Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:52, курсовая работа
Выбранная мною тема является актуальной, поскольку от успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений, а так же применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с
Министерство образования и науки РФ
Московский государственный университет экономики,
статистики и информатики (МЭСИ)
Курсовая работа по дисциплине «Финансы »
на тему: «Сущность и функции налогов »
Руководитель:
Николаева Т.П.
Выполнила: студентка
группы ВНФ-302
Орличеня Е.В.
.
Москва – 2012
Устанавливая налоги, субъекты
и объекты налогообложения, налоговые
базы, ставки налогов, льготы и санкции,
изменяя условия
Выбранная мною тема является
актуальной, поскольку от успешного
функционирования налоговой системы
во многом зависит результативность
применяемых экономических
Потребность в сборе налогов возникла еще в древности, с появлением в структуре общества особого органа, не участвующего в материальном производстве, в функции которого входила защита интересов самого общества.
В условиях жесточайшей борьбы за сохранение одними накопленного материального богатства и власти над другими, выделение в структуре общества этого особого органа являлось объективной необходимостью. Поскольку этот орган не занимался материальным производством, то есть не имел источника для собственного содержания, то общество, в интересах которого он и был создан, находило средства и источники для его содержания.
В различные времена эти источники зависели от деятельности самого общества, от исторических процессов, происходящих в нем. В мирное время этот особый орган содержался за счет остального общества путем эксплуатации неимущей части населения и изъятия части материальных ресурсов, присваиваемых имущей частью населения в виде налогов, для обеспечения эффективной деятельности этого особого органа – государства. В периоды военных действий и по их завершению основным источником становилось награбленное имущество побежденного народа. Кроме того, сам побежденный народ превращался в рабов, эксплуатация которых обеспечивала победителям большие доходы. Раб представлял собой бесправное существо и дешевую рабочую силу. Процветавшая со временем работорговля приносила большие доходы как самим рабовладельцам, так и рабовладельческому государству в целом.
Важную роль в финансово и материальном содержании государства играла развивающаяся торговля как внутри общества, так и между другими народами. Следует сказать, что для пополнения казны правителя использовались самые разные формы извлечения средств, начиная с обложения непосильной данью собственного и покоренных народов (экономическое закабаление) до похищения правителей соседних народов; за них назначался выкуп, который для последних обходился целым состоянием. Использовались и другие методы. Однако самым надежным и постоянным источником пополнения казны правителя являлась дань, размер которой устанавливался в зависимости от политической и социально-экономической ситуации в обществе. «Дань – прямой налог ( подать), собираемый с населения; военная контрибуция с побежденного народа. Дань была одним из основных источников государственных доходов при рабовладельческом строе и феодализме». Таким образом, возникновению налогообложения как основной формы обеспечения существования общества способствовал целый ряд социально-экономических факторов:
-Углубление разделения труда между членами первобытного общества под влиянием развивающихся производительных сил;
-Функциональное деление членов первобытного общества на занятых материальным производством, собственников и на тех, кто был занят управлением общины;
-Разложение первобытнообщинного строя под воздействием развивающихся внутри общины частнособственнических отношений, разделение общества на богатых и бедных;
-Централизация власти, то есть объединение крупных
собственников, порою не принадлежащих к одной общине, для защиты собственного материального богатства и для сохранения власти над неимущей частью общества;
-Возникновение совершенно отличного от социально справедливого родового общества рабовладельческого общества, где господствует эксплуататорские отношения;
-Создание особого органа ( государства), который стоял на страже защиты интересов рабовладельческого общества.
Эти факторы свидетельствую о том, что формирование налогообложения связано с развитием общества и государства, обусловленным сложившимися производственными отношениями. При этом движущей силой этих отношений были доминирующие в обществе экономические интересы. Анализ факторов, под воздействием которых сложились налоговые отношения, позволяет выделить основные предпосылки возникновения налогообложения, к которым относятся:
1) расслоение общества на собственников и неимущих под влиянием развития частной собственности и условий для передачи имущества и властных полномочий по наследству;
2) централизация власти, продиктованная желанием собственников сохранить собственное материальное богатство и усилить свою власть над неимущей частью населения;
3) создание на основе централизации власти первых государственных образований.
1.2. Развитие налогообложения в России
Разложение феодальных отношений, развитие товарно-
денежных отношений привело к установлению капиталистических
отношений. Последние, безусловно, предполагают развитие
налогообложения по законам капитализма. Единственным
источником уплаты налогов стала совокупная стоимость вновь
создаваемых товаров и услуг, производимая на капиталистических
предприятиях. Конкретными объектами налогообложения при этом
становятся прибыль и заработная плата наемного работника.
Уже в XVIII в. во многих государствах вопросы
налогообложения стали решаться на заседаниях парламентов стран.
Теория и практика формирования налоговой политики в отдельных
странах основывались на теоретическом наследии и накопленном
опыте налогообложения в других странах. Другими словами,
налоговые системы различных
стран все более стали
одинаковые (идентичные) черты.
Россия не являлась исключением. Здесь также налоговые
отношения вобрали в себя черты наиболее прогрессивного развития
налогообложения, которые складывались под влиянием
наступательного развития капитализма как общественно-
экономической формации, как способа производства.
После отмены крепостного права (1861 г.) в России были
проведены мероприятия по упорядочению финансовой системы. В
том числе требовалось составление смет расходования отдельными
ведомствами ассигнуемых из казны средств. В 1863 г. винные откупа
были заменены новой, более прогрессивной системой получения
казной доходов от реализации алкогольных напитков — винным
акцизом. В число основных государственных доходов, наряду с
подушной и оброчной податью, вошли такие налоги, как питейный
сбор, таможенный сбор, соляной налог, акциз на табак. « Военные
ассигнования поглощали около 40% всех расходов, платежи по
государственным долгам — около 36%, содержание органов
управления — 13%». В целях повышения доходной части
государственной казны и для покрытия расходов государства
земельный налог был повышен в 1,5 раза, увеличены сборы с
городскогонедвижимого имущества и ставки косвенных налогов на
табак, спирт, вино и сахар. Для сокращения бюджетного дефицита, в
44
целях осуществления денежной реформы в 1895—1897 гг.,
установившей золотой стандарт, были значительно увеличены
косвенные налоги на предметы массового потребления, повышение
которых продолжалось и в начале XX в. В 1904 г. доля косвенных
налогов всех доходов государственной казны составляла свыше 3/2. В
их составе на первом месте находились доходы от винной монополии,
а среди прямых налогов почти 3/4 их составляли подати, сборы и
выкупные платежи.
Косвенные налоги имели основное фискальное значение для
налоговой системы России. Наряду с доходами от винной монополии (в
1909—1913 гг. этот доход составлял 28,6% всех поступлений в
государственный бюджет) высокие доходы обеспечивали акцизы на
товары массового потребления и таможенные пошлины. Однако
налоговая система Российской империи начала XX в. включала в себя
отдельные сборы, взимавшиеся в национальных окраинах, которые
остались со времен крепостничества. К таким налогам относились
оброчная подать с крестьянства и кочевого населения Сибири, Средней
Азии, Закавказья; сборы с нерусского населения, например ясак,
кибиточная подать. Хотя они уже не определяли ситуацию в
налогообложении, но они продолжали существовать как пережиток
прошлого.
В годы Первой мировой войны (1914—1918 гг.) существенно
сократились поступления от основных источников налогообложения.
С введением «сухого закона» в бюджет перестали поступать доходы от
винно-водочной монополии. Кроме того, сократились таможенные
доходы, поступления от железных дорог и др. Для поправки дел в
финансовом хозяйстве государства в 1916 г. был принят Закон о
подоходном налоге.
Следует сказать, что Временное правительство, пришедшее к
власти после Февральской революции 1917 г., фактически продолжало
политику налогообложения царской России. Более того, оно объявило
об увеличении ставок подоходного налога и о введении
дополнительного единовременного налога на высокие прибыли за 1917
г.
После _________победы Октябрьской социалистической революции
РСДРП
Теоретические представления об общественных финансах первоначально формировались в рамках изучения вопросов налогообложения, фактически являясь и оставаясь составной частью общеэкономической теории и ее различных школ (направлений).
Классическое представление о роли налогов в экономике было введено А. Смитом. Он определил их как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов экономических агентов и выдвинул четыре принципа налогообложения: соразмерность, определенность, удобность и дешевизна. Представителями этого направления являются У. Петти, Ж. -Б. Сей, Д. Рикардо, Дж. Милль, считавшие экономику устойчивой и саморегулирующейся системой, в которой спрос рождает предложение, а налоги играют лишь роль источников дохода бюджета государства и не должны быть обременительны для граждан.
Важными вопросами теории налогообложения является проблема налогового бремени и перемещения налогов (англ. tax shifting). Экономические агенты, реагируя на налоговые обязательства, стараются минимизировать налоговое бремя. Это осуществимо, во-первых, путем сокращения налоговых обязательств за счет изменения структуры и интенсивности экономической деятельности, и, во-вторых, путем переноса налогового бремени на других экономических агентов. Изучению данных вопросов посвящены работы А. Маршала, П. Самуэльсона, А. Пигу и др.
Постановка
вопроса о том, на каких экономических
агентов ложится налоговое
Именно на рынках происходит перемещение налогового бремени, которое приводит к расхождениям между законодательно устанавливаемой сферой налоговых обязательств и экономической сферой действия налога. В основе механизма перемещения налога лежит взаимосвязь участников рынка. Реакция на налоговое бремя, обеспечивающая его перемещение, состоит в изменении состава сделок, в которые вступает его носитель (что происходит посредством сокращения покупок и продаж).
Из анализа частичного равновесия теория делает выводы, которые справедливы и при рассмотрении общего равновесия:
1. Бремя налога не зависит от того, на какую из сторон рыночного взаимодействия возложены налоговые обязательства.