Водный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

То, что проблема водных ресурсов – один из ключевых глобальных вызовов сегодня, в каких-то специальных доказательствах уже не нуждается. Однако, похоже, это не относится к России. «Сегодня изменилась сама парадигма использования водных ресурсов, – подчеркнула Марина Селиверстова, руководитель Федерального агентства по водным ресурсам. – Изменились права собственности на водные ресурсы. Объекты водного хозяйства распределены по разным министерствам, имеют разную форму собственности. На сегодня водного хозяйства как отрасли не существует».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ВОДНОГО НАЛОГА
Введение водного налога в налоговую систему РФ………………………..5
Основные положения водного налога……………………………………….8
ГЛАВА 2: ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ВОДНОГО НАЛОГА
2.1 Порядок исчисления и уплаты водного налога…………………………...13
2.2 Составление и подача отчетности по водному налогу…………………...22
ГЛАВА 3: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОДНОГО НАЛОГА
3.1 Анализ взимания водного налога и изменения в Налоговом Кодексе................25
3.2 Пути совершенствования водного налога…………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...39
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

моя работа.docx

— 64.11 Кб (Скачать)

14) забор из  подземных водных объектов шахтно-рудничных  и коллекторно-дренажных вод;

15) использование  акватории водных объектов для  рыболовства и охоты.

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения  в соответствии со статьей 333.9 Налогового Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

При заборе воды налоговая база определяется как  объем воды, забранной из водного  объекта за налоговый период.

Объем воды, забранной  из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных  приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем  забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности  определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

При использовании  акватории водных объектов, за исключением  сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как  площадь предоставленного водного  пространства.

Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в  случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей  технической и проектной документации.

При использовании  водных объектов без забора воды для  целей гидроэнергетики налоговая  база определяется как количество произведенной  за налоговый период электроэнергии.

При использовании  водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях  налоговая база определяется как  произведение объема древесины, сплавляемой  в плотах и кошелях за налоговый  период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговым периодом признается квартал.

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам  в следующих размерах:

    1. при заборе воды из:

 поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования: (Приложение 1);

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских  вод в пределах установленных  квартальных (годовых) лимитов водопользования: (Приложение 2).

2) при использовании акватории:

поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях: (Приложение 3).

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских  вод: (Приложение 4).

2. При заборе воды сверх установленных  квартальных (годовых) лимитов  водопользования налоговые ставки  в части такого превышения  устанавливаются в пятикратном  размере налоговых ставок. В случае  отсутствия у налогоплательщика  утвержденных квартальных лимитов  квартальные лимиты определяются  расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

3. Ставка водного  налога при заборе воды из  водных объектов для водоснабжения  населения устанавливается в  размере 70 рублей за одну тысячу  кубических метров воды, забранной  из водного объекта.

Налогоплательщик исчисляет сумму  налога самостоятельно.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода  исчисляется как произведение налоговой  базы и соответствующей ей налоговой  ставки.

Общая сумма  налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с пунктом 2 в отношении всех видов водопользования.

Общая сумма  налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.

Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа  месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК  ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ВОДНОГО НАЛОГА

2.1. Порядок исчисления  водного налога

 

Согласно ст.333.13 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма водного налога по итогам каждого  налогового периода исчисляется  как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой  ставки.

Поэтому целесообразно рассмотреть  налоговую базу и налоговые ставки водного налога.

Глава 25.2 НК РФ приводит в  соответствие с частью первой НК РФ наименование элемента налогообложения, который характеризует физическую оценку объекта налогообложения, то есть заменяет название "платежная  база" названием "налоговая база".

По сути, подходы к определению  налоговой базы по сравнению с  Федеральным законом "О плате  за пользование водными объектами" не изменились, ст.333.10 НК РФ по отдельным  видам водопользования шире раскрывает налоговую базу либо указывает источник получения информации о величине налоговой базы.

Четыре типа объектов налогообложения  определяют четыре типа налоговой базы: объем воды, площадь акватории, количество произведенной электроэнергии и  производная величина от количества сплавляемой древесины и расстояния сплава.

Так, при заборе воды налоговая  база представляет собой объем забранной  из водного объекта воды, который  определяется на основании показаний  водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования  воды по состоянию на 1-е число  каждого месяца.

Если же водоизмерительные  приборы отсутствуют, объем забранной  воды определяется исходя из времени  работы и производительности технических  средств, в частности с учетом времени работы технологического оборудования, объема выпускаемой продукции, времени  работы и производительности насосов.

При невозможности определения  объема забранной воды исходя из показаний водоизмерительных приборов и времени работы и производительности технических средств данный показатель устанавливается по нормам водопотребления.

Налоговая база, определяемая как объем забранной воды, не уменьшается  на потери воды при заборе и транспортировке  и, как уже отмечалось выше, на объем  воды, переданной своим абонентам.

Если водопользователь осуществляет забор воды как для удовлетворения собственных нужд, так и для передачи другим водопотребителям, то налоговой базой является весь объем забранной воды, включая воду, переданную своим абонентам.

Налоговой базой при использовании  водных объектов без забора воды для  целей гидроэнергетики является количество произведенной электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей лесосплава в  плотах и кошелях гл.25.2 НК РФ предписывает определять налоговую базу как произведение объема древесины, сплавляемой в  плотах и кошелях, и одной сотой  расстояния сплава, выраженного в  километрах.

Предыдущий опыт исчисления платежей за пользование водными  объектами показал, что в основном были трудности с определением платы  при лесосплаве, так как было неправильно  складывать разные расстояния лесосплава, а затем умножать эту сумму  на ставку и на общий объем сплавляемой древесины. В этом случае получается значительно завышенная сумма платы по сравнению с правильно исчисляемой.

Аналогичная ситуация будет  иметь место и при применении гл.25.2 НК РФ в случае такого же подхода  к исчислению суммы налога.

Поясним это на конкретном примере.

Пример. На реке Северная Двина лесосплав осуществлялся четыре раза на разные расстояния при неизменном объеме 2 тыс. куб. м сплавляемой древесины на расстояние 100, 150, 200 и 250 км.

При ставке платы в 1650 руб. за 1 тыс. куб. м сплавляемой древесины  на каждые 100 км сплава правильный расчет платы производится следующим образом:

2 тыс. куб. м х 1650 руб. х 1 (то есть на расстояние 100 км) = 3300 руб.;

2 тыс. куб. м х 1650 руб. х 1,5 (то есть на расстояние 150 км) = 4950 руб.;

2 тыс. куб. м х 1650 руб. х 2 (то есть на расстояние 200 км) = 6600 руб.;

2 тыс. куб. м х 1650 руб. х 2,5 (то есть на расстояние 250 км) = 8230 руб.

Итого: 23 100руб.

Если же сложить общий  объем сплавляемой древесины (8 тыс. куб. м), а затем умножить его на налоговую ставку с учетом общего расстояния сплава (700 км), то получим совершенно иную и гораздо большую сумму:

8 тыс. куб. м х 1650 руб. х 7 (то есть на расстояние 700 км) = 92 400 руб.

Таким образом, разница между правильно (23 100 руб.) и неправильно (92 400 руб.) исчисленными суммами составила 69 300 руб.

В принципе, учитывая, что  объем сплава в данном случае был  неизменным (2 тыс. куб. м), при расчете  водного налога в данном случае можно  было бы сложить только расстояние сплава. В этом случае сумма водного налога была той же:

2 тыс. куб. м х 1650 руб. х 7 (то есть на расстояние 700 км) = 23 100 руб.

Но уже при различных  объемах сплавляемой древесины  следует рассчитывать сумму водного  налога отдельно по каждому случаю лесосплава, иначе сумма этого  налога получится тоже завышенной.

