Прежде чем
обозначить различия двух налоговых
подсистем, необходимо увидеть
их общие черты. Таковыми для
них, безусловно, являются сущностные
особенности налога как экономической
категории — объективная необходимость
принудительного изъятия доходов физических
и юридических лиц государством. Это конечный
итог налогообложения и для индивидуума,
и он всегда будет иметь место в явной
или неявной форме. Прямые налоги, оправдывая
свое название, уменьшают доходы налогоплательщика
явно . В данном случае налогоплательщик
вступает в видимые и четко обозначенные
законом, планируемые и просчитанные отношения
с фиском. Объектами в прямом налогообложении
являются доход или имущество плательщика.
В прямом обложении всегда известен
субъект (он же и первоначальный, и окончательный),
поэтому государство в зависимости от
проводимой политики может учесть его
индивидуальные характеристики и скорректировать
налог (например, повысить уровень необлагаемого
минимума, скорректировать ставку, дать
отсрочку и т. д.). Косвенное обложение
гораздо «хитрее». Сложность его анализа
заключается в том, что оно подразделяется
на два этапа — видимый и невидимый. Первый
период больше похож на прямое обложение,
так как в нем наличествует конкретный
плательщик, отвечающий за уплату налога
по всей строгости закона, но объектом
в данной ситуации выступает трансакция
(сделка, соглашение), имеющая продолжение
в товаропроводящей цепи, пока она не завершится
через конечное потребление данного товара
или услуги. Если бы налоговые отношения
заканчивались на первичной стадии сделки,
то никакого косвенного, т. е. опосредованного,
обложения не возникало бы. Но плательщик
продает данный объект и вместе с ним
желает продать и уплаченный в казну налог.
Экономический механизм для этого есть
— цена товара. Он ею владеет (до того
момента, пока она не «споткнется» о спрос)
и спокойно может повысить цену на сумму
уплаченного налога. Прибыли ему от этого
не прибавится, но зато плательщик ее не
уменьшит и выдержит пропорции
цены производства.
Итак , косвенное
обложение формируется через
такое экономическое явление, как
переложение налогов. В итоге
реально уменьшит свои доходы на сумму
установленного законом и первоначально
оплаченного плательщиком налога конечный
потребитель.
И вот для
него как для носителя бремени
этого налога нет никаких индивидуальных
льгот и поблажек. Сумма принудительного
платежа будет определяться только
количеством оплаченных им товаров и услуг.
Специфической особенностью косвенного
обложения является также полная для окончательного
носителя неизвестность величины суммы
уменьшения своих доходов вследствие
уплаты невидимого налога (так как она
— не единственная причина роста цен).
Косвенные налоги неумолимо настигают
нас, но не в ситуации получения официально
зарегистрированных доходов (которые
все-таки можно попытаться скрыть), а в
момент их расходования, поэтому
от них практически невозможно уклониться.
Ни одна налоговая инспекция в мире не
может держать под контролем все виды
доходов граждан (не говоря уже о неофициальных)
и соответственно пытаться получить с
них все налоги. В свою очередь, косвенное
обложение «найдет» каждого. Смягчение
уровня косвенного обложения возможно
только начиная с макроуровня, т. е.
благодаря проводимой государством
налоговой политике. Так, в сегодняшнем
мире многие развитые страны, осуществляя
общую экономическую политику социальной
ориентации, совсем не облагают налогом
либо резко занижают ставки косвенных
налогов на жизнеобеспечивающие товары
широкого потребления. В целом косвенные
налоги всегда считались самыми несправедливыми,
так как при обложении ими основных товаров
и услуг их реальная доля в доходах малоимущих
потребителей очень весома. В экономической
литературе акцизные налоги представляют
иногда как налоги на продажи, иногда
— как налоги на потребление. В действительности
это лишь разные характеристики одних
и тех же налогов. Продажи — звено изъятия
любого акцизного подвида, а потребление
— объект реального уменьшения дохода.
Объективно все косвенные налоги затрагивают
и продажи, и потребление.
Вопрос 7 Прямые налоги
Классификация
налогов на прямые и косвенные
на этом не заканчивается, так
как и те и другие имеют подвиды. Прямые
налоги делятся на реальные и личные.
Реальные делятся
на: поземельный, подомoвый, промысловый,
денежный капитал (ценные бумаги).
Личные делятся
на: подушную подать, подоходные налоги,
поимущественные (разновидность — налог
на наследство и дарение) и налоги на капитал.
Исторически прямое
налогообложение начиналось с
реального, которое просуществовало
в качестве основного его вида
много веков. Реальные налоги
— это налоги на собственность.
Первым источником дохода и соответственно
формой собственности была земля, а первым
реальным налогом был поземельный.
Первые упоминания о натуральных налогах,
взимаемых с владельцев земельных участков,
относятся к далекой древности. Вторым
«по очереди», с большим временнлм отрывом,
стал подомoвый налог, который был введен
в расцвет Средневековья с его строительством
городов и появлением доходных домов.
Мануфактурный период капитализма дает
промысловый налог (под промыслом понимается
любой вид коммерческой хозяйственной
деятельности, включая адвокатскую и врачебную
частную практику). Развитие кредитных
отношений и фондового рынка ведет к устойчивым
новым видам доходов и новым налогам —
на денежный капитал (ценные бумаги).
Итак:
Прямое реальное
обложение является естественным и
единственно возможным на той стадии развития
экономического базиса, когда повсеместного
распространения денежных отношений еще
нет, но есть общество собственников (пусть
даже совсем мелких).
В реальном обложении
«в фокусе фиска» находится не субъект
с его истинным доходом, а наличие вещи
(собственности, имущества). Любая «вещь»,
если не в деньгах, может быть оценена
только по внешним приблизительным
признакам или по валовому доходу.
Оценка очень неточная, не учитывает динамики
износа.
Реальное обложение
не имеет необлагаемого минимума, а значит,
его бремя несоразмерно тяжело для малоимущих.
Реальные налоги
не могут соответствовать развитому
уровню капитализма, так как в
них не участвует наемный труд
(огромное количество людей, не имеющих
никакой собственности).
Прямое налогообложение
эволюционировало в качественно
новый вид — личный подоходный
налог и развившуюся на
его основе систему подоходного
обложения физических и юридических
лиц. Личное обложение имеет
совсем другой вектор. В данном
случае казну интересует не то, чем налогоплательщик
обладает, а то, какие у него от этого доходы.
Эта позиция, безусловно, более адекватна
принципам «налоговой справедливости»
и интересам казны. Личные налоги имеют
необлагаемый минимум, другие льготы,
и их объект обложения — чистый доход
(валовой за вычетом разрешенных расходов).
В настоящее время эти налоги наиболее
распространены в налоговой практике
всех развитых стран. Реальные налоги
сохранились в отдельных странах в основном
в качестве местных. Поимущественное обложение
(его самая распространенная форма —
налог с наследств и дарений ) по своей
сути может быть и реальным, и личным в
зависимости от того, как рассчитывается
объект. При его оценке по внешним признакам
без учета доходности и необлагаемого
минимума это будет реальный налог (что
имеет место в российской налоговой практике),
при оценке по рыночной стоимости, с учетом
льгот и налоговых вычетов — личный.
Вопрос 8 Косвенные
налоги
Косвенные налоги разделяются
на две основные подсистемы: акцизную
систему и систему таможенных пошлин
(налогов). Акцизная группа включает в
себя: индивидуальный акциз, универсальный
акциз и его современную модификацию —
налог на добавленную стоимость. Первые
две акцизные формы объединяет то, что
это налоги на всю стоимость товара, а
различия состоят в единицах измерения
и видах ставок. Подакцизные товары (индивидуальный
акциз) измеряются, как правило, в твердых
единицах (штуки, литры, гекалитры, тонны,
пачки и т. д.), и к ним применяются твердые
ставки (например, 10 руб. на 1000 шт. сигарет).
Список товаров под индивидуальный акциз
не может быть длинным (как правило, до
двадцати наименований). Основное требование
к ним — эластичность спроса (низкая или
нулевая). Такими свойствами обладают
либо жизнеобеспечивающие товары широкого
потребления, либо предметы роскоши. Объект
обложения универсальным акцизом составляет
вся выручка от реализации за установленный
налоговый период, которая может быть
измерена только в денежных единицах ,
и ставки применяются только адвалорные.
В современной налоговой практике индивидуальный
акциз сохранил свое значение, а вот универсальный
теперь довольно нетипичен. Зато самое
широкое распространение получила его
модификация — налог на добавленную стоимость.
