Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 12:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – сравнительный анализ систем налогообложения экономически развитых стран с налоговой системой России, на основе которого предлагаются пути совершенствования данной налоговой системы.
Структура курсовой работы соответствует ее цели и включает два основных раздела:
1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы, где рассматриваются теоретические аспекты налогообложения;
2. Налоговые системы зарубежных стран. Здесь проводится сравнительная характеристика налоговых систем США, Канады, Германии, Франции, Испании.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы . . . 5
1.1. Понятие и определение налога.
Налоги и другие государственные изъятия и платежи . . . . 5
1.1.1. Понятие налога. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1.2. Определение налога. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1.3. Налоги и другие государственные изъятия и платежи . 9
1.2. Классификация налогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.3. Состав налоговой системы. Принципы построения
налоговых систем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
1.3.1. Состав налоговой системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
1.3.2. Принципы построения налоговых систем. . . . . . . . . 17
1.4. Функции налоговых систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2. Налоговые системы зарубежных стран. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.1. Налоговая система США. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.2. Налоговая система Канады . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.3. Налоговые системы некоторых европейских стран . . . . . . . . 31
2.3.1. Налоговая система Германии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.3.2. Налоговая система Франции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.3.3. Налоговая система Испании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
2.4. Налоговая система России. Сравнительный анализ
современных систем налогообложения промышленно
развитых стран и России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
В первую очередь различают прямые и косвенные налоги. В основе такого деления могут лежать различные подходы и принципы (перелагаемость налога, способ обложения и взимания, платежеспособность). В настоящее вре-мя деление налогов на прямые и косвенные связано в основном с подоходно-расходным принципом, установленным финансистами в начале XX в.
По способу взимания различают:
Прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода).
Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода, и личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика. К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; налог на имущество организаций; земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на наследование или дарение. Несмотря на то, что в количественном отношении они составляют половину перечня налоговой системы и их гораздо больше, чем косвенных, роль этих налогов в современной российской практике налогообложения весьма скромная: поступления только от одного налога на добавленную стоимость гораздо выше, чем от всех прямых налогов, вместе взятых.
Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на: косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров; косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги; фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах; таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.
К косвенным налогам относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж. В налоговой теории отношение к косвенным налогам неоднозначно. Эти налоги считаются крайне не справедливыми, поскольку они через механизм цен, в конечном счете перекладываются на население, которое и является реальным плательщиком косвенных налогов. В то же время признается, что косвенные налоги имеют ряд достоинств в качестве источника бюджетных доходов. Они гораздо менее чем прямые налоги, зависят от циклических колебаний конъюнктуры, поэтому являются более надежным бюджетным источником. Таким образом, косвенные налоги широко применяются в мировой практике, они содержатся в налоговой системе каждой страны и играют в ней весьма существенную роль. Если в развитых странах Запада доля косвенных налогов в налогообложении падает, то в России она возрастает. В США их доля составляет около 20%, а в России – более 70%. Это указывает на неблагополучие в системе налогообложения, которая подчинена одной цели – увеличить налоговые поступления любыми способами.
В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:
федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, хотя эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;
региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.
По целевой направленности введения налогов различают:
абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
целевые (специальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:
налоги, взимаемые с физических лиц;
налоги, взимаемые с предприятий и организаций;
смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.
По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;
регулирующие налоги – разно уровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
По порядку введения налоговые платежи делятся на:
общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;
факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание – компетенция органов местного самоуправления.
По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:
срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;
периодично-календарные налоги, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.
Возможна классификация налогов и по другим признакам. Так, в зависимости от характера связи «субъекта налогообложения» и «объекта налогообложения» можно различать:
а) налоги, построенные по принципу резидентства;
б) налоги, построенные по принципу территориальности.
В резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных – наоборот.
Для хозяйствующих субъектов едва ли не важнейшим признаком классификации является порядок отнесения налоговых платежей на результаты хозяйственной деятельности. Согласно нормативным предписаниям расходы по уплате налогов:
включаются полностью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг);
включаются в цену продукции;
относятся на финансовый результат;
уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли;
финансируются за счет чистой прибыли предприятия;
удерживаются из доходов работника.
1.3 Состав и принципы построения налоговых систем
В каждой стране существуют свои виды налоговых систем, иногда существенно отличающихся друг от друга. Свое особое “национальное лицо” имеют налоговые системы США, Японии, Франции, Германии, Швеции, Великобритании. Во многом это связано с традициями, накладывающими отпечаток на количественные и качественные характеристики, а также с конкретной социально-экономической ситуацией и соответственно с теми задачами, которые решает налоговая система в тот или иной период времени. Тем не менее, налоговые системы объединяют общие черты, характерные для всех стран.
Налоговая система, в ее обобщенном понимании, представляет собой совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Главными органично связанными элементами налоговой системы являются система налогов и налоговый механизм.
Система налогов – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других, приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и в мировой практике, являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж.
Налоговый механизм – понятие более объемное, чем система налогов, представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на решение конкретных социально-экономических задач.
Наиболее важную роль в налоговом механизме имеет налоговое законодательство, а внутри него – механизм налогообложения (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов обложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов).
В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования. Налоговые системы используются как действенный инструмент реализации финансово-экономической политики государства. С помощью налогов регулируются социально-экономические процессы, поощряются или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения.
Решение этих задач не происходит автоматически путем введения системы налогов. Способность налоговой системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов, на которых она построена.
Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы (Рисунок 2)
Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. В его книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» приведены пять принципов налогообложения: 1) хозяйственная независимость и свобода; 2) справедливость; 3) определенность; 4) удобство; 5) экономия.
В настоящее время они претерпели некоторые изменения и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.
Принцип справедливости. При всей важности каждого из экономических принципов главным из них является именно этот принцип, однако понимается он по-разному. Проблема здесь заключается в том, что справедливость – категория, прежде всего социальная, нравственно-этическая; в экономике же она является “чужеродным” элементом, понятием весьма относительным, субъективным по своей сути и поэтому далеко неоднозначным. Различные понятия о справедливости вызывают различные понятия экономической и налоговой справедливости.
В настоящее время в мировой налоговой теории имеются две основные точки зрения на справедливость налогов; остальные мнения обычно приближаются либо к той, либо к другой позиции. Первая состоит в том, что налоги должны строиться на основе вертикального и горизонтального равенства, т.е. должны быть равными для всех налогоплательщиков независимо от объема их доходов, условий их получения и каких-либо других факторов. Уровень налоговых ставок при этом должен быть минимальным (низким, насколько это возможно), льготы также должны быть сведены к минимуму, а в идеале – их не должно быть совсем.
В соответствии с другой позицией, напротив, считается, что номинальный уровень налоговых ставок не имеет принципиального значения (он может быть весьма высоким). Налоги же должны содержать разветвленную сеть льгот и дифференциацию налоговых ставок в зависимости от уровня дохода. В данном случае провозглашаются принципы горизонтальной и вертикальной справедливости, соблюдение которых достигается путем выравнивания доходов налогоплательщиков.
В соответствии с этими двумя позициями принцип справедливости формулируется в первом случае как принцип вертикального и горизонтального равенства налогов, основанный на пропорциональном обложении доходов при постоянной налоговой ставке, не зависящей от величины облагаемого дохода.
Во втором случае принцип справедливости понимается как сочетание двух принципов:
принципа вертикальной справедливости, в соответствии с которым субъекты, находящиеся в различных условиях, должны трактоваться налоговыми законами по-разному;
принцип горизонтальной справедливости – субъекты, находящиеся в одинаковых условиях, должны трактоваться налоговыми законами одинаково.
Реализация этого принципа достигается путем прогрессивного налогообложения, при котором налоговые ставки увеличиваются в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика.
Та и другая позиция в налоговой теории обосновываются достаточно аргументировано, поэтому каждая из них имеет право на существование. Если же обратиться к практике развитых стран, то налоговые системы строятся большей частью на принципах вертикальной и горизонтальной справедливости. Дифференциация ставок основных налогов – явление широко распространенное: как в прямой форме – в виде прогрессивных налоговых ставок в зависимости от уровня доходов (как, например, взимаются основные подоходные налоги в США), так и в скрытой – преимущественно через систему льгот, иногда в прямой и скрытой форме одновременно.
Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Принцип соразмерности характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени (Рисунок 3).
По теории А.Лэффера, развитие теневой экономики имеет обратную связь с налоговой системой, т.е. увеличение налогов увеличивает размер теневой экономики, при котором большая часть имеющегося дохода не декларируется.
Рисунок. 3 – Кривая Лаффера. Зависимость бюджета от прогрессивного налогообложения: ДБ – доходы; НБ – налоговая база, заинтересованная в легальном заработке; Нст – ставка налога, %