Сущность и функции налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Выбранная мною тема является актуальной, поскольку от успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений, а так же применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с

Работа содержит 1 файл

сущность и функции налогов.docx

— 48.09 Кб (Скачать)

2.  Более весомое бремя налогов несет та сторона, поведение которой менее гибко (строго говоря, если в точке пересечения кривых спроса и предложения более эластичен спрос, то бремя налога тяжелее ляжет на продавцов, если более эластично предложение, то на покупателей).

Существуют  значимые различия в распределение  налогового бремени на конкурентных рынках (переместить налоговое бремя на контрагентов удается той стороне, которая обладает преимуществом в эластичности объема сделок по цене), в условиях монополии (даже при гибкости предложения монополиста нет гарантии полного перемещения налогового бремени на покупателя), на рынке труда (последствия налогообложения зависят от того, на каких участках кривой предложения труда достигается равновесие как до, так и после введения налога).

Вопросы прогрессивного подоходного налогообложения  исследованы в трудах лауреата нобелевской  премии Дж. Мирлиса[1]. «Метод Мирлиса» применяется при построении модели оптимального прогрессивного налогообложения.

Модель, описывающую перемещение налогового бремени налога в контексте общего равновесия впервые была предложена американским экономистом А. Харбергером в начале 1960-х гг.[2] Для случая налога на доход корпораций Харбергер смоделировал экономику, состоящую из двух отраслей, каждая из которых производит по одному товару с помощью двух факторов производства (труд и капитал). Модель демонстрирует, что при некоторых соотношениях эластичности спроса и предложения труда и капитала, а также эластичностей спроса на продукцию корпоративного и некорпоративного секторов бремя налога может полностью лечь на владельцев капитала в обоих секторах. При других соотношениях они делят это бремя с работниками и потребителями.

Одной из проблем, решаемых теорией налогообложения, является определение искажающего эффекта налогов. Количественной характеристикой искажающего действия налога служит избыточное налоговое бремя. В качестве синонимов этого термина используются понятия «чистые потери от налогообложения» или «потери благосостояния от налогообложения» (англ. welfare loss).

Налог, при прочих равных условиях, повышает цену товара или услуги, увеличивает  издержки осуществления той или  иной деятельности. Согласно уравнению, предложенному в 1915 г. русским экономистом Е. Слуцким (уравнение Слуцкого), повышение или понижение спроса, происходящее под влиянием изменения цены, может быть представлено как алгебраическая сумма двух компонентов: эффекта замещения и эффекта дохода[3]. Эффект замещения характеризует изменение спроса, непосредственно обусловленное сдвигом в соотношении цен на данный товар и другие товары. При повышении налога цена на товар увеличивается, спрос на него падает. Эффект дохода характеризует изменение объема спроса, непосредственно обусловленное увеличением или уменьшением платежеспособности покупателя. Введение или повышение налога на нормальные товары уменьшает реальный доход потребителя. В результате объем спроса на нормальные товары (в отличие от товаров низкого качества) снижается.

Избыточное  налоговое бремя вызывает двоякое  изменение в поведении потребителя. Во-первых, происходит замещение налогооблагаемого  товара. Во-вторых, объем и структура потребления приспосабливаются к новому реальному уровню дохода.

Принято рассматривать две концепции  избыточного налогового бремени, начало исследования которого заложено в трудах Дж. Хикса[4].

Первая  концепция, описывающая налоговое  бремя с точки зрения эквивалентной  вариации, наиболее полно сформулирована в 1971 г. Х. Морингом[5]. Согласно автору, избыточное бремя налогообложения равно превышению над суммой налоговых поступлений той суммы, которую налогоплательщик готов был бы заплатить за то, чтобы отменить налоги. Или, говоря иначе, насколько больше могло бы быть собрано налогов без потерь в благосостоянии, если бы применялся паушальный налог («душевой налог»).

Второй  вариант определения избыточного  налогового бремени, через компенсирующую вариацию, был предложен в 1974 г. американскими экономистами П. Дайамондом и Д. МакФадденом[6]. Ученые показали, что избыточное бремя налогообложения эквивалентно той сумме, которую государство должно предложить потребителю, чтобы оно могло достичь первоначального уровня полезности при условии уплаты налога.

Задача  определения оптимального налогового бремени сводится к поиску такого варианта налогообложения, который является наиболее нейтральным, т. е. ведет к наименьшему избыточному бремени. В конце 1920-х гг. Ф. Рамсей, британский экономист, предложил решение этой проблемы[7]. Правило Рамсея гласит, что налоговые ставки должны изменяться обратно пропорционально эластичности спроса на облагаемые налогом товары (при условии, что эластичность предложения является постоянной). То есть товары с относительно неэластичным спросом следует облагать более высоким налогом, а с относительно эластичным спросом — более низким.

Правило Рамсея сыграло важную роль в формировании теории оптимального налогообложения. Оптимальная с точки зрения аллокационной эффективности налоговая структура, удовлетворяющая ограничениям, которые характеризуют как способность государства собирать налоги, так и конкретные требования к перераспределению, называется Парето-оптимальной налоговой структурой. Поиск именно таких структур составляет содержание задач оптимизации налогообложения.

Искажающее  действие налогов в ряде случаев  связано с тем обстоятельством, что досуг[8], с одной стороны, сопоставим с товарами как фактор благосостояния, а с другой — в отличие от других благ непосредственно не поддается налогообложению. Последствия искажений могут быть уменьшены, если следовать правилу, разработанному У. Корлеттом и Д. Хейгом (правило Корлетта-Хейга)[9]. В соответствии с этим правилом при налогообложении товаров и услуг те из них, которые представляют субституты досуга, должны облагаться в меньшей степени, чем взаимодополняющие по отношению к досугу.

В теории общественных финансов выработано несколько критериев оценки систем налогообложения[10].

Критерий относительного равенства налоговых обязательств предполагает распределение налогов в соответствии с ясно выраженными и одобряемыми обществом подходами, а также отсутствие дискриминации.

Относительное равенство обязательств достигается  за счет равенства по горизонтали  и равенства по вертикали. Равенство по горизонтали означает, что с налогоплательщиков, находящихся в одинаковом положении, взимается одинаковый налог. Равенство по вертикали означает, что налоги, которые уплачиваются лицами, находящимися в разном положении, дифференцируются в соответствии с этим положением. Рассматриваемому принципу не отвечало бы накладывание на всех членов общества налоговых обязательств, которые были бы количественно равны друг другу в абсолютном выражении. Требуется равенство относительное, которое определяется, сообразуясь с некими шкалами, соответствующими представлениям общества о справедливости.

Вопросы равенства (справедливости) налогообложения  были рассмотрены в трудах А. Смита, который полагал, что налоговое бремя должно быть распределено в зависимости от выгод, получаемых от потребления общественных благ, а также готовности экономического агента платить. Последний подход получил развитие в трудах Дж. Миля[11].

Способность платить предполагает некоторое  гипотетическое благосостояние, которого индивидуум мог бы достичь. Обычно в  качестве оценки способности платить  принимают доход. Это не вполне точная оценка, поскольку человек, больше ценящий  досуг, может тратить меньше усилий на получение дохода и иметь при  этом благосостояние достаточно высокое, но невысокий доход.

С принципом платежеспособности тесно  связан принцип равной жертвы, или равных потерь, которые возникают при уплате налогов. При этом предполагается, что лица с более высоким богатством ценят единицу дополнительного дохода меньше, чем менее обеспеченные. Применяется также принцип получаемых выгод, в соответствии с которым должен взиматься более высокий налог с тех лиц, которые получат бóльшую выгоду от расходования государством полученных доходов.

Существует  еще ряд принципов, используемых при оценке систем налогообложения:

Критерий экономической нейтральности — отсутствие или относительная слабость искажающего воздействия налогов на поведение экономических агентов. Принцип означает, что вмешательство государства, хотя и ограничивает возможности плательщиков, изымая у них часть средств, все же оставляет доступными те варианты поведения, которые характеризуются наивысшей аллокационной эффективностью. При искажающем налогообложении вмешательство побуждает плательщиков отказываться от этих вариантов.

Организационная простота — при прочих равных условиях эффективность налогообложения тем выше, чем ниже издержки сбора налогов.

Гибкость — обозначается адекватность налогообложения динамике макроэкономических процессов, прежде всего на смене фаз делового цикла.

Контролируемость — содержание и последствия налогообложения должны быть в достаточной степени понятны избирателю-налогоплательщику, даже если он не обладает специальными знаниями и не затрачивает значительных усилий на сбор соответствующей информации.

 

  1. Принципы налогообложения. Функции  налогов.

 

Налоговые системы разных стран отличаются друг от друга по видам и структуре налогов, ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы.

К таким  принципам относятся, прежде всего, классические принципы, предложенные Адамом Смитом.

Принцип справедливости. «Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам, участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства».

Принцип определенности. «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика. ...Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью».

Принцип удобства. «Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его».

Принцип экономии. «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Обязывая людей платить, он может тем самым уменьшать и даже уничтожать фонды, которые позволяли бы им осуществлять эти платежи с большей легкостью. ...Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды».

 

К основным принципам построения налоговой  системы РФ следует отнести:

  • принцип реализации совместного ведения Федерации и ее субъектов в установлении общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
  • принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы на всей территории РФ;
  • принцип равенства прав субъектов РФ в принятии собственного налогового законодательства;
  • принцип конституционности актов налогового законодательства;
  • принцип гибкости налоговых платежей, как инструмент внешнеторговой и инвестиционной;
  • принцип обеспечения сбалансированности бюджетов разного уровня;
  • принцип самостоятельности местного самоуправления в сборе местных налогов и распоряжении своими бюджетными средствами;
  • принцип равенства налогоплательщиков перед государством и законом;
  • принцип обязательности уплаты налогов, учета налогоплательщиков и неотвратимости ответственности за нарушение налогового законодательства;
  • принцип защиты имущественных прав налогоплательщиков от неправомерных действий должностных лиц и иного ущерба, обязательность возврата из бюджета неправильно взысканных налогов;
  • принцип предотвращения двойного налогообложения и неотягощения налогового бремени;
  • принцип публичности и гласности информации в налоговых отношениях;
  • принцип социальной ориентированности налоговой политики;
  • принцип обеспечения законности и правопорядка в налоговых отношениях.

Сущность  налогов проявляется через их функции. Выделяют три основные функции  налогов: фискальную, регулирующую, контрольную.

Фискальная функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа самого существования государства и его функционирования. Название данной функции происходит от латинского слова fiscus, что буквально означает «корзина».

Через фискальную функцию государство обеспечивает: достижение баланса между доходами и расходами бюджета государства; равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы; установление высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и в каждом отдельном регионе; выполнение всех экономических, политических и социальных задач.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительного процесса оказывают серьезное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена товарно-рыночными отношениями. Эти отношения предполагают свободу хозяйствующих субъектов. Рынок обусловливает расширение прав участников, рост их самостоятельности и в то же время ответственность за результаты производства.

С помощью  регулирующей функции осуществляются: регулирование спроса и предложения; стимулирование сбережений граждан; выравнивание доходов отдельных социальных групп; развитие малого и среднего бизнеса, а также индивидуальной предпринимательской инициативы; регулирование экспортно-импортной деятельности; стимулирование научно-технического прогресса.

Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным «зеркалом» экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности. К ним относятся органы Министерства финансов РФ, Федеральная таможенная служба, органы государственных внебюджетных фондов и т.д.

Информация о работе Сущность и функции налогов