Транспортный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

В нашей стране, как и во всём мире, большое значение для стабильного экономического развития имеет налоговая политика государства. И у нас в России, как в других развитых европейских странах, всё большее значение приобретают налоговые сборы, связанные с транспортом. По этим причинам можно сказать, что выбранная мной тема весьма актуальна.
В последние годы у нас в стране резко увеличилось количество транспортных средств. Это вполне закономерно для экономически развивающегося государства. И для нормального функционирования транспортной системы нам необходимо сейчас развивать нашу устаревшую, и теперь уже не справляющуюся с таким транспортным потоком, дорожную сеть. Это тем более актуально для государства, имеющего такую большую территорию. Только одним государственным финансированием эту проблему решить не возможно. Поэтому большую роль сейчас приобретает учёт и налог на транспортные средства.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ.
1.1 Общие положения.
1.2 История транспортного налога.
1.3 Налогоплательщики транспортного налога.
1.4 Объект налогообложения транспортного налога.
1.5 Налоговая база и налоговый период.
1.6 Налоговые ставки транспортного налога.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА.
2.1 Общие правила исчисления налога.
2.2 Особые правила исчисления налога.
2.3 Уплата транспортного налога.
2.4 Налоговые льготы.
ГЛАВА3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ
ТРАСПОРТНОГО НАЛОГА, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Заключение
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

     Согласно  ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику  не позднее 3 месяцев после наступления  срока уплаты налога.

     На  неуплаченную сумму, налога указанную  в уведомлении, начисляется пени. Причем она уплачиваются сверх суммы  налога и начисляются за каждый календарный  день просрочки. Уплата производиться  одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

     В налоговом требовании налогоплательщику (налоговому агенту) предлагается погасить в добровольном порядке числящуюся за ним задолженность по налогам  и сумму пени. При этом налогоплательщик ставится в известность о том, что если налоговое требование будет оставлено без исполнения в установленный в налоговом требовании срок, то налоговый орган примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах (ст. 46 и 47 НК РФ) меры принудительного взыскания налогов (сборов) и сумм пени. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производиться в судебном порядке.

     Считаю, что в данном случае отсутствие в Налоговом кодексе  РФ четкого порядка и сроков уплаты транспортного налога не может быть признано пробелом в правовом регулировании налоговых сборов, а является положительным моментом, позволяющим, во-первых, субъектам РФ самостоятельно установить такой порядок, во-вторых, это отвечает интересам налогоплательщиков, которые при таком порядке могут в зависимости от конкретных обстоятельств выбрать наиболее удобный для них порядок уплаты налога.

     По данному разделу  в налоговом законодательстве не существует недостатков. Так как  ясно и понятно определенны правила  и порядок вручения требования об уплате налога. Для не добросовестных налогоплательщиков, которые не вовремя выполняют свои обязанности или отклоняются от выполнения их, предусмотрены начисление пеней.

     2.4 Налоговые льготы.

     Согласно  ст. 356 НК РФ при установлении налога субъектами РФ в регионе могут  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования. При этом нужно заметить, что закон субъекта РФ может, как устанавливать налоговые льготы, так и не устанавливать их.

     Также необходимо обратить внимание, что  налоговые льготы по транспортному  налогу, предусмотренные региональным законодательством, не могут носить индивидуального характера. Иначе говоря, они должны распространяться на определенную категорию налогоплательщиков, а не на конкретное лицо. Например, достаточно распространенными являются установленные льготы для ветеранов ВОВ, Героев Советского Союза, ветеранов боевых действий и т.д. 
 

ГЛАВА3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  НАЛОГОВОЙ БАЗЫ

ТРАСПОРТНОГО  НАЛОГА, А ТАКЖЕ  ПОРЯДКА ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. 

     Задаваясь целью изучить возможные пути совершенствования налоговой базы и порядка её определения по транспортному налогу следует, как известно, выявить все негативные аспекты, возникающие в процессе применения данной нормы. Также немалозначным для решения вышеизложенной задачи является сравнение накопленного за рубежом опыта по данному вопросу с реалиями нашей страны.

     Преобладающее число всех зарегистрированных на физических лиц транспортных средств приходится на наземные — более 99%, а все водные и воздушные транспортные средства соответственно составляют незначительную часть.

     Эти цифры не вызывают удивления, поскольку наземные транспортные средства, будь то автомобиль, автобус или мотоцикл, являются наиболее доступным средством для передвижения людей и перемещения грузов. Естественно, что покупку самолета или вертолета, теплохода, яхты, парусного судна и стоимость их технического обслуживания могут позволить себе незначительное число граждан, да и то только тех, которые не сильно жалуются на возможные недочеты транспортного налога в силу своей состоятельности. Собственниками же этих транспортных средств в основном являются крупные компании.

     Исходя  из того, что количество наземных транспортных средств является превалирующим в общем объеме транспортных средств физических лиц и основная масса поступающих жалоб, просьб о разъяснении данной нормы права касается именно наземных транспортных средств, следует более детально рассмотреть вопрос о совершенствовании налоговой базы по данной совокупности транспортных средств.

     Как было давно замечено, налоговая база, определяемая в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах) имеет в своей основе не столь справедливые основания и не столь удобные способы уплаты, чем оная же, но в некоторых зарубежных странах. По этому поводу наиболее точно выражено мнение в следующей цитате, найденной на одном из форумов автомобильного журнала: «мощность двигателя величина переменная: мое авто сейчас стоит, мощность двигателя 0 лошадок. Когда я еду, мощность меняется; на максималку я вряд ли разкочегариваю свой мотор, он уже старенький. В США вообще "транспортный налог" как в нашем виде - отсутствует. Просто он входит в цену топлива. Так что ты его платишь пропорционально кол-ву сжигаемого топлива и пробегу своего авто. Т.е. авто стоит 4 месяца неподвижно, ты ничего не платишь. Платят только те, кто пользуется транспортом. Довольно логично, и никакой бюрократии с квитанциями, обязанностями уведомить, во время уплатить....».

     И вправду, в США в отличие от России, в цену бензина уже включен  транспортный налог, т.е. он является косвенным. Строительство дорог в США финансируется за счет налогов, взимаемых с водителей при заправке т.е. за счет транспортного налога. С каждых 4 л, точнее с одного галлона (1 галлон равен 3.7854 литра) бензина, проданных на американской бензоколонке, федеральный дорожный фонд получает 2,5 цента. Аналогичные местные налоги на бензин имеют и штаты США. Именно за счет местных налогов строятся автодороги в каждом штате. Как видно, налоговая база для данного вида налога определяется как объем купленного бензина выраженный в галлонах.

     Изменение налоговой базы по транспортному  налогу потребует замены всего транспортного  налога, однако применение транспортного  налога по шаблону США в России имело бы как положительные, так  и отрицательные стороны. Среди первых можно выделить установление в данной области налогообложения справедливых начал (платят только те, кто пользуется транспортом), упрощение налогообложения по данному налогу с точки зрения физических лиц (никакой бюрократии с квитанциями, обязанностями уведомить, во время уплатить). К отрицательным можно отнести возложение дополнительных обязанностей на налоговых агентов, исчисляющих параллельно НДС и акцизы; увеличение стоимости топлива в совокупности с невозможностью государства регулировать внутренние цены  (в США, которые практически не добывают нефть, бензин на заправках дешевле, чем в России, где нефть добывается «по полной программе»).

     Еще одна из схем уплаты транспортного  налога, которая в скором времени может начать действовать в США в штате Орегон. В частности, там предлагают платить налог в зависимости от того, сколько та или иная машина проехала. То есть скорей всего налоговая база для данного вида налога будет определяется как величина пройденного транспортным средством пути, выраженного в милях или километрах.     

     Решение о вводе дорожного налога «на каждый километр» с грузовиков было одобрено федеральным собранием Германии (Бундесратом). Утвержденная ставка сборов равна 15 евроцентов за километр, сообщил федеральный министр транспорта ФРГ Манфред Штольпе.

     Налог в первый год своего существования  принес в бюджет около 2,8 млрд. евро. Из них 600 млн. евро пошло на создание инфраструктуры для сбора налога. Остальные 2,2 млрд. евро пошли на содержание дорог Германии.

     По  мнению многих аналитиков, это наиболее честная схема уплаты налога, ведь в этом случае чем меньше машина проехала, тем меньше водитель платит в казну государства.

     Главная загвоздка применения такой схемы  налога в Российских условиях является низкая обеспеченность и техническая вооруженность властей, которые должны будут для контроля за количеством пройденных километров оснащать специальными датчиками автомобили. Отслеживание же требуемой информации о том, сколько проехала та или иная машина при помощи спутниковой системы GPS ставит следующий вопрос: является ли вмешательством в частную жизнь подобный контроль над автомобилями.

     На  данном этапе функционирования человечества стоит одна из важнейших задач – стабилизация, а в лучшем случае улучшение экологической ситуации в мире. Благодаря своему значению в общественных отношениях, то есть благодаря выполняемым функциям, в частности функциям регулирования, стимулирования, налоги могут сыграть решающую роль в деле борьбы с вредными выбросами.

     Устанавливая  налоговую базу по транспортному налогу на основании показателя выброса углекислого газа в атмосферу, можно непосредственно влиять не только на экологическую ситуацию, но и на темпы НТП в области автомобилестроения. Немецкие "зелёные" активно предлагают применять такую схему налога в своей стране. По сведениям СМИ, идею планируют воплотить в ближайшее время. Данное нововведение нашло положительные отклики и в соседних странах: как  заявил официальный представитель Брюсселя Тильман Людер, налоги на автовладельцев в странах ЕС будут напрямую зависеть от экологичности их транспортных средств.  По его словам, соответствующие изменения в правила о налогообложении автовладельцев проходят последние согласования и вскоре должны стать законом во всех 25 странах Евросоюза.

     В России существуют проекты внесения дополнений и изменений в главу 28 Налогового Кодекса РФ с акцентом на экологическую составляющую функционирования транспортных средств. В частности, Министерство промышленности и энергетики РФ предполагает внести предложения по дифференциации налога на автотранспортные средства в зависимости от их экологических показателей.

     Это предполагается сделать, используя  механизмы принятого специального техрегламента по выбросам вредных веществ, "для стимулирования вывода из парка устаревшей автотехники". Благодаря введению в действие технического регламента, предполагающего поэтапное введение более высоких экологических стандартов для автомобильной техники, с момента его вступления в силу в России уже начали действовать нормы "евро-2" для техники, выпускаемой в обращение на территории России, а также ввозимой техники. При этом действие документа не распространяется на автомобили, ранее ввезенные в эксплуатацию

     Директор  департамента промышленности Андрей Дейнеко  отметил, что экологический класс автомобиля будет отмечаться в паспортах транспортных средств. При этом он не сообщил, каким образом будут осуществляться эти предложения по дифференциации, так же без внимания оставил вопрос о том, как будет определяться налоговая база для различных экологических классов. Он заметил, что в настоящий момент достаточно сложно реализовать подобные предложения, поскольку экологический класс эксплуатируемых уже автомобилей в паспортах транспортных средств не обозначается.

     Согласно  новой редакции ст. 3 Закона о дорожных фондах в РФ источниками формирования территориальных дорожных фондов являются:

     поступления от транспортного налога;

     поступления от погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2003 г., по налогу на пользователей автомобильных дорог, штрафам и пеням за несвоевременную уплату указанного налога, а также по заключительным расчетам по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 г.;

     и другие источники.

     В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона о  дорожных фондах средства территориальных дорожных фондов направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности субъектов Федерации.

     В связи с этим встаёт вопрос, выраженный в следующей цитате, найденной на одном из форумов автомобильного журнала: «Неужели "уважаемые" чиновники верят, что легковой автомобиль с мощностью за 200 сил разбивает дорогу больше, чем наш грузовой ЗИЛ или ГАЗ?».

     Действующая сейчас практика расчета налога на автомобиль, исходя из налоговой базы, определяемой по мощности его двигателя, не устанавливает прямой зависимости между размером платежа и степенью воздействия машины на дорожное покрытие. Такого мнения придерживается губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, он возглавляет рабочую группу Государственного совета РФ по вопросу развития транспортной инфраструктуры.

     По  словам Морозова, транспортный налог  правильнее рассчитывать исходя из веса автомобиля (нагрузки на ось) – то есть изменить в корне тот показатель объекта налогообложения, который является основным для исчисления налоговой базы. "Введение этой меры будет способствовать соблюдению пользователями автодорог правил, ограничивающих нагрузку на ось, что положительно отразится на сохранности существующей дорожной сети", - цитирует губернатора пресс-служба ульяновской обладминистрации. Для примера были предоставлены следующие данные: доля расходов на дорожное хозяйство к ВВП в России с 2000 по 2005 гг. упала с 2,9% до 1,3%, что привело к увеличению количества ДТП и числа погибших, а суммарные экономические потери из-за отставания в развитии автомобильных дорог превышают 1,3 трлн. руб., что составляет 6% ВВП.

Информация о работе Транспортный налог