В отличие от вышеназванных двух видов
акцизов объектом обложения в нем является
только часть стоимости (зарплата и
прибыль). Стоимость энергии и материалов,
потребленных в последующей переработке,
повторно не облагается, что позволяет
все-таки меньше перегружать налогами
конечную цену для потребителя. Ставки
НДС также адвалорные. В развитых странах
они, как правило, дифференцируются по
2–3 группам товаров (в среднем от 0 до 18%).
К акцизным
формам налогообложения часто
относят и фискальные монополии,
представляющие собой государственные
предприятия по производству и(или) продаже
товаров из акцизного «списка» (спиртные
напитки, табачные изделия, соль, спички,
пиво). С этим можно согласиться, если рассматривать
налог просто как принудительную надбавку
к цене товара, тем более что потребитель
зачастую так ее и воспринимает. Но с позиции
научного подхода это все-таки не налог.
Отсутствует одна из его основных характеристик
как экономической категории, а именно
смена собственника, а также имеет место
иная техника изъятия (через монопольно
высокую цену). В таком изъятии нет элементов
налога, а присутствует лишь директивное
перераспределение дохода в государственные
фонды, которое принимает форму «платежа».
В конечном счете для потребителя товары,
купленные им через фискальную монополию,
безусловно, несут в себе результат косвенного
обложения, т. е. принудительного изъятия
его средств через превышение уровня цены
сверх цены производства. Но аналогичный
эффект дает и инфляция, и вообще любая
монопольная цена. В печати употребляются
выражения «инфляционный налог», «монопольные
налоги», но это словесная иносказательная
форма, а не научное определение.
Таможенные пошлины
(налоги) имеют свою ярко выраженную
специфику. Исторически они использовались
также с фискальными целями. Но
начиная с периода первоначального
накопления государства активно применяют
их в качестве механизма воздействия на
внешнеторговые отношения, а фискальная
функция отодвигается на второй план.
Современные таможенные пошлины имеют
сложную структуру и классифицируются
по четырем признакам: происхождению,
целям, характеру взимания, характеру
отношений.
По происхождению:
внутренние, транзитные, экспортные (вывозные),
импортные (ввозные). Развитые страны используют
в основном последние.
По целям: фискальные,
уравнительные, статистические, преференциальные,
протекционные, сверхпротекционные, антидемпинговые,
дискриминационные. Последние четыре
вида идут с очень высокими ставками.
По характеру взимания
(ставки): специфические, адвалорные и
кумулятивные (смешанные).
По характеру отношений:
конвенционные, автономные.
Конвенционные
таможенные пошлины представляют
собой платеж по международному
договору, устанавливающему принципы
таможенного режима для присоединившихся
к конвенции стран. Как правило,
он идет с оговоркой о наибольшем
благоприятствовании. Автономные таможенные
пошлины относятся к виду таможенного
тарифа, который устанавливается правительством
страны в законодательном порядке. В последние
годы вследствие процесса глобализации
мировой экономики появляются особые
виды межгосударственных налогов. Так,
в Европейском союзе действует единый
налог на импортную продукцию (из третьих
стран) сельскохозяйственного производства.
Доходы от него поступают в бюджет Союза.
В рамках СНГ также возможно появление
особых видов межгосударственных налогов,
предназначенных для финансирования совместных
межгосударственных программ.
Вопрос 9 Современные
теории налоговых отношений и
их влияние на приоритеты налоговой
политики запада
Наука о налогах
гораздо моложе налоговой практики.
Научная мысль начинает активно работать,
когда какие-то сложившиеся отношения,
в данном случае налоговые, становятся
значимым элементом в жизнеобеспечении.
Ученые стали всерьез заниматься налогами
только начиная с XVII в., и их интерес к ним
возрастал по мере перехода от феодальных
отношений к капиталистическим. За три
с лишним столетия совместными усилиями
ученых Запада и России на фундаменте
богатейшего анализа была создана
классическая теория налогообложения
(основополагающие принципы ее вечны и
не могут потерять своего значения), в
которой детальнейшим образом исследованы
сущность налога как экономической категории
и его функции, даны подробная классификация
и все основные понятия, определяющие
процесс налогообложения, доказаны основные
объективные требования к формированию
налоговой системы и налоговой политики.
