Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:00, дипломная работа
В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов.
Дипломная работа
на тему
Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе
Студентки V курса
Игнотенко Елены
Москва 2011 год
В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов. Все более широко и эффективно применяются нетарифные меры регулирования внешней торговли, однако таможенно-тарифная политика по-прежнему выступает ключевым фактором, определяющим национальный торговый режим и условия доступа иностранной продукции на внутренний рынок.
Для обеспечения таможенного регулирования на единой таможенной территории Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана был разработан единый Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС). Для Республики Казахстан и Российской Федерации ТК ТС вступил в силу с 1 июля, а для Республики Беларусь – с 6 июля. ТК ТС стал основным документом таможенного регулирования в Таможенном союзе. С 1 января 2010 года Комиссии таможенного союза переданы полномочия в области регулирования внешней торговли, такие как изменение ставок ввозных таможенных пошлин, ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, установление тарифных льгот и тарифных квот, определение системы тарифных преференций, введение нетарифных мер регулирования.
2011 год станет вторым годом осуществления таможенно-тарифного регулирования в условиях передачи функции применения большинства инструментов внешнеторговой политики органам управления таможенного союза, и в первую очередь Комиссии таможенного союза. В связи с этим совершенствование подходов и механизмов, обеспечивающих реализацию задач таможенно-тарифной политики Российской Федерации в 2011 году в рамках установленного порядка принятия решений органами управления таможенного 16 союза, будет осуществляться на основе учета положительного и отрицательного опыта этой работы в 2010 году, реального вклада внешнеторгового фактора в решение важнейших задач социально-экономического развития.[1]
Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.
В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций, в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного регулирования с целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли.
Таким образом, актуальной является задача обеспечения открытости национальной экономики путем снижения средней ставки тарифа до 6–8% без существенной потери доходной части бюджета.
Объектом исследования является система мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Теоретической и методологической
основой проведенного исследования
послужили труды ученых-
При подготовке диссертации
использовались открытые материалы
Минэкономразвития и
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в развитии теории таможенной деятельности в части формирования таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли.
Целью дипломного проекта - проанализировать в комплексе современную таможенно-тарифную политику и тенденции ее развития на многостороннем, региональном и национальном уровнях, а также особенности в основных группах стран и в России для формулирования конкретных предложений, направленных на повышение эффективности этой политики в нашей стране.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
• показать роль таможенно-тарифного регулирования в развитии международной торговли;
• выявить многообразие и эволюцию функций таможенного тарифа, охарактеризовать механизм влияния таможенного обложения импорта на отдельные социально-экономические сферы;
• уяснить связь между процессами глобализации, таможенно-тарифной либерализацией и упорядочением международной торговли на многостороннем и региональном уровнях;
• определить современные масштабы и направления тарифной либерализации торговли и совершенствования ее таможенного администрирования;
• раскрыть негативные аспекты либерализации, в том числе в связи с усилением криминализации международной торговли;
• выявить новые тенденции
и формы таможенного сотрудничества на
многостороннем уровне.
Государственное регулирование используется в интересах всего общества. Оно затрагивает интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает на них огромное влияние.
В основе государственного
регулирования — использование
рычагов и методов, прямых и косвенных
регуляторов экономических
Государственное регулирование
устанавливает правила и
Вопросы проведения промышленной и внешнеэкономической политики тесно взаимосвязаны и направлены на достижение целей экономического развития страны. То есть, цели государственного регулирования ВЭД подчинены решению стратегических задач государства как во внешнеэкономических отношениях в целом, так и в области развития национальной экономики. Пути, средства и методы, применяемые для достижения намеченных стратегических целей, выбираются в соответствии с конкретными экономическими и политическими условиями. Тактические задачи государственного регулирования ВЭД следует отличать от задач текущего характера, которые также могут решаться за счет применения методов государственного вмешательства в ВЭД.[3]
Основные цели, задачи, принципы и инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном Законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». К важнейшим целям государственного регулирования относятся: использование внешнеторговых связей для ускорения создания в России рыночной экономики; создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания политического, организационного, финансового, информационного содействия; защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.
Основными целями государственного регулирования ВЭД являются:
· Обеспечение национальной экономической безопасности.
· Защита внутреннего рынка страны от недобросовестной конкуренции.
· Создание благоприятных условий для национальных производителей экспортных товаров.
· Обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, создание возможностей быстрого и беспрепятственного их продвижения на внешних рынках.
· Обеспечение устойчивого внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса; выполнение международных обязательств.
· Защита прав и законных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется в соответствии со следующими принципами: единство внешнеэкономической политики внешней и общей экономической политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией; перенос центра тяжести регулирования с административных на экономические методы; четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов; обеспечение равенства всех участников ВЭД.[4]
Главная стратегическая задача внешнеэкономической политики любой страны состоит в обеспечении благоприятных условий в сфере ВЭД для эффективного развития отечественного бизнеса. Помимо факторов, вытекающих из собственно внутринационального экономического развития, здесь действуют и факторы, вытекающие из общего процесса интернационализации экономической жизни. Во внешнеэкономической политике проявляются противоречивое взаимодействие двух основных тенденций в развитии современных международных экономических отношений – с одной стороны, гармонизации развития этих отношений, а с другой – обострения конкурентной борьбы на международной арене.[5]
В связи с этим во
внешнеэкономической политике реализуются
два основных ее направления: протекционизм
и либерализация
Исходя из стратегических
целей и направлений
1. наднациональном
уровне, то есть на основе
2. национальном уровне, где его можно разделить на несколько направлений:
- государственное
регулирование ВЭД по отраслям:
предполагает создание более
благоприятных условий для
- государственное регулирование ВЭД по регионам: предусматривает, в частности, поддержку развития внешнеэкономической деятельности, экспортных отраслей в отдельных регионах, например, путем создания специальных экономических зон.
государственное регулирование ВЭД на уровне участников - отдельных хозяйствующих субъектов; то есть непосредственно осуществление процедур предоставления лицензий, экспортно-импортного контроля, предоставление экспортных государственных заказов.
Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе