Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:45, курсовая работа
Понятие «налог» уходит своими корнями в глубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл. Первые упоминания о налоге мы находим в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы видели в налоге общественно необходимое и мощное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к их современному содержанию.
• едиными при любом изменении налоговой базы и обеспечивать пропорциональный рост налога и собственных доходов налогоплательщика (налог на прибыль);
• прогрессивным, когда ставка налога возрастает с ростом налоговой базы (подоходный налог);
•
регрессивными, когда ставка налога
сокращается при росте
Начисление налогов может производиться двумя методами:
• некумулятивным, когда налоговая база облагается по частям без нарастающего итога (чрезвычайный налог);
• кумулятивным – исчисление налога производится нарастающим итогом с начала года (НДС, налог на прибыль). Сроки уплаты налогов могут быть едиными и дифференцированными в зависимости от размеров платежей. По белорусскому законодательству для большинства видов налогов установлены единые сроки перечислений платежей в бюджет не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.
Налоговой льготой называется предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии оснований, установленных законодательством, возможности не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере. Белорусское законодательство предусматривает предоставление налоговых льгот по различным видам налогов. В соответствии с целевым назначением их можно объединить в четыре группы.
1. Производственно-экономические льготы имеют наибольшее значение для национального хозяйства, так как их целью является стимулирование развития производства, ускорение научно-технического прогресса, смягчение трудностей, с которыми связано вхождение предприятий
2.
Социальные льготы. Целью данной
группы является помощь
3.
Предоставление экономико-
4.
Специальные льготы имеют
Благодаря системе предоставления налоговых льгот, процесс налогообложения обеспечивает дифференцированный подход к хозяйствующим субъектам. Кроме того, следует заметить, что налоговые льготы способствуют уменьшению на 1/3 налоговых поступлений в государственный бюджет, а также позволяют во многих случаях налогоплательщикам уклоняться от обязательств по уплате налогов. Финансовая наука и хозяйственная практика доказали, что предоставление многочисленных льгот способствует увеличению налоговой нагрузки для тех лиц, кто лишен льгот в системе налогообложения. В большинстве развитых стран наметилась тенденция к сокращению налоговых льгот при одновременном уменьшении ставок налогов.
Таким образом, налоговая система государства – совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства. Основу налоговой системы составляют налоги, которые представляют собой обязательный платёж в бюджет определённого уровня. Важными элементами налогообложения являются:
Однако налоговую систему составляют не только налоги. Для успешного и бесперебойного функционирования системы налогообложения необходимы органы, которые будут осуществлять управление и контроль за работой системы. Так, в Республике Беларусь такими органами являются Министерство Финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный Таможенный комитет и др. Важным звеном налоговой системы является также налоговое законодательство, которой устанавливает механизм уплаты налогов, сроки и суммы выплат, определяет виды налогов, субъектов, объекты налогообложения, налоговые льготы. Важнейшим законодательным актом в области налогообложения в Республике Беларусь является Налоговый Кодекс, а также Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения, Постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса, налоговых законов и актов Президента Республики Беларусь, Нормативно-правовые акты республиканских органов госуправления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения [1,c.36].
Разработка и утверждение законодательных актов в Беларуси возложено на Правительство Республики Беларусь, Президента, Парламент.
Изменения
в нал законод
на 2011 добавить приложение
«налоги 2011» из папки
курсач комп
Классификация
налогов - это группировка налогов по различным
признакам. Нельзя не заметить, что количество
группировок достаточно велико. Почему
тот или иной налог отнесен к различным
группам – это зависит от того, что положено
в основу разграничения. Иначе говоря,
речь идет об основаниях отнесения налогов
к классификационным группам. Основания
могут быть как экономического, так и юридического
характера. [31, стр. 52]
ЮЛ - юридическое
лицо; ИП - индивидуальный предприниматель;
ЗП - заработная плата, ФОТ - фонд оплаты
труда; МЗП - минимальная ЗП.
Рис. 1. Классификационный состав налогов
П р и м е ч а н и е. Литературный источник: [10,с.51].
Группирование
налогов необходимо как для упрощения
налоговых расчетов, составления отчетности
с использованием машинной обработки
данных, так и для проведения научно-практических
исследований. Пользуясь такой классификацией,
можно определить роль каждого налога
и налоговой группы по отношению к республиканскому
и местным бюджетам, к финансовому состоянию
как налогоплательщиков, так и государства.
Это облегчает систематизацию учета налогов
и налоговых групп.
|
Общепринято начинать классификацию налогов с подразделения их на прямые и косвенные. В основе деления лежат особенности объектов обложения и характер взаимоотношений плательщика и государства. Прямые налоги устанавливаются непосредственно не доход и имущество. К косвенным относятся налоги на товары и услуги, включаемые в отпускную цену.
Различают налоги государственные и местные. Государственные формируют доходы центрального бюджета. Местные - поступают в региональные и муниципальные бюджеты. В настоящее время на территории Республики Беларусь действует 15 общегосударственных и 9 местных налогов. Перечень налогов, взимаемых в Республике Беларусь, ежегодно конкретизируется (как правило, в сторону уменьшения) при принятии закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Кроме того, с целью создания благоприятного налогового климата и оптимизации процедуры исполнения налоговых обязательств для отдельных категорий плательщиков действуют особые налоговые режимы: упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, налогообложение в рамках свободных экономических зон, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Поэтому утверждения некоторых «экономистов» об использовании в Республике Беларусь огромного количества налоговых платежей (более 100) по существу не имеют под собой реальной экономической основы и не выдерживают ни какой критики. 11 стр.
Существует классификация налогов и по объектам обложения. В соответствии с данным критерием выделяют следующие группы: налоги на имущество, ресурсные налоги, налоги на доход или прибыль, налоги на действия и т.д.
В зависимости от вида плательщика налоги делятся на налоги с физических лиц и налоги с юридических лиц.
В зависимости от распределения взысканных сумм между бюджетами различных уровней налоги делятся на закрепленные и регулирующие доходные источники. Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или в определенной части закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Например, подоходный налог является доходом местного бюджета. Регулирующие источники ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. В качестве регулирующих в Республике Беларусь используются акцизы, НДС, налог на прибыль. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении республиканского бюджета на конкретный год. 12 источник
Налоги по порядку их использования подразделяются на общие и целевые. Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования общегосударственных мероприятий. Целевые налоги зачисляются в обособленные целевые бюджетные или внебюджетные фонды. В Республике Беларусь к целевым бюджетным фондам относятся: республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; республиканский дорожный фонд и др., а с 2004 года и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Существуют и другие основания деления налогов на виды, например, по методу обложения или от источника уплаты. В принципе в качестве критерия можно взять любой системный признак налога.
Таким образом, налоги являются неотъемлемой частью любой экономики, независимо от политического строя страны. Различие заключается в том, какую роль налогам отводили в регулировании экономики страны. Множественность налогов позволяет решать разнообразные задачи и реализовать различные функции.
Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны. В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов.
Необходимо
отметить, что классификация налогов
и сборов по группам исходя из единых признаков
позволяет лучше понять и изучить налоговую
систему государства.
Теперь рассмотрим ситуацию последних лет в нашей стране.
Таблица 1
Структура
доходов бюджета
РБ в 2003 году, %
Единый налог с индивидуальных предпринимателей | 1,9 % |
Платежи от фонда заработной платы | 3,0 % |
Доходы
от внешнеэкономической |
7,7 % |
Прочие налоги | 16,9 % |
Налоги на добавленную стоимость | 24,0 % |
Оборотные налоги | 16,1 % |
Подоходный налог | 8,4 % |
Налог на прибыль | 7,6 % |
Налог на доходы | 1,4 % |
Акцизы | 7,0 % |
Налог на недвижимость | 3,9 % |
Земельный налог | 2,1 % |
Информация о работе Теоретические особенности налоговой системы Республики Беларусь