Виды налогоа в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:25, реферат

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка

Работа содержит 1 файл

Пиж.docx

— 38.44 Кб (Скачать)

В мировой налоговой практике существует три формы универсальных  акцизов: налог с продажи (купли) в сфере оптовой или розничной  торговли, налог с оборота и  налог на добавленную стоимость.

Объектом налогообложения  налога с продаж в цепочке оптовой  или розничной торговли является валовой доход на конечном этапе  реализации или производства товаров, то есть налогообложение проводится лишь один раз, на одной ступени движения товаров.

*Налог с оборота взимается  с валового оборота, на всех  этапах движения товаров. С  этим связан основной недостаток  налогов этой группы - кумулятивный  эффект. Его суть в том, что  в объект налогообложения включаются  налоги, которые были уплачены  ранее, на предшествующих этапах  движения товаров.

*Налог на добавленную  стоимость выплачивается на всех  этапах движения товаров, но  объектом налогообложения выступает  уже не валовой оборот, а добавленная  стоимость, которая сохраняет  преимущества налога с оборота,  но вместе с тем ликвидирует  его главный недостаток - кумулятивный  эффект.

*Фискальная монополия  - это прибыль государства от  реализации монополизированных  государством товаров. При частичной  монополии государство монополизирует  или только процесс ценообразования,  или ценообразование и производство  определенных видов товаров, или  ценообразование и реализацию. При  полной монополии государство  оставляет за собою исключительное  право на производство и реализацию  отдельных товаров по установленными им ценами, например: сигарет, водки, спирта.

*Пошлина устанавливается  при перемещении товаров через  таможенную границу государства,  то есть при ввозе, вывозе  или транспортировании транзитом.  В отличие от других косвенных  налогов, взыскание таможенной  пошлины имеет  целью не  столько фискальные потребности  государства, сколько формирование  рациональной структуры экспорта  и импорта. В зависимости от  цели введения, различают следующие  виды таможенной пошлины: *специальное,  *сезонное, * компенсационное, * антидемпинговое, *адвалерное, специфическое. 

Необходимо обратить внимание на сравнительную характеристику прямых и косвенных налогов. Прямые налоги почти не влияют на цены, но уменьшают  доходы плательщиков, тем самым влияя  на объемы инвестиционного и потребительского спроса. В то же время они не изменяют структуры спроса, в отличие от некоторых видов косвенных налогов. Прямая зависимость между суммой прямых налогов и объемом дохода оказывает содействие увеличению возможностей для государства в регулировании  экономических процессов и решении проблем социальной справедливости за счет прогрессивных ставок налогообложения. Но, с фискальной точки зрения, прямые налоги уступают непрямым в *стабильности поступлений, *в равномерности распределения поступлений по отдельным регионам, *в существовании более благоприятствующих условий относительно уклонения от их уплаты.

 

  1. Назначение налогов.

 

Назначение налогов выражается через функцию налогов.

  Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной финансовой категории, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения национального дохода.

Налоги выполняют три  важнейшие функции;

1) Обеспечение финансирования  государственных расходов (фискальная  функция ).

2) Поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная  функция).

3) Государственное регулирования  экономики (регулирования).

Функции налогов:

1. Фискальная:

 а) контрольная 

  б) распределительная

2.Социальная;

3.Регулирующая:

 а)стимулирующая

  б)сдерживающая

  в)воспроизводственного назначения.

  Во всех государствах , при всех общественных формациях налоги, прежде всего, выполняли фискальную функцию, то есть обеспечивающих финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. В течении последних двух десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая функции.

 

  1. Какие налоговые изменения ждут Украину в 2013 году. Ставки и суммы.

 

Для Украины очень важное значение имеет разумное и экономически обоснованное определение базы налогообложения  и другие ключевые аспекты уплаты налогов. В том числе, периодичность  уплаты, авансовые платежи и многие другие. Представляем недавние налоговые  и некоторые другие изменения, вступившие в силу с января 2013 года, а также  те, которые должны вступить в силу до конца 2013 года.