Использование акватории  водных объектов в иных целях предполагает определение налоговой базы как  площади предоставленного водного  пространства, которая устанавливается  по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в  случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных - по материалам соответствующей  технической и проектной документации.

Если в отношении водного  объекта установлены различные  налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно  к каждой налоговой ставке.

Глава 25.2 НК РФ принципиально  меняет подходы к установлению налоговых  ставок.

Напомним, что Федеральный  закон "О плате за пользование  водными объектами" устанавливает  только предельные (максимальные и  минимальные) ставки платы по видам  водопользования в целом для  Российской Федерации, наделяя Правительство  РФ полномочиями дифференцировать предельные ставки по экономическим районам  и бассейнам рек, озерам и морям.

Конкретные ставки по категориям водопользователей определяются законодательными органами субъектов Российской Федерации, которые вправе предоставлять льготы отдельным категориям налогоплательщиков.

В отличие от платы за пользование водными объектами, ставки водного налога установлены непосредственно ст.333.12 НК РФ и не могут быть изменены ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов Российской Федерации, которые к тому же лишены права на предоставление льгот.

Вместе с тем сохранен принцип установления налоговых  ставок по экономическим районам, бассейнам, водохозяйственным системам и видам  водопользования в абсолютной величине (в рублях) за единицу измерения  налоговой базы (1 тыс. куб. м воды; 1 кв. км; 1 тыс. кВт.ч; 1 тыс. куб. м леса на 100 км сплава).

Если сравнивать ставки водного  налога с действующими ставками платы  за пользование водными объектами, то можно отметить их увеличение по сравнению с существующими максимальными  ставками.

Исключение составляет пользование  водными объектами для целей  гидроэнергетики, в отношении которого ставки водного налога ниже ставок платы за пользование водными объектами.

При исчислении водного налога за пользование акваторией водного  объекта следует иметь в виду, что ставка налога установлена в  тысячах рублей за 1 кв. км в год.

Поэтому налог за отдельно взятый налоговый период - квартал - исчисляется как одна четвертая  суммы налога, исчисленной по годовой  налоговой ставке.

Следует отметить, что ставки платы за забор воды, использование  акватории водных объектов установлены  только по внутренним водным объектам, территориальному морю и внутренним морским водам; таким образом, на исключительную экономическую зону Российской Федерации юрисдикция налога, также как и платы за пользование  водными объектами, не распространяется.

Так, например, в Северо-Западном экономическом районе для бассейна Волги установлены минимальная  ставка за 1 тыс. куб. м забора воды 64 руб. и максимальная — 89 руб. В Центральном  районе для бассейна Волги эти ставки составляют соответственно 61 и 88 руб. Аналогично разнятся и ставки за сброс сточных вод в пределах установленного лимита. Для Северо-Западного района и бассейна Волги минимальные ставки 8,9 руб., а максимальные -10,8 руб за 1 тыс. куб. м сброса. В Центральном районе в бассейне той же реки ставки составляют 8,9 и 16,6 руб. за 1 тыс. куб. м сброса соответственно. Наиболее высокие ставки установлены для бассейна Байкала (93 — 176 руб. за 1 тыс. куб. м), а самые низкие — для бассейна Лены на территории Дальневосточного экономического района (30 — 74 руб. за 1 тыс. куб. м).

В НК РФ установлены несколько  льготных ставок водного налога.

Во-первых, вновь появилась  льготная ставка при заборе воды из водных объектов для водоснабжения  населения, правда, с увеличением  по сравнению со ставкой платы  за пользование водными объектами, действовавшей до 1 января 2003 г., с 60 до 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды.

Условия, связанные с забором  воды для водоснабжения населения, должны отражаться в лицензии, выдаваемой в установленном порядке МПР  России. Если водоснабжение населения  осуществляется не непосредственно  налогоплательщиком (забранная вода передается другим организациям) и  в лицензии не указано соответствующее  целевое использование воды, то налоговые  ставки за пользование водными объектами, связанное с забором воды для  населения, данным налогоплательщиком не применяются.

Информация о работе Водный налог