Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:48, курсовая работа
Настоящая курсовая работа посвящена изучению проблемы изучения налогов как инструмента государственного регулирования. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Введение ……………………………………………………………………………...
1. Сущность налогов как инструмента государственного регулирования……….
1.1 Принципы налогообложения ………………………………………………..
1.2 Функции налогов …………………………………………………………….
1.3 Классификация и виды налогов ……………………………………………
1.4 Элементы налогообложения ………………………………………………..
2. Направления реформирования российской налоговой системы……………....
3. Статистическая информация……………………………………………………..
Заключение …………………………………………………………………………..
Список литературы…………………..………………………………………………
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России. Это означает, что состав федеральных налогов и сборов, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов определяются на федеральном уровне и только в соответствии с Кодексом.
С 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ в России взимается 15 налогов.
К федеральным налогам и сборам относятся следующие 10 налоговых платежей:
Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К региональным налогам и сборам с 1 января 2005 г. относятся три налоговых платежа:
Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Кодексом нормативными правовыми "актами" представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам с 1 января 2005 г. относятся:
Сведения о действующих
Во вторую часть Кодекса также введены специальные налоговые режимы:
1) система налогообложения для
сельскохозяйственных
2) упрощенная система
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Элементами налогообложения являются:
Кроме того, при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В отдельных случаях НК РФ устанавливает специальный налоговый режим - особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.
Налогоплательщиком, или субъектом налогообложения, становится любое юридическое или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, владеющее имуществом, или при иных обстоятельствах, при наличии которых возникает соответствующее налоговое обязательство.
В НК РФ (ст. 19) плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и или) сборы.
Одним из существенных элементов налога является объект налогообложения. Каждый отдельный налог должен иметь свой, не совпадающий с другими налогами, объект налогообложения.
В ст. 38 НК РФ говорится о том, что
объектами налогообложения
Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговая база, порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ.
Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ, а налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
По способу установления выделяют твердые (специальные) и процентные (адвалорные) ставки. Первые устанавливаются в абсолютной сумме, вторые — в процентах объекта обложения. Процентные ставки подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Размер пропорциональной налоговой ставки е зависит от величины налоговой базы, прогрессивная налоговая ставка растет вместе с ростом базы налогообложения, регрессивная уменьшается при увеличении налогооблагаемой базы.
Налоговым периодом является календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Порядок исчисления налога состоит в том, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В случаях, предусмотренных
О порядке и сроках уплаты налога говорится в ст. 57 и 58 НК РФ, согласно которым уплата налога производится разовым платежом всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Кодексом, в наличной или безналичной форме. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, Либо действие, которое должно быть совершено.
2. Направления реформирования российской налоговой системы
Реформирование налоговой системы — это ее преобразование, исходя из направлений государственной политики. Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения являются стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и поиски способов для снятия всех налоговых преград на пути экономического роста.
В настоящее время одним из препятствий на этом пути является несовершенство налоговой системы России, так как она формировалась в условиях спада производства и инфляции, имеет ярко выраженный фискальный интерес, а роль регулирующей функции в ней принижена. А именно любой налоговой системе необходимо обеспечить приоритет производства над интересами бюджета. «Налоги не должны мешать производству», — отмечал итальянский профессор финансового права Ф. С. Нитти (1868-1953).
В конце 90-х гг. XX в. рамках структурной перестройки экономики России были определены приоритетные направления развития и совершенствования системы налогообложения.
Первое направление — достижение стабильности и определенности налоговой системы. Основными способами реализации являются: определение исчерпывающего перечня налогов и сборов; установление предельных ставок региональных и местных налогов; отказ от практики применения в качестве объекта налогообложения выручки от реализации; сокращение числа налогов; устранение противоречий налогового и иных видов законодательства; выравнивание условий налогообложения за счет сокращения налоговых льгот; упорядочение системы ответственности за налоговые правонарушения.
Второе направление — касается фискальных стимулов и предусматривает следующие основные меры: введение рыночного механизма налогообложения недвижимости; постепенное снижение налогового бремени на предприятия, перенос части налоговой нагрузки со сферы производства в сферу обращения; применение агрегированного налогообложения субъектов малого бизнеса.
Третье направление — находится в области повышения собираемости налогов — это последовательный переход к исчислению налогов по отгрузке; налогообложение у источника выплаты; введение механизма реального контроля доходов физических лиц; совершенствование методов банковского контроля; усиление контроля и ответственностей за неполное отражение в бухгалтерской отчетности операций по наличному денежному обращению.
Основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу предусматривают:
В ближайшей перспективе