Налог на прибыль.

      По налогу на прибыль произошли следующие значительные изменения.

 

Ставка налога на прибыль  в 2013 году уменьшилась до 19% (с 1.1.2014г. она будет уменьшена до 16%). Начиная  с 2013 года, декларация по прибыли подается один раз по итогам года, ее форма  изменена (в т.ч. добавлен расчет месячных авансовых платежей). При этом налогоплательщики  уплачивают 12 авансовых платежей (начиная  с марта отчетного года) в размере 1/12 от суммы налога на прибыль за предыдущий год.

Плательщики налога на прибыль  в январе-феврале 2013 года уплачивают авансовые взносы в размере 1/9 налога на прибыль, начисленного в декларации за 9 месяцев 2012 года.

Обобщающей налоговой  консультацией относительно уплаты налога на прибыль в 2013 году, утвержденной Приказом ГНС Украины от 21.12.2012г. №1171, определены исключения. В частности, не должны уплачивать авансовые взносы:

  • новосозданные плательщики (т.е созданные в течение отчетного года);
  • плательщики, которые прошли государственную регистрацию в IV квартале предыдущего года;
  • производители сельскохозяйственной продукции;
  • неприбыльные организации;
  • плательщики, чей доход за предыдущий год не превысил 10 млн. грн.;
  • плательщики, чей доход за предыдущий год превысил 10 млн. грн., но которые не получили налоговой прибыли по результатам предыдущего года (а также по результатам 1-го квартала отчетного года);
  • кроме того, авансовые взносы за январь-февраль 2012 года не подлежат уплате плательщиками, созданными в III квартале 2012 года, а также чьи доходы за 9 месяцев 2012г. не превысили 10 млн. грн.

НДС

С 1 января 2013 года до 1 января 2023 года освобождаются от НДС операции по поставке программной продукции (что дополняет список операций в IT-индустрии, которые были освобождены  от НДС и до 2013г.).

Подать заявление на регистрацию  плательщиком НДС теперь можно в  электронной форме путем наложения  электронной цифровой подписи.

Обычные цены для налоговых  целей

В связи с вступлением  в силу ст.39 Налогового Кодекса Украины  с начала 2013 года изменился порядок  определения обычных цен для  налоговых целей. В частности, добавлены  методы определения "обычных цен" на основе распределения прибыли (метод  распределения прибыли и метод  чистой прибыли).

Обращаем внимание, что  в настоящее время законодатели рассматривают проект Закона "О  трансфертном ценообразовании" (который, в частности, вводит требование о  подготовке налогоплательщиками документации, обосновывающей трансфертные цены). Основной целью принятия этого закона называется перекрытие вывода денежных средств из Украины с помощью завышения цен во внутригрупповых операциях. Ожидается, что он будет применяться к операциям налогоплательщиков, начиная с 1 января 2013 года.

Единый  социальный взнос

В связи с увеличением  размера прожиточного минимума для  трудоспособных лиц (до 1 147 грн. - с 1 января 2013г. и до 1 218грн.- с 1 декабря 2013г.) увеличивается  максимальный размер доходов, на которые  начисляется единый социальный взнос (равный 17 прожиточным минимумам  для трудоспособных лиц):

  • в январе - ноябре 2013 г. – 19 499грн.,
  • в декабре 2013 г. – 20 706грн.

НДФЛ

В связи с увеличением  размеров минимальной зарплаты (до 1 147 грн. - с 1 января 2013г.; до 1 218грн.- с 1 декабря 2013г.) в 2013 году ставки НДФЛ применяются:

  • в размере 15% для налогооблагаемого дохода до 11 470грн. (что равно 10 минимальных зарплат на 1 января 2013 года);
  • в размере 17% для налогооблагаемого дохода свыше 11 470 грн.

Также в 2013 году изменился  размер налоговой социальной льготы (НСЛ):

  • общая НСЛ в 2013 году составляет 573,50 грн.;
  • повышенная НСЛ (150% и 200% от общей НСЛ) - 860,25 грн. и 1 147 грн., соответственно;
  • предельный размер дохода для применения НСЛ в 2013 году составляет 1 610 грн.

Единый  налог для физлиц-предпринимателей

В связи с увеличением  размеров минимальной зарплаты месячные ставки единого налога для физлиц-предпринимателей в 2013 году составляют:

І группа – от 11,47 до 114,70 грн;

ІІ группа – от 22,94 до 229,40 грн.

Нормы суточных расходов

В связи с увеличением  размеров минимальной зарплаты нормы  суточных расходов на командировки в 2013 году составляют:

  • до 229,40 грн.- в пределах Украины;
  • до 860,75 грн.- за пределы Украины.

Налог на недвижимое имущество

С 1 января 2013 года начал действовать  налог на недвижимое имущество.

Плательщиками налога на недвижимость являются физические и юридические  лица – собственники объектов жилой  недвижимости. Сумма налога определяется путем умножения ставки налога на жилую площадь объекта налогообложения.

Ставки налога устанавливаются  местными властями за 1 кв. метр жилого помещения в размере до 1% минимальной  зарплаты на начало отчетного года (до 2,7% для квартир с жилой площадью свыше 240 кв. метров и домов свыше - 500 кв. метров). При этом физическое лицо имеет право на уменьшение базы налогообложения на 120 кв. метров - для  квартиры или на 250 кв. метров - для  жилого дома. Налоговые органы должны направить налоговое уведомление-решение  плательщикам налога до 1 июля отчетного  года.

Экологический налог

Ставки экологического налога в 2013 г. составляют 75% от ставок, указанных  в ст. 243-246 Налогового Кодекса Украины.

Налоговые разницы

1 января 2013 года вступило  в силу Положение бухгалтерского  учета "Налоговые разницы". Следовательно, начиная с отчетных  периодов 2013 года плательщики налога  на прибыль будут обязаны раскрывать  информацию о налоговых разницах  в финансовой отчетности.

Иностранная валюта

До 19 мая 2013 года введены  следующие правила валютного  регулирования:

  • обязательная продажа 50% поступлений в инвалюте 1-ой группы Классификатора инвалют и в российских рублях;
  • "правило 90 дней", согласно которому расчеты по операциям экспорта и предоплаты по импорту товаров должны осуществляться в срок, не превышающий 90 календарных дней.

Кроме того, до 27 мая 2013 года переводы из-за рубежа в пользу физических лиц в инвалюте 1-ой группы Классификатора инвалют и в российских рублях в сумме, равной или превышающей  эквивалент 150 000 грн. в месяц должны осуществляться в гривнах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

       Формирование  налоговой  системы  Украины   требует   изучения   опыта

развитых стран, налоговые  системы которых  имеют  многолетнюю  историю,  так как опыт нашего государства в этих вопросах несколько  ограничен,  поскольку в   условиях   административно-командного   социализма    отношения    между государством и предприятиями базировались  на  прямом  изъятии  значительной части их доходов в бюджет в виде  отчислений  от  прибыли,  различного  рода платежей.

       Структура  налоговой системы Украины отвечает  общим  закономерностям, присущим  развитию   налоговых   систем.   Эти   закономерности   составляют объективную  границу  усовершенствования  налоговой   системы   Украины   на современном этапе. Изменение основных характеристик  этой  системы  возможно лишь при условии устранения причин, обуславливающих их,  то  есть  изменения определенных параметров социально-экономической системы Украины.

Множественность налогов  позволяет создать предпосылки  для проведения гибкой налоговой  политики государством, в большей  мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, выровнять и сделать общее  налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экономической деятельности граждан  и фирм, воздействовать на потребление  и накопление.

 Кроме того, из принципа  множественности следует эффект  взаимодополняемости налогов, согласно  которому искусственная оптимизация  по одному налогу неизменно  влечет за собой рост платежей  по другому.

Информация о работе Виды налогоа в Украине