Подход к анализу потенциальных возможностей
налога как регулятора воспроизводства
тогда только намечался, так как в тот
исторический период отсутствовало осознанное
государственное регулирование. Когда
в 30-е гг. ХХ в. произошел кризис мировой
капиталистической системы, возникла
потребность в дополнении и корректировке
всех постулатов классических экономических
теорий применительно к столь радикально
изменившейся экономической ситуации.
Не миновала эта участь и налоговых теорий.
Впервые налогообложение стало рассматриваться
не только как чисто фискальный инструмент,
но и как сознательно используемый регулятор
нормы потребления, накопления и формирования
оптимальной структуры воспроизводства.
Эти взгляды нашли свое отражение в разработке
основ фискальной политики самим Дж. Кейнсом,
а затем и его многочисленными последователями
(А. Лернером, Э. Хансеном и др.). Приверженцы
кейнсианства предлагали «жесткую налоговую
политику», предусматривавшую систему
повышенного налогообложения крупных
доходов и наследства и льготного обложения
низких доходов, стимулирующего склонность
к сбережениям. По этим постулатам строили
свою фискальную политику развитые страны
с начала послевоенного периода и до конца
70-х гг. Это был период послевоенного восстановления
и стабилизации, но не активного экономического
роста. В налоговой политике правительств
преобладала фискальная задача. Имели
место высокие ставки налогов на доходы,
сверхдоходы и прибыль (часто выше 50%).
Производственно-стимулирующая функция
налогообложения выполнялась за счет
широкой системы налоговых льгот . Построение
индивидуального подоходного налога базировалось
на кейнсианском подходе и шло по линии
высокопрогрессивного налогообложения
населения.
Кризисные процессы
конца 70-х — начала 80-х гг. и сопровождавшая
их устойчивая инфляция подорвали безоговорочное
до того доверие к кейнсианству. Наступил
«второй кризис экономической теории»
Запада в ХХ в., под которым прежде всего
подразумевается кризис кейнсианства
как генеральной концепции государственного
воздействия на экономику через совокупный
спрос и приоритет налогово-бюджетной
политики. На этой волне усилиями главным
образом экономистов США сформировалась
теория экономики предложения. Ее представители
(А. Лаффер, М. Фелдстайн и др.) выдвинули
совсем иную модель налогообложения прибыли.
Вместо прежнего сочетания высоких ставок
с широкой системой налоговых льгот было
предложено сочетание умеренных ставок
с ограниченной системой льгот . Применительно
к индивидуальному налогу теоретики
«экономики предложения» обосновали идею
резкого уменьшения его прогрессивности.
Начиная с 80-х гг. и до середины 90-х почти
все правительства развитых государств
(начиная с США) проводили налоговые реформы
под знаменем этих теорий (сокращали ставки
налога на прибыль, льготы, повышали необлагаемый
минимум, снижали индивидуальное подоходное
обложение. Так, максимальная ставка индивидуального
налога была снижена в Японии и Англии
на 20%, Швеции — на 25%). Налоговые реформы
сыграли свою положительную роль в стимулировании
экономического роста, хотя идеи теоретиков
«экономики предложения» оправдали себя
не полностью. В частности, не произошло
обещанного быстрого компенсирующего
наполнения доходной части госбюджета
и потребовались новые финансовые источники
для покрытия возникшей недостачи налоговых
поступлений. Решающими направлениями
реформы косвенного обложения были: резкое
расширение значения НДС; снижение роли
таможенных пошлин и четкое размежевание
развитых стран на две группы по относительной
значимости косвенных налогов.
В настоящее
время НДС — главный среди
косвенных налогов. Только в
США и Австралии превалирует
налог на продажи (универсальный
акциз). Значение таможенных пошлин
снизилось под воздействием ГАТТ
(Генерального соглашения по вопросам
тарифов и торговли). Средняя величина
этих пошлин снизилась с 40–60% в 1945–1947
гг. до 3–5% в конце 80-х гг. Так, в конце 90-х
гг. импортные пошлины в развитых странах
составляли 2,5% всех налоговых поступлений
центральных бюджетов, экспортные — 0,015;
в африканских странах соответственно
— 27,5 и 9,7; в странах Ближнего Востока —
26,6 и 0,2%; в азиатских, не входящих в ОЭСР,
— 23,5 и 2,9%; в латиноамериканских — 21,5 и
2,5%.
Итак, «экономика
предложения» привела к следующим
результататам: