Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:29, реферат
На сегодняшний день каждое государство, включая Россию, стремится к созданию развитой экономической системы, обеспечивающей интенсивное развитие и благоприятное существование общества. Для достижения этих целей государства укрепляют развитие своей внутренней системы, а также устанавливают и совершенствуют свои взаимоотношения с другими государствами, объединениями, мировыми сообществами, крупнейшими организациями мира.
Дополнительным
аргументом в пользу установления таможенных
пошлин на вывоз сырья является высокая
доля транспортно-торговой составляющей
и экономии на энергетических издержках
вследствие относительно низких внутренних
цен на энергоносители в доходах от экспорта
сырья. Транспортировка по суше на тысячи
километров транспортоемких товаров возможна
только в условиях заниженных внутренних
цен на энергоносители и транспортные
услуги. Поэтому таможенные пошлины на
вывоз сырья должны включать составляющую,
компенсирующую разницу между мировой
и внутренней ценой энергоносителей, затраченных
на их производство и транспортировку.
Наряду с разницей между мировыми и внутренними
ценами на энергоносители ориентиром
при установлении экспортного тарифа
может служить разница между обменным
курсом и паритетом национальной валюты.
Изъятие рентного дохода со всех экспортных
потоков, в скрытой форме вывозящих энергию,
позволит прекратить неэффективный экспорт
невоспроизводимых природных ресурсов
и обеспечитъ энергоснабжение экономики
и граждан по экономически и социально
обоснованным ценам, а также существенно
увеличить доходы бюджета.
В настоящее
же время экспортные пошлины снижаются.
Так в период с сентября 2001г. экспортная
пошлина на нефть снизилась с 30,5 евро за
тонну (около 6,25 баррелей) до 9,2$ (приблизительно
5% от стоимости) за тонну, а на газ - с 10%
от таможенной стоимости до 5%. Это приводит
к массовому вывозу из страны энергоносителей
и нежеланию поставлять их по сниженным
ценам на внутренний рынок. Экспорт энергоносителей
все время увеличивается, а внутреннее
использование снижается и все время дорожает.
Отсюда и следует увеличение цен, что снижает
уровень жизни населения. Еще одним следствием
является все больший уклон в сторону
добывающей промышленности, так как перерабатывать
энергоносители не так выгодно как экспортировать
их в виде сырья. Экспорт нефти составляет
сейчас порядка 1 млрд. баррелей в год,
экспорт газа порядка 130 млрд. кубометров
(Газпром) Следовательно, исходя из вышесказанного,
принимаемые законы стимулируют развитие
государства как сырьевого придатка с
бедным населением и ограниченным бюджетом.
Серьезным недостатком
действующей налоговой системы остается
фактическое стимулирование утечки капитала,
в том числе в форме экспорта товаров без
его оплаты. Использование для изъятия
внешнеторговой ренты экспортных пошлин,
а также учета всей отгруженной на экспорт
продукции при определении налогооблагаемой
прибыли позволит не только снизить утечку
капитала, но и увеличить бюджетные доходы
на более чем 10 млрд. долл. в год. На такую
же величину можно снизить налоги на фонд
оплаты труда. Наряду с использованием
метода начислений при учете реализованной
продукции, отказом от использования неденежных
форм расчетов за реализованную продукцию,
позволило бы восстановить безналично-денежный
оборот, легализовать доходы предприятий
и граждан, сократить неформальный (практически
безналоговый) импорт товаров. Тем самым
значительно ускорился бы выход экономики
Российской Федерации из экономического
кризиса, т.к. импортные товары будут облагаться
налогами и не смогут настолько сильно
конкурировать по цене с отечественными
товарами. Сейчас в бюджет от таможенных
пошлин поступает около 11 млрд. $ (ввозные
4 млрд. вывозные 7 млрд.). Объем экспорта
же в 2001г. составил 102,9 млрд., а импорта
52,9. Т.е. пошлины составляют порядка 5%,
от официально зарегистрированного оборота.
А так как Россия ведет в основном экспорт
сырья, то такая ставка налоговых пошлин
может расцениваться как низкая.
Таким образом,
налоговая система Российской Федерации
нуждается в существенном снижении
налогового бремени на оплату труда
при одновременном усилении значения
рентных налогов, их фискальной и регулирующей
роли. Расчеты, выполненные как в российских,
так и в зарубежных исследовательских
институтах, свидетельствуют о существенных
различиях в темпах экономического роста
в зависимости от выбора той или иной налоговой
системы. Максимальные темпы экономического
роста достигаются при формировании доходной
части бюджета за счет налогообложения
рентных доходов, в то время как налоги
на оплату труда, добавленную стоимостъ,
прибыль ухудшают условия экономического
роста, снижая стимулы трудовой и предпринимательской
деятельности, угнетая факторы производства.
Согласно расчетам,
выполненным в ряде ведущих исследовательских
институтах России, США и Великобритании,
переход к налоговой системе,
основанной па налогообложении рентных
доходов от использования природных ресурсов,
позволит к 2006 году добиться увеличения
чистого валового продукта России более,
чем на 70% к уровню 1999 года за счет роста
трудовой и предпринимательской активности
вследствие снятия налогового бремени
на труд и капитал. При этом, согласно тем
же расчетам, доходы государства увеличатся
более чем на 80%. Таким образом, перенос
тяжести налогообложения с объема производства,
оплаты труда, добавленной стоимости и
прибыли на рентные доходы от использования
природных ресурсов позволяет увеличить
темпы экономического роста не менее,
чем вдвое по сравнению с темпами, прогнозируемыми
при сохранении существующей в Российской
Федерации налоговой системы и обеспечить
одновременно более справедливое распределение
доходов и кардинальное повышение эффективности
экономики (3).
Предложения по
налогообложению природных
В качестве важнейшего
направления дальнейшего
Необходимо создать
дифференцированный подход к налогообложению
рентных доходов в зависимости оттого,
поставляются ли соответствующие сырьевые
товары на экспорт или внутренний рынок.
Исчисление подлежащих налогообложению
рентных доходов, следует проводить исходя
из цен внутреннего рынка с изъятием дополнительной
сверхприбыли, образующейся при экспорте
природных ресурсов в доход государственного
бюджета посредством экспортных пошлин,
которые должны исчисляться исходя из
разницы между ценами внешнего или внутреннего
рынка и с учетом разницы между обменным
курсом и паритетом рубля к доллару.
Наряду с налогообложением
рентных доходов, образующихся при
производстве полезных ископаемых и
экспорте сырьевых товаров, в доход
государства должна изыматься природная
рента, образующаяся при использовании
других невоспроизводимых природных ресурсов.
В частности, бюджетные доходы могут быть
существенно увеличены за счет платежей
за загрязнение окружающей среды (использование
ассимиляционного ресурса), использование
радиочастот в коммерческих целях, платежей
за землю в населенных пунктах, платежей
за использование объективно ограниченных
водных и лесных биоресурсов. Сейчас же
эти сборы просто мизерны.
За счет кардинального
увеличения объема и доли рентных
доходов в государственном
Выше изложены
возможные пути создания справедливой
системы налогообложения, которая будет
способствовать быстрому развитию экономики
страны и увеличению благосостояния как
населения, так и государства.
На данный же момент реформа налогообложения идет по ложному пути. Увеличиваются поступления от налогообложения трудовой и предпринимательской деятельности, хотя вроде декларируется, что налоговое бремя будет снижаться (но этого пока недостаточно), и при этом снижаются экспортные пошлины на природные ресурсы. То есть в Российской Федерации сформировалась и продолжает формироваться система налогообложения диаметрально противоположная объективно необходимой системе.
Библиография
1.
<Об итогах контрольной работы
МНС России и его
2.
www.gazeta.ru/buznews.shtml?
3.
Глазьев С.Ю. <Макроэкономическая
эффективность альтернативных налоговых
систем и вопросы совершенствования налогового
законодательства>, Рекомендации парламентских
слушаний состоявшихся 23 апреля 2001 года.
4.
Налоговый Кодекс РФ (в ред.
Федерального закона от 29.12.2001 N 190-ФЗ)
www.nalog.ru
5.
Новости РосБизнесКонсалтинг <
6.
Приложение 4 к федеральному закону
<О федеральном бюджете на 2002 год>
Поступления доходов в федеральный бюджет
в 2002г. http://www.budgetrf.ru/
Информация о работе Влияние налоговой системы на развитие современного Российского общества