Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:29, реферат
На сегодняшний день каждое государство, включая Россию, стремится к созданию развитой экономической системы, обеспечивающей интенсивное развитие и благоприятное существование общества. Для достижения этих целей государства укрепляют развитие своей внутренней системы, а также устанавливают и совершенствуют свои взаимоотношения с другими государствами, объединениями, мировыми сообществами, крупнейшими организациями мира.
Захаров С.М. Влияние
налоговой системы на развитие современного
Российского общества
На сегодняшний
день каждое государство, включая Россию,
стремится к созданию развитой экономической
системы, обеспечивающей интенсивное
развитие и благоприятное существование
общества. Для достижения этих целей государства
укрепляют развитие своей внутренней
системы, а также устанавливают и совершенствуют
свои взаимоотношения с другими государствами,
объединениями, мировыми сообществами,
крупнейшими организациями мира. Экономическая
политика практически каждого государства
заинтересована в привлечении передовых
технологий, притоке капитала, поэтому
важной задачей остается создание благоприятного
климата для реализации своих целей. Наряду
с другими важными факторами, влияющими
на формирование благополучного климата
экономики страны, можно выделить систему
налогообложения.
Налоги появились
с возникновением государства. Без
них государство не может существовать.
Большую часть средств
Налоговая система
имеет ряд положительных и
ряд отрицательных сторон.
К положительным
сторонам можно отнести то, что налоги
и сборы наполняют бюджет государства,
это одна из основных доходных статей
бюджета. Бюджетные средства направляются
на такие необходимые для государства
и общества цели как поддержание обороноспособности,
реализация социальных программ (помощь
малоимущим, безработным, инвалидам, многодетным
семьям, беженцам и т.д.), развитие науки
и техники, осуществление бесплатного
медицинского обслуживания, бесплатного
образования, работа государственного
аппарата и т.д. Чем больше бюджет, тем
в большей степени вышеперечисленное
будет обеспечено.
Отрицательные
же стороны налогообложения это
изымание средств из доходов населения,
фирм, организаций, частных предпринимателей.
Это снижает их прибыль, при этом
делает товары и услуги более дорогими.
Если сделать налоги слишком высокими,
то это приведет к укрыванию доходов населения
и субъектов экономических взаимоотношений
(различных фирм, организаций, предприятий,
обществ, частных предпринимателей), непривлекательности
инвестиций и ведения бизнеса в стране,
оттоку средств за границу. Если же сделать
налоги слишком низкими не будет пополняться
бюджет государства. Исходя из этого, необходимо
определить кого, как и в какой степени
облагать налогами.
В нашей стране
налоговое бремя по оценкам многих
экспертов очень велико. Бюджет страны
(около 71 млрд. $) пополняется преимущественно
благодаря налогам. Это НДС (20%) (доля в
федеральном бюджете около 26 млрд. $) и
налог с продаж (5%); налог на прибыль предприятий
(24%) (около 7 млрд. $), налог на имущество
предприятий (не более 2% от их стоимости),
налог на пользователей автодорог (1%),
акцизы, выплачиваемые предприятиями
(около 7,5 млрд. $); единый социальный налог
(36,5%) (в Федеральный бюджет около 9,5 млрд.
$) выплачиваемый предприятиями с зарплаты
своего работника и налог на доходы физических
лиц (13%) и т.д. Из этого видно, что основная
доля налогов ложиться на результаты производства
и реализации продукции в стране (4, 6).
Очевидное влияние
налоговой системы, основанной на обложении
результатов производства и доходов юридических
лиц, на уровень экономической активности
проявляется в низком уровне развития
производственной и торговой деятельности.
Особенно это негативное влияние сказывается
на малом бизнесе, который при таком уровне
налогов просто не может существовать.
А ведь при этом именно малый бизнес является
гарантом стабильности общества, и основой
рыночной экономики, именно малый бизнес
призван формировать сферу услуг и торговли.
Именно малые предприятия делают жизнь
обычного человека более комфортной. Малые
предприятия существуют, но они вынуждены
укрывать свои доходы, вести двойную бухгалтерию
и т.д. Это ставит владельцев малых предприятий
в зону <вне закона>, что в свою очередь
порождает криминализацию общества. Осуществляется
взимание части доходов бандитскими группировками,
которые в свою очередь, чтобы остаться
безнаказанными платят правоохранительным
органам и тем же налоговым органам. Создается
полугосударственная криминальная структура.
В связи с этим на организацию малых предприятий
решаются немногие, а те, кто решается,
принимают правила игры. На данный момент
в России количество малых предприятий
сокращается и составляет 843 тыс. Численность
занятых на малых предприятиях составляет
7,436 млн. человек (2). Сегодня малый бизнес
обеспечивает в бюджеты всех уровней около
10 млрд. рублей (5). Если посчитать на 1 занятого
на малом предприятии то получится по
1344 рубля. Сразу понятно, что это только
мизерная часть того, что должно было быть
уплачено в бюджет. Судя же по данным Министерства
по налогам и сборам, проверкам большая
часть предприятий укрывает свои доходы.
Только привлеченных к административной
ответственности должностных лиц и физических
лиц-предпринимателей более 600 тысяч, для
установления местонахождения организаций
в правоохранительные органы передано
404 тыс. материалов, местонахождение только
27 тыс. установлено, ликвидировано решением
судебных органов 92 тыс. организаций данной
категории (1). Это вопиющие факты, доказывающие
всю несправедливость налогообложения
в стране. Создается впечатление намеренного
угнетения экономической деятельности
в сфере производства и реализации товаров
и услуг.
Вышеперечисленное
говорит о том, что доминирование
в налоговой системе налогов
на объем производства, оплату труда,
и прибыль, добавленную стоимость и налога
с продаж крайне негативно влияет на экономический
рост. До сих пор сохраняются налоги па
выручку от реализации продукции, порождающие
мультипликацию налогового бремени в
многозвенных технологических цепочках.
НДС фактически превратился из налога
на потребительские расходы в налог на
доходы законопослушных товаропроизводителей,
так как обеспечить его взимание со всего
оборота (включая неорганизованный импорт
и неформальное производство) товаров,
работ и услуг на внутреннем рынке государство
не в состоянии. Все это делает российскую
продукцию производственной сферы неконкурентоспособной
не только на внешних, но и на внутренних
рынках, т.к. отсутствие надежного таможенного
контроля на границах с государствами
- членами СНГ, незаконное пребывание и
занятие трудовой и предпринимательской
деятельностью на территории Российской
Федерации миллионов иностранных граждан
привело к криминализации и монополизации
рынков потребительских товаров и услуг,
что делает невыгодной деятельность российских
производителей, осуществляющих аналогичную
деятельность с уплатой всех налогов.
Развитию теневой
экономической деятельности способствует
крайне высокое совокупное налоговое
бремя на доход основной части
занятых в российской экономике.
Взимание социального налога по ставке
35,6 при сохранении ставки НДС в 20% после
введения налога с продаж создает в организованной
торговле, налоговое бремя в размере50%
(и это еще немного). Следовательно покупательная
способность человека становится крайне
низкой. Это обеспечивает высокую заинтересованность
в неформальной экономической деятельности
осуществляемой без уплаты налогов. В
тоже время переход к регрессивной шкале
социального налога при установлении
единой ставки подоходного налога в 13%,
наоборот, существенно снизили налоговое
бремя на доходы высокообеспеченных групп
граждан.
Регрессивная
шкала социальных налогов в зарубежных
странах компенсирует прогрессивность
шкалы подоходного налога с физических
лиц. Введение первой при установлении
единой ставки подоходного налога нерационально
и несправедливо.
Налогообложение
прибыли и доходов оказывает
прямое негативное влияние на экономический
рост в той мере, в которой оно
распространяется на инвестируемую
часть прибыли и доходов
Декларирование
уменьшения налогового бремени (особенно
для малого бизнеса), принятие вроде
бы более либерального Налогового Кодекса,
на деле как увеличивают налоговое бремя
на малый и средний бизнес, так и усложняют
ведение отчетности. Система налогообложения
сейчас настолько запутанна и неподробна
одновременно, что предпринимателям необходимо
иметь целый штат бухгалтеров. Руководители
многих предприятий говорят о реальном
усложнении ведения бизнеса в стране.
Раньше индивидуальные предприниматели
например вообще не платили НДС, теперь
обязаны это делать. Более того, им придется
платить его авансом, как и крупным налогоплательщикам.
Для малого бизнеса это серьезный удар.
Основные жалобы предпринимателей направлены
на НДС и налог с продаж. Без обхода этих
налогов малым предприятиям просто не
выжить.
Разумная налоговая
система должна отвечать требованиям:
соразмерности и посильности налогов,
удобства времени и способа их сбора, определенности
и заданности размеров налогов, эффективности
налогов (соотношение поступлений по налогу
с затратами на его администрирование).
Система налогообложения малого бизнеса
в нашей стране не отвечает этим требованиям
и не служит инструментом стимулирования
развития рынка, а выполняет исключительно
фискальную функцию.
Малому бизнесу,
в отличие от среднего и крупного,
нельзя отводить фискальную роль. Налогоплательщик
из него еще должен сформироваться, а на
первом этапе малое предпринимательство
- это, прежде всего:
- самозанятое
население, снявшее с
- источник
новых рабочих мест, оплачиваемых
лучше, чем в госсекторе;
- источник
возрастающего спроса на
- база
для увеличения спроса на
- важнейший
фактор создания
-
мобильный поставщик на рынок
новых товаров и услуг.
В России же сейчас
облагаются налогом одинаково крупные
и малые предприятия, что несправедливо.
В налоговой
системе Российской Федерации незначительна
роль налогов, нейтрально или положительно
влияющих на экономическую активность
и стимулирующих повышение
Поскольку все
указанные ресурсы находятся
в государственной
При этом объектом
налогообложения является потенциальный,
а не фактически извлекаемый доход,
что заставляет природопользователя
обеспечивать максимально эффективное
использование находящихся в
его распоряжении природных ресурсов,
принадлежащих всему обществу. Это преимущество
выгодно отличает рентные платежи от налогообложения
фактически получаемых доходов, которое
стимулирует сокрытие последних и расточительность
хозяйствующих субъектов.
Для российской
экономики, в которой большую часть
национальною дохода составляет природная
рента, использование последней в качестве
важнейшего источника доходов государственного
бюджета представляется особенно целесообразным.
Согласно экспертным оценкам объема природной
ренты, генерируемой в российской экономике,
достаточно для увеличения доходов государственного
бюджета в 1,5-2 раза без ущерба для экономического
роста. Это, в свою очередь, создает возможности
кардинального снижения налогов на объем
производства, оплату труда, добавленную
стоимость, полного освобождения от налогообложения
инвестируемой части прибыли и оплаты
труда, в пределах прожиточного минимума,
что открывает дополнительные возможности
для экономического роста. Расширения
внутреннего спроса на сырье и, соответственно,
увеличения как объема природной ренты,
так и налоговой базы.
Необходимо изымать
в доход государства разницу
между внешними и внутренними
ценами (возникающими из-за несоответствия
валютного курса) через экспортные
пошлины и налоги на транспортировку
сырья за рубеж. Это способствуют макроэкономической
стабилизации, особенно в период конъюнктурных
повышений цен на товары, доминирующих
в структуре российского экспорта. Однако
и в периоды падения цен экспортный тариф
должен обеспечивать изъятие внешнеторговой
ренты от экспорта невоспроизводимых
ресурсов в доходы бюджетной системы.
Сокращение экспорта при этом оказывает
стабилизирующее воздействие на цены.
Применение экспортного тарифа позволяет
удерживать внутренние цены на сырье и
энергоносители на уровне ниже мировых,
что очень важно для поддержания конкурентоспособности
обрабатывающей промышленности и предотвращения
инфляции издержек.
Информация о работе Влияние налоговой системы на развитие современного Российского общества