Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:48, курсовая работа
Настоящая курсовая работа посвящена изучению проблемы изучения налогов как инструмента государственного регулирования. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Введение ……………………………………………………………………………...
1. Сущность налогов как инструмента государственного регулирования……….
1.1 Принципы налогообложения ………………………………………………..
1.2 Функции налогов …………………………………………………………….
1.3 Классификация и виды налогов ……………………………………………
1.4 Элементы налогообложения ………………………………………………..
2. Направления реформирования российской налоговой системы……………....
3. Статистическая информация……………………………………………………..
Заключение …………………………………………………………………………..
Список литературы…………………..………………………………………………
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………. |
3 |
1. Сущность налогов как |
6 |
1.1 Принципы налогообложения ……………………………………………….. |
9 |
1.2 Функции налогов ……………………………………………………………. |
10 |
1.3 Классификация и виды налогов …………………………………………… |
16 |
1.4 Элементы налогообложения ……………………………………………….. |
19 |
2. Направления реформирования российской налоговой системы…………….... |
23 |
3. Статистическая
информация…………………………………………………… |
25 |
Заключение ………………………………………………… |
33 |
Список литературы…………………..………… |
35 |
Приложения…………………………………………………… |
37 |
Введение
Народ никогда не отказывался платить разумные налоги:
разумные в их использовании и разумные по величине бремени.
Французский министр финансов, 1792 г.
Настоящая курсовая работа посвящена изучению проблемы изучения налогов как инструмента государственного регулирования.
Среди экономических рычагов, при
помощи которых государство
Устанавливая налоги, субъекты и
объекты налогообложения, налоговые
базы, ставки налогов, льготы и санкции,
изменяя условия
От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Налоговая система представляет собой систему налогов, сборов, пошлин и иных платежей, взимание которых происходит в установленном законом порядке. Порядок установления и взимания налогов и сборов регулируется налоговым законодательством Российской Федерации, основным элементом которого является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Следует подчеркнуть, что налоговое законодательство является наиболее динамично развивающейся и изменяющейся сферой законодательства.
В соответствии с законодательством Российской Федерации налогообложение предприятий предполагает:
Выбранная тема представляется особенно
актуальной, так как от четкости
налоговой системы непосредстве
Формирование справедливой, нейтральной и эффективной налоговой системы с целью снижения налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности, формирования благоприятных условий развития предпринимательства, обеспечения сбалансированности государственного бюджета – основа для создания благоприятных условий развития национальной экономики России.
Целью данной курсовой работы является исследование налогов, как инструмента государственного регулирования анализ действующей нормативно-правовой базы регулирования налогообложения в России.
В рамках достижения поставленных целей ставятся следующие задачи:
Базой для обобщения теоретической информации послужили работы следующих авторов: Александрова И.М., Вещуновой Н.Л., Евстигнеева Е.Н., Милякова Н.В., Поляка Г.Б., Романовского Н.В., Рублевской О.В. и других, перечень которых указан в библиографии.
1. Сущность налогов как
Налоги - это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.
Налоги известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства. Их неизбежность настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: “ В жизни несомненны только две вещи: смерть и налоги”.
На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: "Налог - это материнская грудь, кормящая правительство…".
Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм. В свое время П. Прудон верно подметил, что " в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве".
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для удовлетворения общественных потребностей.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налоги являются "кровеносными сосудами" бюджетно-финансовой системы. Они формируют финансовые ресурсы государства и сосредотачиваются в России в бюджетах и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов проявляется в отношениях юридических и физических лиц, с одной стороны, и государства с другой, по поводу формирования государственных финансов. Аккумулирование средств от платежей за пользование природными ресурсами направлено на обеспечение природоохранной функции государства.
Сущность налога состоит в изъятии органами государства и местного самоуправления безвозмездно в свою пользу части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.
С правовых, юридических позиций
налоги как установленные
С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.
Налоговое регулирование доходов
ставит своей основной задачей сосредоточение
в руках государства, местных
бюджетов денежных средств, необходимых
для решения проблем
Налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.
Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников. Другими словами, налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблемы социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли.
Совокупность взимаемых в
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджетных и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения собственных функций. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. То, что налоги, как форма изъятия части первичных доходов хозяйствующих субъектов и работающего населения в пользу государства, объективно необходимы, по-видимому, не вызывает сомнения у членов общества. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя функций, и требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества.
Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.
1.1 Принципы налогообложения
Принципы налогообложения были сформулированы еще А. Смитом в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). К ним относятся принципы всеобщности, справедливости, определенности и удобности.
Современные теория и практика налогообложения рассматривают принципы, на которых строится налоговая система в государстве, с двух позиций. С одной стороны, это принципы, лежащие в основе теории налогов, с другой — принципы построения налогового механизма.
В основу теории налогов положены фундаментальные или всеобщие, принципы, используемые в налоговых системах всех стран. Эти принципы можно сгруппировать следующим образом:
• определенность,
Принципы построения конкретной налоговой системы служат основой для принятия налогового закона в стране. Они включают в себя три группы принципов, а именно: