Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:00, дипломная работа

Описание работы

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов.

Работа содержит 1 файл

пример курсовой.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

В настоящее время  Правительством РФ принято решение  о возможном вступлении России в  ВТО в составе таможенного  союза России, Казахстана и Белоруссии. Завершается разработка ЕТТ и правовых документов в сфере нетарифного и технического регулирования. Утвержден базовый перечень ЕТТ более чем из 4 тыс. позиций. Сформирован проект ЕТТ, включающий более 11 тыс. десятизначных подсубпозиций.

Проведенные исследования показывают, что средняя адвалорная ставка ЕТТ таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана составляет 6,54%, что меньше чем средняя адвалорная ставка российского тарифа на 4,4%. Несмотря на незначительное уменьшение средней ставки тарифа, бюджетные последствия такого изменения тарифа весьма существенны. Расчеты показывают, что вклад ставок таможенного тарифа в платежи составляет всего 44% от платежей 2008 г. В финансовых поступлениях бюджет России может потерять до 9 млрд. долл. США (по сравнению с доходами от импортных таможенных пошлин, полученных в 2008 г.). Такая ситуация возникает в первую очередь из-за значительного снижения средней величины адвалорных ставок разд. XVI – от 6,9% до 0,94% и разд. XVII – от 10,86% до 2,3%. Между тем, если оставить средние ставки разд. XVI и XVII прежними, как в российском тарифе, то собираемость платежей составит около 90%. 

 

    3.3 Рассмотрения спорных  вопросов таможенно-тарифного  регулирования в  Таможенном Союзе

Рассмотрения спорных  вопросов таможенно-тарифного регулирования  в Таможенном союзе осуществляется согласно «Рекомендации по подготовке Доклада по итогам рассмотрения спорных вопросов таможенно-тарифного регулирования», от 28 января 2011года.

Решение по подготовке Доклада принимается Комиссией  Таможенного союза в случаях, когда Стороны при рассмотрении вопроса не выработали согласованного решения Комиссии Таможенного союза (далее – Комиссия).

В таких случаях  решением Комиссии Таможенного союза  поручается Секретариату Комиссии Таможенного  союза (далее - Секретариат Комиссии) подготовить соответствующий Доклад.

Секретариат Комиссии (Департамент таможенно - тарифного  и нетарифного регулирования) осуществляет сбор и подготовку дополнительной статистической и иной информации, а также обосновывающих материалов, которые отсутствуют  в инициативном предложении, подготовленном в соответствии с Регламентом внесения предложений по мерам регулирования внешней торговли в Комиссию Таможенного союза, утвержденным Решением Комиссии от 18 июня 2010 года №308, и предоставление которых не противоречит договорно-правовой базе Таможенного союза.

Примерный Перечень дополнительных сведений, необходимых для проведения оценки влияния предлагаемой меры таможенно-тарифного  регулирования на состояние и  развитие соответствующей отрасли  экономики каждого государства-члена Таможенного союза и в целом в рамках Таможенного союза (далее – Перечень) и подготовки соответствующего Доклада, прилагается.

Предоставление Секретариату сведений, указанных в Перечне, осуществляется следующим образом:

1. Данные таможенной  статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли товарами Таможенного союза (разделы 4-6) предоставляются Департаментом таможенной статистики Секретариата Комиссии;

2. Иные сведения  предоставляются Сторонами по  запросу Секретариата Комиссии.

Предлагаемой меры регулирования указывается размер и срок действия ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Таможенного союза (далее - ЕТТ ТС), дается оценка и приводится расчет, свидетельствующий о целесообразности введения меры в предлагаемом размере и на предлагаемый срок.

Основанием для  введения предлагаемой меры являются:

• при повышении ставки ввозной таможенной пошлины ЕТТ ТС в качестве меры структурного регулирования экономики: прогнозируемое суммарное увеличение выпуска продукции сопоставимого качества и технического уровня в государствах - членов Таможенного союза, перекрывающее возможное снижение импорта;

• при повышении ставки ввозной таможенной пошлины ЕТТ ТС в качестве временной меры: прогнозируемое снижение общего объема импорта в государства-члены Таможенного союза, что будет способствовать созданию дополнительных рыночных ниш для конкурентоспособных производителей государств-членов Таможенного союза или реализации приоритетных инвестиционных проектов;

• при снижении ставки ввозной таможенной пошлины ЕТТ ТС в качестве меры структурного регулирования экономики: прогнозируемое суммарное увеличение объемов импорта соответствующего товара в течение ближайших трех лет после введения меры не превысит 10% общего объема потребления данной продукции государствами – членами Таможенного союза за тот же период;

• при снижении ставки ввозной таможенной пошлины ЕТТ ТС в качестве временной меры: прогнозируемое увеличение объема импорта позволит улучшить баланс производства и потребления и ограничить рост цен на внутреннем рынке государства - члена Таможенного союза или будет способствовать реализации приоритетных инвестиционных проектов.

До внесения Доклада  на рассмотрение Комиссии он предварительно заслушивается на заседании Комитета по вопросам регулирования внешней торговли.

На заседание Комиссии Доклад вносится Ответственным секретарем Комиссии в установленном порядке.

Срок подготовки Доклада  не должен превышать трех месяцев  с момента принятия решения по подготовке Доклада.  

    Заключение

Таможенно-тарифное регулирование призвано всемирно содействовать целям и задачам внешнеэкономической деятельности, а также обеспечению безопасности страны и защите общенациональных интересов. Методы таможенно-тарифного регулирования в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулирование ВЭД в современных условиях.

«Несмотря на всякого  рода сложности, мы вышли на новый  этап сотрудничества. Это очень значимое, долгожданное событие, которое родилось в результате очень непростых переговоров. Переговоры шли долго, хотя, если смотреть на процесс в историческом ключе, то это не так долго. Мы движемся достаточно уверенным темпом, вчера наши вице-премьеры спорили до хрипоты, сегодня мы встретились в узком составе и договорились. Распад СССР, который произошел в результате переговоров в белорусской Беловежской пуще, и возникновение Таможенного союза - события несопоставимые. Эти события направлены в разные стороны: в результате событий, произошедших в Беловежской пуще, возникли новые государства, а то, что совершилось сегодня, с международный правовой точки зрения означает возникновение Таможенного союза. Три страны впервые договорились передать часть суверенитета в наднациональный орган. В перспективе к трем странам будут присоединяться и другие страны, мы договорились всемерно способствовать этому процессу"[32]

«По теории таможенный союз должен ускорить процессы модернизации экономики стран-участниц. Повысить их глобальную конкурентоспособность. Но даст ли это результат - я не уверен. Нет уверенности потому, что в разгаре кризис, необходимость осуществления антикризисных мер. Неизвестно, как долго продлится выход из кризиса. В общем, не вполне ясно, как этот проект будет увязан с решением текущих проблем стран. Какая-то часть бизнеса будет испытывать жесткую конкуренции, будет вынуждена либо повысить конкурентоспособность, либо перепрофилироваться, либо закрыться и уйти с рынка.»[33]

Проведенные мною исследования позволили раскрыть большое значение таможенно-тарифной политики для развития современной международной торговли. Показан существенный прогресс в  области тарифной либерализации торговли на многостороннем уровне, о чем свидетельствуют итоги трех последних раундов переговоров в рамках ГАТТ/ВТО (1964-1967 гг., 19731979 гг. и 1986-1993 гг.), создание Всемирной торговой организации на базе ГАТТ и преобразование Совета таможенного сотрудничества во Всемирную таможенную организацию, сопровождавшиеся расширением сферы их регулирования.

В условиях предстоящего присоединения России к ВТО особое внимание следует уделять вопросам таможенно-тарифной политики. Исследования ученых посвящены именно оценке целесообразности и последствий вступления России в ВТО с точки зрения защиты отечественного производства. Однако до сих пор остаются не исследованными вопросы потерь бюджета вследствие снижения ставок импортного таможенного тарифа, изменения таможенного тарифа в случае присоединения России к ВТО в составе таможенного союза. Вместе с тем без решения этих вопросов формирование рационального таможенного тарифа не представляется возможным.

