Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:36, тест
Ответы на основные вопросы
Тема 1 Основные положения теории налогообложения
Вопрос 1 Условия
формирования налога как экономической
категории в начальный период
развития капитализма
Проведение рыночных
преобразований в экономике
Налоговая система
Российской Федерации как новый
правовой институт еще находится в стадии
формирования. Ее основы были заложены
в начале 90-х, и становление идет очень
трудно. Сегодня, по прошествии более двенадцати
лет постреформного развития, результаты
столь негативны, что их нельзя объяснить
только ошибками социалистического прошлого
и отсутствием опыта. Очень часто содержание
российских налоговых законов направлено
на решение бюджетных потребностей сегодняшнего
дня (любыми способами сбалансировать
бюджет), без учета даже ближайшей экономической
перспективы. Получается заколдованный
круг: налоговая система работает вхолостую
на кризисную экономику, а кризис никак
не рассасывается из-за того, что высокие
налоги «душат» производителя. Причин
этому, конечно, много, но одна из них, и
причем существенная, — налоговое законотворчество
идет вразрез с основными положениями
налоговых теорий — классических и современных.
В российской налоговой практике узаконены
множественные платежи и сборы, по своей
экономической природе не относящиеся
к налогам. В связи с этим затруднен сбор
бюджетных доходов, велики финансовые
и трудовые затраты. Бесконечные переработки
и дополнения к непросчитанным и неадекватным
налоговым законам никак не могут их улучшить,
а только еще больше дестабилизируют налогообложение
и экономику в целом.
Из вышесказанного
следует, что анализ сущности
налоговых отношений как
Все экономические
категории являются, как известно,
элементами научного анализа.
Выделение какой-либо группы экономических
отношений в теоретическую категорию
имеет место в период становления нового
научного направления. Этого, как правило,
не происходит до тех пор, пока данная
группа в мире реальной экономики не очень
четко себя проявляет (т. е. не затрагивает
жизнеобеспечивающих интересов общества).
В случае с налогами таким «поворотным»
моментом в многовековой истории их применения
стало радикальное изменение значимости
налогов в системе государственных доходов.
Налоги или, во всяком случае, разнообразные
налоговые формы знали и Древний мир, и
Средние века. Но до определенного исторического
периода (становления капиталистических
систем) налогообложение никак не могло
стать научно осознанным процессом. Государственные
доходы докапиталистических формаций
— это доходы казны, не отделенные, как
правило, от личных доходов главы государства,
которые накапливались в основном из собственных
источников (земля, военная добыча,
монополия власти на производство и продажу
каких-либо товаров, чеканка монеты и т.
д.). Исторические налоги были в основном
натуральными, случайными, чрезвычайными,
часто непосильными. Такие докапиталистические
налоги можно скорее назвать налоговыми
формами, или видами налоговой дани. Для
них характерны произвол в изъятии (откуп),
отсутствие просчитанной нормы и учета
экономических интересов, платежного
состояния налогоплательщиков. Не случайно
отношение населения к налогам в этот
период было резко отрицательным и воспринимались
они только как форма узаконенного грабежа.
Капиталистическое государство уже вынуждено
смотреть на налоги совсем по-другому.
Собственных источников у него почти не
осталось, правительству противостоит
«армия» частных производителей и потребителей
доходов, с которыми вредно «громко ссориться»,
но и о казне (теперь уже отделенной от
монарха, если таковой имеется) нельзя
забывать. Именно в этот период научная
мысль проявляет самое пристальное внимание
ко всем вопросам, прямо или косвенно связанным
с налогообложением.
Итак:
В капиталистическом
государстве впервые в своем развитии
налоги становятся объективно необходимой,
стабильной формой перераспределения
доходов населения в государственную
казну с целью финансирования функций
правительства. Налоги формируются в устойчивую
подсистему в общей схеме капиталистического
воспроизводства.
Вопрос 2 Экономическое
содержание налога как экономической
категории
Столь значимую
группу экономических
Подлинно революционными
стали в свое время
«Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т. е. соразмерно доходам, которыми он пользуется под охраной правительства». Это принцип равенства налогообложения.
«Налог, который обязан уплатить каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому». Это принцип определенности.
«Каждый налог
должен взиматься в такое
«Каждый налог
должен быть так устроен,
А. Смит говорил
о том, о чем до него говорить
было не принято: о законности, об обязательствах
государства перед налогоплательщиками,
о равенстве и, самое главное, — о норме
налоговых изъятий. На основании этого
уже можно определить экономическое содержание
или самые сущностные характеристики
налога вне зависимости от конкретных
его форм, страны и времени применения.
Итак, объективным
экономическим содержанием
Для налога это следующие положения:
налоговая форма перераспределения доходов в пользу казны имеет смысл в моделях с рыночными структурами, поэтому само понятие «налог» уже означает смену собственника или превращение частной собственности в государственную;
налоговое изъятие всегда принудительно и не предполагает индивидуальной эквивалентности и возвратности;
налогообложение не тождественно целевому финансированию, а представляет собой одностороннее движение стоимости в денежной форме, направленное в централизованные фонды финансовой системы.
Свойства экономической
категории определяет также ее
внутренний потенциал , т. е. присущие ее
природе возможности действия. Он может
раскрыться, т. е. быть извлеченным на поверхность
общественной жизни через те или иные
формы, а может и нет (например, человек,
наделенный прекрасными вокальными данными,
может стать оперным певцом и даже получить
мировое признание, но только при наличии
определенных условий). Для налога как
составной части системы государственных
финансов такими условиями являются уровень
развития экономического базиса и поведение
государственной власти как субъекта
организации всего процесса налогообложения.
Часто верховная власть, обеспеченная
возможностями силового принуждения,
легко впадает в иллюзию налоговой
вседозволенности. Результаты этого
известны благодаря многочисленным примерам,
историческим и современным. Противовесом
государственному субъективизму может
служить научно-теоретический и математический
фундамент всех налоговых действий, что
и будет негласной формой признания налога
как экономической категории, а не только
как фискальной формы директивного платежа.
В практике
организации налоговой
Антиподом объективного
налога является такая форма
государственного финансового
Вопрос 3 Функции налога
Вышеуказанная
двуединая конструкция налога
лежит и в основе анализа
налоговых функций. В целом
функциональная направленность
налога предопределена его
В течение достаточно
длительного исторического периода налог
и на практике выполнял только эту функцию.
Неразвитый базис и монархическая форма
государственного управления не создавали
условий для «выхода на поверхность» другой
очень сильной стороны налогового потенциала
— возможности регулировать пропорции
общественного воспроизводства. Точнее
говоря, налоговое регулирование всегда
имело место как результат (часто очень
плачевный), но незапланированный. Налог
в момент своего отчуждения в пользу государства
всегда делит произведенную за «налоговый
период» добавленную стоимость на доли
ее производителей, потребителей и казны.
Отсюда сам налоговый процесс уже есть
воздействие на общественные пропорции.
Для того чтобы это деление было оптимальным
или адекватным базису, его необходимо
производить научно и сознательно. Резкие
деформации в пропорциях вследствие непросчитанного
принудительного распределения доходов
в пользу государственной казны настолько
неоправданно уменьшают их долю у населения,
что в короткий период могут подорвать
все производство и общественную систему
(нищета, бунты, восстания, революции, резкий
спад производства, демографические катаклизмы
и т. д.).