапами развития законодательства
по налогообложению предпринимательской
деятельности в дореволюционной
России являются периоды, связанные
с развитием торговой и иной промысловой
деятельностью. Первый период — с 1721 по
1775 г., когда была установлена система
налогообложения в виде частных промысловых
сборов и купеческой подушной подати.
Второй — с 1775 по 1824 г. — была введена система
гильдейских сборов с объявленных капиталов.
Третий — с 1824 по 1863-1865 гг. закрепляется
сословная патентная система обложения
торговли и промыслов. Четвертый — с 1865
по 1898 г., когда устанавливается патентно-подоходная
система налогообложения.
Отечественное налоговое законодательство
XVIII – первой половины XIX вв. представляет
собой, прежде всего, сословное, регламентирующее
статус лиц, занимающихся торговой и промысловой
деятельностью. Кроме сословного законодательства,
порядок налогообложения предпринимательской
деятельности регулировался актами таможенного,
торгового, промышленного, позднее — банковского,
акционерного и иного промыслового законодательства.
Предпринимательство в том виде, в котором
существует представление о нем в настоящее
время, в России сформировалось к XVIII в.
после проведения экономических преобразований
Петром I. Политика последнего была направлена
на поддержание развития торговли и промышленности.
Торговая и промышленная деятельность
относилась к категории промысловой, к
которой впоследствии стала относиться
также кредитно-банковская. Основой указанных
видов деятельности являлось движение
капитала. На этом основании можно сделать
вывод о том, что в дореволюционной России
понятие «промысловая деятельность» имело
такой же смысл, как «предпринимательская
деятельность» в настоящий период.
Преимущественное право заниматься
предпринимательской деятельностью в
истории России принадлежало купцам. Иные
категории населения, независимо от сословной
принадлежности, если занимались такой
деятельностью, то чаще всего обязаны
были причисляться к купеческому состоянию.
В период правления Екатерины
II было принято новое сословное законодательство
об устройстве купечества и торгово-промышленного
обложения путем введения гильдейского
сбора с купечества, как налога с объявленного
капитала. Множественность нормативных
актов, закрепляющих порядок обложения
лиц, занимавшихся торговлей и промыслами,
порождала отсутствие единообразного
применения законодательства. Как следствие
этого стал наблюдаться процесс массового
уклонения купечества от уплаты гильдейских
сборов, что и приводило к снижению поступлений
в казну государства от данного вида налогов.
Для устранения недостатков торгового
обложения в отношении мелких
торговцев и лиц, начинающих
торговлю, была проведена реформа
системы гильдейского обложения
купеческих капиталов, что явилось
новым этапом в развитии русского
законодательства о налогообложении предпринимательской
деятельности, принявшего форму патентной
системы, заимствованной из Франции.
Принципы патентной системы юридически
были оформлены и в пореформенном
законодательстве второй половины
XIX в. Наряду с данной системой стала развиваться
система подоходного налогообложения
лиц (физических и юридических), извлекающих
доход от торгово-промышленной деятельности.
Различие между патентной и подоходной
системой заключалось в том, что в первом
случае налогообложению подлежали лица
— представители торгово-промышленной
категории населения, вне зависимости
от сословной принадлежности, во втором
— налогообложению подлежал вид торговой,
промышленной и иной промысловой деятельности,
т. е. конкретный вид предпринимательской
деятельности.
Важным этапом в развитии законодательства
по налогообложению мелкой торговли
и промышленности явилось принятое
в 1898 г. «Положение о государственном
промысловом налоге». Положением
закреплялось, что принадлежность
к купеческому состоянию определялась
наличием как купеческого, так и промыслового
свидетельства, сумма выкупа которого
формировала промысловый налог. Цена патента
дифференцировалась по географическому
коэффициенту территория Российской империи
была разделена на четыре класса в соответствии
со степенью развития торговли и промышленности,
за исключением столичных городов. Торгово-промышленные
предприятия и личные промыслы также разделялись
на разряды в зависимости от вида деятельности.
Кроме того, уплачивался дополнительный
промысловый налог в виде процентного
сбора с суммы основного капитала (15 коп.
со 100 руб.). Параллельно с этим устанавливался
процентный сбор с чистой прибыли для
предприятий, обязанных публичной отчетностью
по прогрессивной системе, для предприятии,
не обязанных публичной отчетностью. —
исходя из процента средней прибыльности,
установленной для данной группы предприятий.
Таким образом, практически сохранялась
прежняя система двойного обложения в
виде основного и дополнительного сборов,
но обложению подлежали не сами лица, занимающиеся
промыслами, а непосредственно только
торгово-промышленные предприятия.
Несмотря на сложность структуры
промыслового налога, постепенно
закреплялась более равномерная
и рациональная система налогообложения
предпринимательской деятельности, предоставляя
возможность для формирования рыночных
отношений в дореволюционной России. Низкие
налоговые ставки способствовали бурному
развитию торгово-промышленных заведений,
занятий личными промыслами, и как следствие
такого развития налоговые сборы от занятия
предпринимательской деятельности являлись
одним из основных источников формирования
доходной части бюджета государства.
Завершающим этапом развития
системы налогообложения предпринимательской
деятельности в дореволюционной
России можно считать период начала Первой
мировой войны. К 1916 г. в Российской империи
сложилась напряженная ситуация. Доходы
от сбора налогов значительно уменьшились,
в том числе существенно снизилась сумма
промыслового налога, в то время как военные
расходы требовали значительных поступлении.
Возникла необходимость пересмотра прежних
законоположений и принятия новых установлений
налогообложения с учетом военного времени.
Весной 1916 г. было принято «Положение о
государственном подоходном налоге».
На основании данного положения обложению
подвергались все формы прибыли, денежные
капиталы, торговые, промышленные и иные
предприятия. За основу брался принцип
личного обложения. Минимальная сумма
дохода, подлежащая обложению, составила
850 руб. в год. В сумму нового подоходного
налога засчитывался основной промысловый
налог. Особенностью данного налога явилось
введение элементов регрессивной системы
обложения. Сумма налога уменьшалась в
процентном соотношении при увеличении
суммы прибыли, вследствие чего крупные
предприятия находились в более выгодных
условиях.
Эволюция развития отечественного
законодательства в части налогообложения
предпринимательской деятельности
показывает стремления законодателя
к переходу к западно-европейской
системе подоходного обложения,
при которой основным критерием являлась
чистая доходность хозяйствующих субъектов,
а не только формальные внешние признаки
таких предприятий. Исчислением чистого
дохода торгово-промышленных предприятий
как объекта промыслового налога обеспечивались
однообразность и равномерность обложения
торговых и промышленных предприятий,
что способствовало увеличению их количества,
а, следовательно, и увеличению числа субъектов
данного вида налога. Подоходная система
обложения была связана с установлением
ставок регрессивного обложения для каждого
вида дохода, причем все предприятия дифференцировались
по разрядам или классам, каждому из которых
присваивался строго определенный законом
процент обложения. Определение разрядов
промыслов строилось на основе разработки
промыслового кадастра. Данная система
являлась достаточно сложной при определении
объекта налога, тем не менее достигались
социальное равноправие и облегчение
бремени среди налогоплательщиков промыслового
налога, увеличение дохода от сбора промыслового
налога — в государственный бюджет.
2.2.
Уголовная ответственность
за уклонение от уплаты
налогов в дореволюционной
России.
Налоги
- одна из древнейших экономических
и правовых категорий, определяющих
взаимоотношения государства и
населения. Они представляют собой
динамичную систему, развивающуюся во
взаимодействии с экономическими и политическими
процессами.
Крайне
интересен процесс исторического
развития уголовного законодательства
в России об ответственности за налоговые
преступления. И возникает вполне
резонный вопрос: идет ли Россия по пути
либерализации ответственности за совершение
налоговых преступлений посредством все
большего использования административной
и (или) налоговой ответственности за нарушения
налогового законодательства?
Налоговая система в любом
государстве - одна из основ его существования,
от четкости ее структуры и взаимодействия
всех ее элементов зависит финансовое
состояние государства. Если "эмбрион"
налоговой системы России зародился еще
в Киевской Руси, то сегодня мы видим уже
достаточно слаженный и необходимый инструмент
для обеспечения жизнедеятельности государства.
На протяжении всего периода существования
государства российского одним из главных
элементов налоговой системы был элемент
принуждения, который также прошел путь
от жестоких мер уголовного наказания
к более либеральным мерам административного
воздействия.
Уголовная ответственность за
уклонение от уплаты налогов
(ранее - податей) существовала
всегда, в чем можно убедиться
на основании действовавшего
в разные времена уголовного
законодательства.
Взяв за основу кодифицированные
акты, действовавшие в России
до революции 1917 г., рассмотрим
два исторических периода для
анализа ответственности за уклонение
от уплаты налогов: до 1833 г. (некодифицированный
период) и с 1833 по 1917 г. ("уложенческий"
период).
До 1833 г. в российском праве
не было кодифицированных нормативных
актов по уголовному законодательству.
Уголовно наказуемые деяния регулировались
различного рода наказами, судными
грамотами, указами, воинскими
уставами и другими нормативными
актами.
В XV - XVII в.в. за неуплату налогов и пошлин
ответчики подвергались телесным наказаниям.
Соборное уложение 1649 г. содержит упоминания
о так называемом правеже, которому подвергались
неплатежеспособные должники и налогоплательщики.
Правеж (битье батогами - тонким гибким
прутом) осуществлялся публично у приказа,
на торгу. Ответчика били розгами по обнаженным
икрам. Длительность правежа зависела
от суммы долга или неуплаченной пошлины
и налога. Обычно за 100 руб. на правеже стояли
месяц.
Попытки кодификации уголовного
законодательства были начаты
Петром I и продолжены Екатериной II,
Павлом и Александром I.
Однако можно найти нормативные
акты тех лет, предусматривающие
ответственность за налоговые
преступления. К примеру, в Указе
Императрицы Елизаветы от 29 июля 1752 г.
была установлена уголовная ответственность
за соответствующие деяния в такой форме:
"Ежели кто при письме крепостей продажному
имению в цене, чтоб менее пошлин в Казну
платить, утаит, и о том донесено или усмотрено
и по следствию обличено будет, за то как
с продавца и с покупщика той утаенной
цены, пошлины взыскивается вдвое без
всякого послабления".
После реформ Петра I наблюдалось
бурное развитие торговли с различными
державами, что предоставляло возможность
значительного обогащения купцов. На свободные
деньги купцы приобретали имения у разорившихся
дворян, что значительно оживило рынок
недвижимости в России. При купле-продаже
имений купцы нередко шли на разного рода
ухищрения, связанные с умышленным занижением
договорной цены, для уклонения от уплаты
установленных в то время пошлин, размер
которых непосредственно зависел от стоимости
имения. По этим фактам в обязательном
порядке проводилось следствие, в ходе
которого устанавливалась вина лиц, причем
субъективная сторона преступления выражалась
в форме прямого умысла. Однако ответственность
была хотя и уголовной, но по своей сути
носила финансовый характер - в виде взыскания
утаенной пошлины в двойном размере (т.е.
штрафа).
Второй период был ознаменован
началом кодификации законодательства,
начатой М. Сперанским, который был поставлен
в 1826 г. главой Второго отделения Собственной
Его Императорского Величества Канцелярии.
После изнурительной работы в
1833 г. на свет появились "Полное
собрание законов" и "Свод
законов Российской империи". Уголовные
законы были помещены в XV том Свода и назывались
"Уложение о наказаниях уголовных и
исправительных". Оно было закончено
лишь после смерти М. Сперанского в 1845
г.
Раздел VII Уложения "О преступлениях
и проступках против имущества и доходов
казны" соответствовал существующей
в то время в России налоговой системе.
Основной доход казне приносили косвенные
налоги, что и делало необходимым создание
досконально проработанного механизма
уголовной ответственности за уклонение
от их уплаты. Ответственность за уклонение
от уплаты налогов регламентировалась
гл. 4 "О нарушении уставов горных",
гл. 5 "О нарушении уставов о соли",
гл. 6 "О нарушении постановлений о питейном
сборе", гл. 7 "О нарушении постановлений
об акцизе с табаку", гл. 8 "О нарушении
постановлений об акцизе с сахарного песку".
Уголовные нормы этих глав были достаточно
подробны.