Водный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

То, что проблема водных ресурсов – один из ключевых глобальных вызовов сегодня, в каких-то специальных доказательствах уже не нуждается. Однако, похоже, это не относится к России. «Сегодня изменилась сама парадигма использования водных ресурсов, – подчеркнула Марина Селиверстова, руководитель Федерального агентства по водным ресурсам. – Изменились права собственности на водные ресурсы. Объекты водного хозяйства распределены по разным министерствам, имеют разную форму собственности. На сегодня водного хозяйства как отрасли не существует».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ВОДНОГО НАЛОГА
Введение водного налога в налоговую систему РФ………………………..5
Основные положения водного налога……………………………………….8
ГЛАВА 2: ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ВОДНОГО НАЛОГА
2.1 Порядок исчисления и уплаты водного налога…………………………...13
2.2 Составление и подача отчетности по водному налогу…………………...22
ГЛАВА 3: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОДНОГО НАЛОГА
3.1 Анализ взимания водного налога и изменения в Налоговом Кодексе................25
3.2 Пути совершенствования водного налога…………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...39
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

моя работа.docx

— 64.11 Кб (Скачать)

К забору воды для водоснабжения  населения относится забор воды только для водоснабжения жилого фонда городского, сельского, поселкового (государственного, муниципального, индивидуального, кооперативного, общественного, находящегося на балансе предприятий и организаций).

Потери воды при заборе и транспортировке до населения  относятся к собственным нуждам организаций ЖКХ, и водный налог за данные объемы забранной, но впоследствии потерянной воды исчисляется по общеустановленной налоговой ставке.

Объем забранной и потерянной непосредственно в домах и  квартирах воды облагается по пониженной налоговой ставке только в случае ведения отдельного учета использования  воды на эти цели. В противном  случае объем забранной и потерянной при заборе и транспортировке  воды исчисляется по общеустановленной  ставке.

Во-вторых, на четыре налоговых  периода 2005 г. распространяется льгота, установленная ст.2 Федерального закона от 28.07.2004 N 83-ФЗ, которым вводится в действие гл.25.2 НК РФ: налогоплательщики, осуществляющие эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, исчисляют водный налог по соответствующим ставкам с коэффициентом 0,85 при заборе воды для технологических нужд по объемам забора воды в пределах установленных лимитов.

Если водопользователь самостоятельно не осуществляет эксплуатацию объектов теплоэнергетики, а только передает им забранную воду, он исчисляет  водный налог по налоговой ставке без применения коэффициента.

До 1 января 2003г. действовала  аналогичная льгота, предусматривавшая  исчисление платы за пользование  водными объектами в размере 30% от установленных ставок платы, но распространявшаяся не только на плательщиков, осуществлявших эксплуатацию объектов теплоэнергетики  и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, но и на плательщиков, осуществлявших добычу драгоценных металлов.

Поскольку водные ресурсы  являются исчерпаемыми, государство проводит нормирование водопотребления и предусматривает ответственность за нерациональное и сверхлимитное использование ресурсов водных объектов. В части водного налога это находит отражение в привлечении налогоплательщиков к уплате налога за сверхлимитный забор воды по ставкам, увеличенным в пять раз.

По окончании налогового периода (квартала) налогоплательщик в  соответствии со ст.333.13 НК РФ должен самостоятельно исчислить водный налог, а именно: определить налоговую базу (количество забранной воды, площадь акватории  и т.д.) и умножить ее на налоговую  ставку, соответствующую виду водопользования, экономическому району и водному  бассейну.

Статья 333.14 НК РФ устанавливает  тот же предельный срок уплаты водного  налога, который предусмотрен по плате  за пользование водными объектами: налог должен быть уплачен не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

Поскольку налоговый период для всех водопользователей одинаков, то при пользовании водными объектами в течение 2005 года водный налог подлежит уплате за I—Ill кварталы не позднее соответственно 20 апреля, 20 июля, 20 октября этого года, а за IV квартал 2005 года налог вносится не позднее 20 января 2006 года.

Главой 25.2 НК РФ сохранен порядок  уплаты водного налога по местонахождению  объекта налогообложения (соответствующего вида пользования водным объектом).

Глава 25.2 НК РФ не оговаривает  решение вопроса о порядке  уплаты налога при нахождении водного  объекта на территории нескольких субъектов  Российской Федерации, в то время  как Федеральный закон "О плате  за пользование водными объектами" предусматривает, что суммы платы  в данном случае подлежат внесению в бюджет субъекта Российской Федерации  по месту нахождения налогоплательщика  с их последующим распределением между бюджетами тех субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся такие водные объекты в соответствии с заключаемыми бассейновыми соглашениями.

Вместе с тем при  решении вопроса об уплате водного  налога следует руководствоваться  тем, что объектом обложения водным налогом является пользование водным объектом и уплата налога должна производиться  по месту фактического водопользования. Кроме того, договором пользования  водным объектом, расположенным на территории нескольких субъектов Российской Федерации, который водопользователь заключает со всеми органами исполнительной власти соответствующих субъектов  Российской Федерации либо с их согласия с одним из этих органов, могут  быть определены параметры объекта  налогообложения соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 333.15 НК РФ, устанавливающая  порядок представления налоговой  декларации по водному налогу, устраняет  сложности, присущие представлению  деклараций по плате за пользование  водными объектами.

Налогоплательщик будет  представлять одну налоговую декларацию за налоговый период только в налоговый  орган по месту нахождения объекта  налогообложения. Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" предусматривает представление двух документов - собственно налоговой декларации, представляемой в налоговый орган по месту нахождения организации, и ее копии, представляемой в налоговый орган по месту пользования водным объектом (то есть по месту нахождения объекта налогообложения) и заполняемой в соответствующей части.

Предельный срок представления  налоговой декларации по водному  налогу, так же как и в настоящее  время, совпадает с предельным сроком уплаты налога - 20-е число месяца, следующего за налоговым периодом.

 

2.2. Структура декларации  по водному налогу

 

Согласно cm. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики  обязаны представлять в налоговый  орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Заметим, что Федеральным  законом «О плате за пользование  водными объектами» предусмотрено представление в соответствующие сроки налоговой декларации за пользование водными объектами. При этом данным Федеральным законом, а также инструкцией Госналогслужбы России от 12.08.1998 № 46 не предусматривается возможность непредставления декларации за какой-либо отчетный период, в котором не осуществлялось водопользование.

Письмом МНС России от 28.09.2001 № ШС-б-14/734 было разъяснено следующее. При применении ответственности, установленной п. 1 ст. 119 НК РФ, необходимо учитывать, что в случае непредставления в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации, по которой налог к доплате равен нулю, к налогоплательщику применяется штраф в размере 100 руб.

Наличие на дату уплаты налога на лицевом счете переплаты или  факта уплаты налога не влияют на применение к налогоплательщику ответственности  за нарушение им установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговой декларации.

Приказом Минфина России от 03.03.2005 № 29 утверждены форма декларации по водному налогу и порядок ее заполнения (далее — декларация и Порядок). Данная форма должна  применяться  начиная с отчетности  за I квартал 2005 года2.

Налоговая декларация состоит:

— из титульного листа (страницы 1 и 2);

— раздела 1 «Сумма налога, подлежащая уплате по местонахождению объекта  налогообложения (по данным налогоплательщика);

— раздела 2 «Расчет налоговой  базы и суммы водного налога», включающего в себя:

— раздел 2.1  «Расчет налоговой  базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта»;

— раздел 2.2 «Расчет налоговой  базы и суммы водного налога при  использовании акватории водного объекта, за исключением лесосплава в плотах и кошелях»;

— раздел 2.3 «Расчет налоговой  базы и суммы водного налога при  использовании водного объекта  без забора воды для целей гидроэнергетики»;

— раздел 2.4 «Расчет налоговой  базы и суммы водного налога при  использовании водного объекта  для целей лесосплава в плотах и кошелях».

Все налогоплательщики представляют титульный лист, разделы 1 и 2. Причем раздел 2 может включать лишь некоторые из разделов 2.1—2.4 (в зависимости от видов водопользования, которые осуществляет налогоплательщик).

Вторую страницу титульного листа налогоплательщики-организации заполняют, если на первой странице по каким-либо причинам не указан ИНН руководителя или главного бухгалтера. При отсутствии ИНН у налогоплательщика — физического лица ему также следует заполнить вторую страницу титульного листа.

 

ГЛАВА 3: АНАЛИЗ И  ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОДНОГО  НАЛОГА

3.1. Анализ взимания  водного налога и изменения  в Налоговом Кодексе

 

С введением в действие главы 25.2 НК РФ еще более обострилась  проблема соотнесения вида платежа  и его характера. Очевидно, что  формально водный налог относится  к налоговым платежам, соответственно, он должен иметь все элементы, указанные  в ст.17 НК РФ, и подходить под  определение налога, данное в ст.8 НК РФ. И если все необходимые  элементы налога имеются в наличии, о чем говорит сама структура  и содержание главы 25.2 НК РФ, то с  признаками налогового платежа вопрос решен не был. Основная проблема заключается  в том, что водный налог, не обладает очевидным признаком индивидуальной безвозмездности. Его размер рассчитывается на основе объемов или других количественных характеристик использованных или  потребленных водных ресурсов. В свою очередь, ставка налога различается  не только по видам водных объектов, но и по так называемым экономическим  районам. Анализ размеров ставок позволяет  предположить, что в основу их дифференциации положен не только принцип экологической  ценности водных объектов, но и потребительская  ценность этих объектов для налогоплательщика, что также предполагает неналоговый  характер этого платежа. Не углубляясь в рамках данной работы в вопросы  экологического и природоохранного законодательства, лишь укажем на п.2 ст.333.12 НК РФ, который вводит меры ответственности не налогового, а природоохранного характера в нормах НК РФ, хотя и использует для этого налоговые инструменты. Подробнее об этом будет сказано ниже.

Содержание любого платежа, который НК РФ относит к налоговым, раскрывается через анализ его элементов.

Согласно ст.333.8 НК РФ налогоплательщиками  водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под законодательством Российской Федерации в данном случае, в первую очередь, подразумевается Водный кодекс Российской Федерации (ВК РФ), который  дает определения водопользования (ст.1 ВК РФ), общего и специального водопользования (ст.86 ВК РФ), особого водопользования (ст.87 ВК РФ). Также существует Перечень видов специального водопользования, утвержденный Приказом Министерства природных  ресурсов Российской Федерации от 23 марта 2005 г. N 70 "Об утверждении Перечня  видов специального водопользования. К специальному водопользованию  согласно

Перечню относится пользование  водными объектами или их частью в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, здравоохранения, промышленности и энергетики, сельского хозяйства, лесного хозяйства, гидроэнергетики, рекреации, транспорта, строительства, рыбного хозяйства, охотничьего  хозяйства, лесосплава, добычи подземных  вод, полезных ископаемых, торфа и  сапропеля, а также для иных целей, если указанные цели водопользования  осуществляются с применением следующих  сооружений, технических средств  и устройств:

стационарных, передвижных  и плавучих сооружений по механическому  и самотечному забору воды из водных объектов;

водоотводящих сооружений, предназначенных для сброса (закачки) в водные объекты, в том числе  подземные, промышленных, коммунально-бытовых, коллекторно-дренажных, ливневых и  других сточных вод, а также вод, откачиваемых из шахт, карьеров, разрезов;

комплекса сооружений порта, в том числе для подхода, стоянки, загрузки, разгрузки и обслуживания судов, посадки и высадки пассажиров, ремонта, отстоя, технического осмотра  судов и иных плавучих объектов;

плотин, шлюзов-регуляторов  и других водорегулирующих сооружений (в том числе временных перегораживающих сооружений);

гидравлических электростанций (приплотинных, деривационных, приливных, гидроаккумулирующих);

организованных пляжей, причалов для яхт, маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств  отдыха на воде, а также других сооружений и устройств, предназначенных для. рекреационных и оздоровительных целей;

платформ и искусственных  островов;

оросительных, обводнительных и оросительно-обводнительных мелиоративных  систем;

водохозяйственных сооружений тепловых станций и атомных электростанций, предприятий ядерного топливного цикла, предназначенных для водоснабжения, сброса отработанных вод, а также  для охлаждения;

Информация о работе Водный налог