Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:25, реферат
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка
Вступление
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
Применение налогов является
одним из экономических методов
управления и обеспечения взаимосвязи
общегосударственных интересов
с коммерческими интересами предпринимателей
и предприятий, независимо от ведомственной
подчиненности, форм собственности
и организационно-правовой формы
предприятия. С помощью налогов
определяются взаимоотношения
Класификация налогов и их характеристика В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Совокупность
Система налогообложения
Украины очень несовершенна, что
создает большое количество трудностей
и вопросов. Из-за противоречий налогового
законодательства Украины, даже специалисты
с большим опытом и налоговые
консультанты затрудняются ответить на
некоторые вопросы
Ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты налога и других обязательных платежей и соблюдение законодательства о налогообложении возлагается на плательщиков налогов и других платежей. В случае сокрытия (занижения) плательщиками суммы налога или другогообязательного платежа с них взыскивается сумма доначисленного налога или других обязательных платежей и штраф в двукратном размере той же суммы, а в случае повторного нарушения на протяжении года после установленного нарушения предыдущей проверкой – штраф в пятикратном размере.
За неподачу или несвоевременную подачу декларации, расчетов и других документов налоговым администрациям, а также неподачу или несвоевременную подачу платежных поручений на уплату налога учреждениям банков – 10% подлежащих уплате сумм налогов (платежей). Санкции применяются к плательщикам налогов, допустивших ошибки в своих расчетах или декларациях, независимо от того, сделано это из-за незнания, халатности или с умыслом.
С 2011 года налогообложение в Украине регулируется Налоговым Кодексом Украины. Налоговый Кодекс на русском языке.
Налоговое законодательство Украины состоит из:
Налоговый кодекс Украины регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц при осуществлении налогового контроля, а также ответственность за нарушение налогового законодательства.
Налоговый Кодекс не регулирует вопросы погашения налоговых обязательств или взыскания налогового долга с лиц, на которых распространяются судебные процедуры, определенные Законом Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом", с банков, на которые распространяются нормы раздела V Закона Украины "О банках и банковской деятельности", и погашения обязательств по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.
Налог - обязательный, безусловный платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с налогоплательщиков в соответствии с Налоговым Кодексом. При установлении налога могут предусматриваться налоговые льготы и порядок их применения, при этом обязательно определяются следующие элементы:
Сбор - обязательный платеж
в соответствующий бюджет, взимаемый
с плательщиков сборов, с условием
получения ими специальной
Налоговая система- совокупность налогов, устанавливающих законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также принципы и методы построения налогов. Роль и структура этой системы определяется социально экономическим строем общества.
Классификация налогов дает
возможность более полно
1. По экономическому содержанию налоги делятся на:
2. В зависимости от уровня государственных структур налоги подразделяются на:
К общегосударственным налогам относят налоги и сборы, которые платятся в государственный бюджет или в государ-ственные целевые централизованные фонды (НДС, акцизный сбор, налог на прибыль, пенсионный сбор, сбор в фонду социального страхования, налог на доходы и т.п.). К местным налогам относят налоги и сборы, которые платят в местные бюджеты - коммунальный налог, налог с рекламы, гостиничный сбор, сбор за парковку автомобилей, рыночный сбор, курортный сбор и т.п.
Раскладные налоги устанавливаются
в общей сумме соответственно
потребностям в доходах, а потом
эту сумму распределяют по отдельным
территориальным единицам или плательщикам
(акцизный сбор, НДС, подоходный налог
c граждан). Окладные налоги предусматривают
сначала установление ставок, а потом
определение сумм налогов для
каждого плательщика в
Прямые налоги устанавливаются непосредственно относительно плательщиков, их размер прямо пропорционально зависит от результатов финансовой деятельности. В свою очередь, прямые налоги делятся на две группы :
Личные налоги устанавливаются персонально для конкретного плательщика. Видами личных налогов являются:
Реальные налоги предусматривают налогообложение имущества по внешним признаками. К ним принадлежат:
Косвенные налоги устанавливаются в ценах товаров и услуг, а их размер для отдельного плательщика не зависит от его доходов.
В мировой практике существуют три вида косвенных налогов: акцизы, фискальная монополия, таможенная пошлина. Ныне в Украине взимаются акцизы, которые, в свою очередь, состоят из универсальных и специфических акцизов и таможенной пошлины. Косвенные налоги в отличие от прямых имеют свои преимущества и недостатки. Они более эффективны в фискальном аспекте, поскольку облагают налогами потребление, которое, в свою очередь, есть более стабильной и негибкой величиной, чем прибыли. От них довольно тяжело уклониться и довольно легко контролировать их уплату. Косвенные налоги не влияют на процессы накопления, но они регрессивные в социальном аспекте и оказывают довольно значительное влияние на общие процессы ценообразования.
Итак, акцизы делятся на: специфические и универсальные. Специфические акцизы возникли намного раньше, чем универсальные. Характерными их чертами есть ограниченный перечень товаров, с которых они взимаются, и дифференцированные ставки по отдельным группам товаров. Универсальные акцизы отличаются от специфических универсальными ставками на все группы товаров и более широкой базой налогообложения.
Распространение универсальных
акцизов обусловлено рядом