Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:09, курсовая работа
Комплекс прав и обязанностей налоговой администрации и налогоплательщика должен быть объединен в хорошо отлаженную систему взаимодействия. Обе стороны не заинтересованы в возникновении дополнительных препятствий для своей деятельности, связанных с временными, финансовыми и иными издержками. Актуальность данной темы состоит в том, что в действительности сотрудничество налогоплательщика и налоговой администрации, облегчение бремени исполнения налоговой обязанности, с одной стороны, и выполнение служебных обязанностей — с другой, оказывается редко достижимым явлением даже в странах с наиболее высоким уровнем правовой культуры.
Существования принудительных мер придает субъекту уверенность в осуществимости его права, защищенности интереса. Одновременно наличие обеспечительных мер стимулирует лиц, обязанных к исполнению своих обязанностей.
Государство вправе принудительно обеспечивать надлежащее исполнение юридических обязанностей посредством применения к имуществу налогоплательщика мер, установленных главой 11 НК РФ. В соответствии со статьей 72 Налогового кодекса РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
План:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Виды и способы обеспечения исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов 5
1.1 Залог 5
1.2 Поручительство 6
1.3 Пеня 7
1.4 Приостановление операций по счетам в банке 8
1.5 Арест имущества 9
2 Порядок применения способов обеспечения исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов 12
2.1 Залог и поручительство 12
2.2 Пеня 13
2.3 Приостановление операций по счетам в банке 16
2.4 Арест имущества 21
3 Перспективы развития способов обеспечения исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список источников 31
Это
является основным правовым фактором,
сдерживающим применение в налоговых отношениях
залога и поручительства.
Реализация налогоплательщиком своего
права на предоставление в обеспечение
налоговых платежей имущества в залог или
поручительства выражает его положительную
мотивацию, направленную на исполнение
налоговой обязанности.
Анализ законодательства и правоприменительной практики23 позволяет внести некоторые предложения по совершенствованию обеспечения налоговыми и правоохранительными органами исполнения налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов и сборов.
Залог и поручительство в налоговых отношениях призваны дать дополнительные гарантии исполнения налоговых обязанностей, но любые обеспечительные средства теряют практическое значение, если основное обязательство не имеет достаточного экономического обоснования. По мнению А.В. Красюкова «конформизм поведения участников налоговых отношений не только не способствует проявлению инициативы к надлежащему исполнению позитивной обязанности, но и подталкивает налогоплательщиков к поиску схем уклонения от ее исполнения (как законных, так и незаконных)». Запреты в налоговом праве формируют у субъектов мотивы уклонения от исполнения обязанности.
Налоговый
кодекс РФ, перечисляя способы обеспечения
исполнения обязанности по уплате налогов
и сборов, не упоминает банковскую гарантию.
В то же время в пункте 2 ст. 72 Кодекса предусмотрено,
что в части налогов и сборов, подлежащих
уплате в связи с перемещением товаров
через таможенную границу, могут применяться
и другие меры обеспечения соответствующих
обязанностей в порядке и на условиях, установленных
таможенным законодательством. Банковская
гарантия — способ обеспечения исполнения
налоговых обязанностей, специфический
для таможенного регулирования. Закономерно
возникает вопрос: почему Налоговый кодекс
не предусматривает банковскую гарантию
в качестве способа обеспечения обязанностей
по уплате налогов и сборов?
Возможность использования банковских
гарантий в качестве способа обеспечения
обязанностей по уплате налогов и сборов
объясняется их высокой надежностью и быстротой
реализации. По мнению 55% участвующих в опросе24
сотрудников налоговых органов, целесообразно
использование банковской гарантии в качестве
способа обеспечения уплаты налогов, пеней
и штрафов.
По мнению В.Г.Нестолия, пени обеспечительной мерой не являются: ведь будь они обеспечением, их начисление должно привести к реальному получению бюджетом налогового платежа. Если не хватает денег, чтобы уплатить налог, на уплату пени средств и подавно нет.
Пени, стимулируют налогоплательщика к своевременному платежу в бюджет, повышая шансы государства на поступление денег, но только до определенного предела. В.Г.Нестолий относит пени к разновидности административной ответственности.
Приостановление операций по счетам в банке считается эффективной мерой, обеспечивающей поступление налоговых платежей в бюджет. Эта практика широко применяется. В то же время, по мнению юристов-налоговедов, приостановление операций по счетам в банках парализует работу предприятий, дающих прибыль и платящих налоги, что снижает эффективность предприятия и снижает налоговые поступления от него в будущем. Поэтому налоговые органы должны использовать другие методы побуждения налогоплательщиков к исполнению обязанностей".
Нередко недобросовестные участники предпринимательских отношений и работники зачастую используют угрозу приостановления банковских операций по счетам в качестве инструмента давления на предпринимателей.
Пример25. Участник и бухгалтер общества с ограниченной ответственностью "Сан-Тех" (далее - Общество) Т.Х. Аднагулова, а также участник и генеральный директор данного общества В.Г. Плаксин после избрания нового генерального директора и увольнения Аднагуловой с должности главного бухгалтера и назначения Плаксина на должность заместителя гендиректора Общества незаконно, не имея на то каких-либо правовых оснований, удерживали у себя учредительные документы, а также иную документацию Общества, не передавали новому директору документы бухгалтерского учета и отчетности (устав, свидетельство о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, статистическую справку о присвоении кодов, лицензию на основной вид деятельности, договоры аренды земельного участка и здания, первичные документы бухгалтерского учета, платежные ведомости, бухгалтерские балансы, чековые книжки, штамп, трудовые книжки, имущество, в т.ч. компьютер). В результате Общество было лишено возможности исполнять налоговые обязанности. В отношении нового руководителя за несвоевременное представление налоговых деклараций налоговой инспекцией были составлены протоколы об административном правонарушении. Налоговый орган принял решение от 29.08.2003 N 1680 о приостановлении операций по банковским счетам, решение от 15.08.2003 N 138 и от 06.04.2004 N 864 о взыскании с Общества налога и пени. В итоге арбитражные суды обоснованно удовлетворили требование об исключении Аднагуловой и Плаксина из состава участников Общества. Однако такая санкция не вполне компенсировала все негативные последствия для Общества от применения такой меры, как приостановление операций по счетам.
По
мнению В.В. Семенихина26, "налоговые
органы имеют право налагать арест на
имущество налогоплательщиков-
Многие
крупные компании уже давно не
подвержены риску арестов эксплуатируемых
ими основных и оборотных средств,
являющихся ценными индивидуально-
Исследование правового режима ареста имущества как способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов свидетельствует о ряде существенных недостатков правового регулирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство вправе принудительно обеспечивать надлежащее исполнение юридических обязанностей посредством применения к имуществу налогоплательщика мер, установленных главой 11 НК РФ. Способы обеспечения обязательств побуждают должника к своевременному исполнению возложенного на него обязательства, ведь в случае просрочки, него наступят неблагоприятные для него последствия.
Залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке и арест имущества обладают различной степенью эффективности обеспечения обязательств: в процессе исследования на первый план вышли поручительство и пеня.
Залог в настоящее время не находит широкого применения, а значит эффективность его спорна. Представляется, что приостановление операций по счетам в банках наносит слишком большой ущерб деятельности организации, особенно в случае непредоставления налоговой декларации в течение десяти дней. Арест имущества связан с наибольшим числом нарушений как со стороны налоговых органов, так и со стороны налогоплательщиков, причиной которым служит непроработанность нормативной базы.
В процессе подготовки курсовой работы был поднят вопрос о банковской гарантии как способе обеспечения исполнения налоговых обязанностей. Он является специфическим для таможенного регулирования, и эффективность данного способа доказана на практике. Закономерно возникает вопрос: почему Налоговый кодекс не предусматривает банковскую гарантию в качестве способа обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов?
Подводя итоги, следует отметить, что сами меры обеспечения исполнения обязательств достаточно действенны, но непроработанность законодательной базы мешает достижению высоких результатов на практике.
№Ф09-4778/08-С3