В ходе исследования выявлены и раскрыты основные тенденции в современной таможенно-таможенной политике: целенаправленный характер тарифных реформ - ориентированы на содействие структурной перестройке экономики, в частности на стимулирование перспективных и поддержание социально значимых отраслей обрабатывающей промышленности с более глубокой переработкой продукции за счет дифференциации и детализации таможенного тарифа, а также на снижение пошлин на те товары, которые входят составной частью в производимую в стране продукцию, для поощрения международной кооперации; ( сохранение высокого уровня таможенной защиты аграрных продуктов (особенно молочных изделий, сахара и зерновых) и трудоемких потребительских товаров (текстиля, одежды, обуви); повышение роли преференциальных торговых режимов в развитии мирохозяйственных связей; усиление сотрудничества стран на многостороннем уровне в оперативной таможенной деятельности в целях как содействия развитию торговли, так и упорядочения ее, включая взаимодействие в борьбе с таможенными правонарушениями. На это указывает заключение новых конвенций членами.

Несмотря на положительные  сдвиги последних лет, система таможенного  администрирования в России нуждается  в существенном улучшении. Таможенные процедуры по-прежнему сильно забюрокрачены, издержки и сроки таможенного  оформления чрезмерно велики, что затрудняет товарообмен, особенно кооперационные поставки, и искажает экономическую эффективность внешнеторговых операций.

Сегодня назрела потребность  в изменении целей и приоритетов  таможенно-тарифной политики. Если в 90-е  годы Россия с помощью импортного тарифа пыталась оградить собственный рынок от иностранной конкуренции и решить бюджетные проблемы, то на этапе перехода к инновационной экономике таможенно-тарифное регулирование призвано стимулировать и поддерживать хозяйственный подъем, структурную перестройку и модернизацию отечественной экономики, укреплять конкурентные позиции российских компаний на внутреннем и внешнем рынках. Наибольший положительный эффект тарифные меры могут дать, будучи составной частью общей стратегии динамичного и устойчивого экономического развития, нацеленной на повышение национальной конкурентоспособности.

На современном  этапе экономического развития России основными задачами таможенно-тарифного  регулирования должны стать:

• содействие модернизации экономики за счет облегчения доступа российских компаний к передовой зарубежной технике и технологии;

• стимулирование конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках производств, на этой основе осуществление диверсификации структуры народного хозяйства и формирование обновленной внешнеторговой специализации страны для более эффективного ее включения в мировое хозяйство. В качестве основных объектов покровительственной политики следует рассматривать новые, высокотехнологичные производства, а также отрасли, обладающие экспортным потенциалом;

• создание благоприятных условий для развития производств, необходимых для поддержания занятости, стабильности и обеспечения экономической безопасности страны (аграрного сектора, пищевой, фармацевтической, текстильной промышленности и некоторых других);

• поддержка производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, прежде всего в наукоемких отраслях; поощрение притока прямых иностранных и российских инвестиций в пер-спективые отрасли национальной промышленности ("импорт производств вместо импорта товаров");

• оптимизация географической структуры импорта;

• обеспечение сбалансированности и эффективной конкуренции на внутреннем рынке;

• унификация таможенного тарифа и других инструментов таможенно-тарифной политики с Белоруссией и Казахстаном - партнерами по формируемому Таможенному союзу.

В современных условиях таможенно-тарифная политика может  и должна стать эффективным инструментом смягчения и постепенного преодоления  кризисных явлений в отечественной экономике, а затем - одним из ключевых факторов послекризисного экономического развития.  

    Список  используемой литературы

1.  Алексеев И.С. Управление внешнеэкономической деятельностью. — М., ИТК "Дашков и К", 2002.

2.  Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. М., ИКЦ «МарТ», 2007.

3.  Всемирная торговая организация и национальные экономические интересы (Колл.авторов; под ред. чл-корр. РАН Королева И.С.). — М., «Наука», 2003.

4.  Габричидзе Б.Н. Курс таможенного права Российской Федерации. М.,2003.

5.  Горчак М.О., Свинухов В.Г. Совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ // Российский внешнеэкономический вестник. – 2009. – № 5.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе