Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 02:03, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение взаимоотношений предприятий с бюджетом, анализ влияние налогообложения на экономическое состояние предприятия на примере ПК «Монолиттранс» и разработка предложений по совершенствованию налогообложения.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. рассмотреть сущность и классификацию налогов, уплачиваемых юридическими лицами;
2. провести анализ налоговых платежей;
3. разработать направления совершенствования налоговой системы.
Введение……………………………………………………………………….…...3
1 . Сущность и функции налогов и их роль в формировании доходов бюджета.5
1.1.Понятие и сущность налогов, их функции…………………………………...5
1.2. Классификация налогов, их виды и распределение…………….……….....9
2. Состав, структура и динамика налоговых доходов Республики Беларусь…12
3. Современные бюджетно-налоговые отношения на современном этапе……27
Заключение…………………………………………………………….………….35
Список использованных источников…………………………….….…………..37
*без учета ФСЗН
Отметим, что в 2005 году централизация ресурсов республиканского бюджета в ВВП в сопоставимой с 2001 годом структуре (т.е. в структуре доходов бюджета 2001 года) составила 34,6%. Этот показатель свидетельствует о выполнении параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, в соответствии с которой уровень централизации в консолидированном бюджете к 2005 году необходимо было снизить до 35-37% ВВП.
Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2005 год энергетичность доходов составила 1,106, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов республиканского бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 11,7 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что за 2004 год энергетичность доходов составила 1,04).
Необходимо отметить, что если дебиторская задолженность консолидированному бюджету на 1 января 2006 года сложилась в сумме 281,7 млрд. руб., то кредиторская задолженность республиканского бюджета составила 228,9 млрд. руб., т.е. чистая дебиторская задолженность бюджета равна 52,8 млрд. руб., или 0,2% от доходов республиканского бюджета за 2003 г. Для сравнения проанализируем данный агрегат за последние пять лет, табл. 2.4[46].
Таблица 2.4. Динамика чистой кредиторской задолженности республиканского бюджета
Показатель |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005* |
Дебиторская задолженность консолид. бюджету на конец года, млрд. руб. |
134,2 |
218,6 |
250,0 |
235,2 |
281,7 |
Кредиторская задолженность |
312,6 |
243,6 |
227,3 |
171,1 |
228,9 |
Чистая кредиторская задолженность бюджета: - в млрд. рублей |
178,4 |
25,0 |
|||
Чистая дебиторская задолженность бюджета: - в млрд. рублей |
22,7 |
64,1 |
52,8 | ||
- в процентах к доходам республиканского бюджета (без ФСЗН) |
3,1 |
0,3 |
0,2 |
0,4 |
0,2 |
*до заключительных оборотов
В разрезе основных налогов структура республиканского бюджета (без доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН) за 2001-2005 годы по основным налогам представлена в табл. 4. В 2005 году по сравнению с 2004 годом удельный вес НДС в структуре республиканского бюджета увеличился с 27,9% до 32,1%, прямые налоги на доходы и прибыль – с 15,6% до 16,1%, подоходный налог не изменился – 10,3%, акцизы сократились – с 8,2% до 7,5%. Удельный вес доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций также вырос - с 8% до 9,2%, а вот доли текущих и капитальных неналоговых доходов и обязательных платежей сократились на 0,2 и 0,1 п.п[46].
Таблица 2.5. Динамика структуры доходов республиканского
бюджета за 2001-2005 гг., %
Показатели |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
НДС |
30,7 |
30,2 |
28,8 |
27,9 |
32,1 |
|
Налоги на доходы и прибыль |
16,6 |
12,7 |
13,4 |
15,6 |
16,1 |
|
Подоходный налог |
11,3 |
10,8 |
10,2 |
10,3 |
10,3 |
|
Акцизы |
9,4 |
8,3 |
8,4 |
8,2 |
7,5 |
|
Доходы от внешней торговли |
6,4 |
7,3 |
9,6 |
8,0 |
9,2 |
|
Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи |
5,3 |
5,3 |
6,0 |
6,9 |
6,7 |
|
Капитальные неналоговые доходы |
1,3 |
6,3 |
0,5 |
0,2 |
0,1 |
|
Прочие поступления в бюджет |
19,1 |
19,1 |
23,1 |
22,9 |
18,0 |
|
Итого доходов (без доходов гос. целевых бюджетных и внебюджетных фондов и ФСЗН) |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Для того, чтобы показать количественное влияние основных налогов на величину общей налоговой нагрузки, были проведены расчеты их удельного веса в текущем и реальном выражении в соответствующих налоговых базах за январь-декабрь 2005 г. по сравнению с январем-декабрем 2004 года, табл. 2.6.
Таблица 2.6. Динамика налогового бремени по основным поступлениям в бюджет за январь-декабрь 2004-2005 гг.
В текущих ценах |
2005 г. к |
|||||||
2004 год |
2005 год |
2005 г. к |
2004 г., % |
|||||
млрд. руб. |
млрд. руб. |
2004 г., % |
(реал. выр.) |
|||||
НДС |
3814,6 |
5892,3 |
154,5 |
140,0 | ||||
Удельный вес в ВВП, % |
7,6 |
9,3 |
||||||
Удельный вес в выручке от реализации, % |
2,6 |
4,9 |
||||||
Акцизы |
1121,6 |
1367,8 |
121,9 |
110,6 | ||||
Удельный вес в ВВП, % |
2,2 |
2,1 |
||||||
Удельный вес в выручке от реализации, % |
0,8 |
1,1 |
||||||
Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических |
1094,8 |
1682,3 |
153,7 |
139,3 | ||||
операций |
||||||||
Удельный вес в ВВП, % |
2,2 |
2,6 |
||||||
Удельный вес в выручке от реализации, % |
0,7 |
1,4 |
||||||
Прямые налоги на доходы и |
2135,0 |
2944,5 |
137,9 |
125,0 | ||||
прибыль с юридических лиц |
||||||||
Удельный вес в ВВП, % |
4,3 |
4,6 |
||||||
Удельный вес в выручке от реализации, % |
1,4 |
2,5 |
||||||
Удельный вес в прибыли до налогообложения, % |
30,6 |
29,6 |
||||||
Чрезвычайный налог |
391,2 |
401,5 |
102,6 |
93,0 | ||||
Удельный вес в ВВП, % |
0,8 |
0,6 |
||||||
Удельный вес в выручке от реализации, % |
0,3 |
0,3 |
||||||
Удельный вес в фонде оплаты труда, % |
2,4 |
1,8 |
||||||
Подоходный налог |
1403,8 |
1882,8 |
134,1 |
121,6 | ||||
Удельный вес в ВВП, % |
2,8 |
3,0 |
||||||
Удельный вес в выручке от реализации, % |
0,9 |
1,6 |
||||||
Удельный вес в фонде оплаты труда, % |
8,5 |
8,5 |
||||||
Итого доходов (без доходов государственных |
13677,9 |
18345,1 |
134,1 |
121,6 | ||||
целевых бюджетных и внебюджетных фондов) |
||||||||
Удельный вес в ВВП, % |
27,4 |
28,8 |
||||||
Доходы госуд. целевых бюджетных и внебюджетных фондов |
2991,1 |
5068,5 |
169,5 |
153,6 | ||||
Удельный вес в ВВП, % |
6,0 |
8,0 |
||||||
Итого доходов (с доходами государственных |
16669,1 |
23413,6 |
140,5 |
127,3 | ||||
целевых бюджетных и внебюджетных фондов, без ФСЗН) |
||||||||
Удельный вес в ВВП, % |
33,3 |
36,8 |
||||||
Налогооблагаемые базы: |
||||||||
ВВП |
49991,8 |
63678,9 |
127,4 |
109,2 | ||||
Выручка от реализации |
148319,4 |
119805,7 |
123,8 |
112,2 | ||||
Прибыль до налогообложения |
6979,8 |
9958,0 |
142,7 |
129,3 | ||||
Фонд оплаты труда |
16460,7 |
22076,4 |
134,1 |
121,6 |
Таким образом, что реальный рост доходов бюджета в 2005 году по сравнению с 2004 годом составил 26,4%. При этом в реальном выражении доходы бюджета (без доходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов) увеличились на 21,6%. Реальный рост наблюдался по всем выбранным налогам за исключением чрезвычайного: по НДС - на 40%, по акцизам – на 10,6%, прямым налогам на доходы и прибыль с юридических лиц - на 25%, по подоходному - на 21,6%, по доходам от ВЭД - на 39,3%. В реальном исчислении по сравнению с 2004 годом сократились поступления в 2005 году по чрезвычайному налогу - на 7% (при сокращении номинальной ставки этого налога на четверть - с 4% в 2004 году до 3% в 2005 году). Увеличение доли доходов бюджета в ВВП за 2005 год наряду с включением в его состав инновационных фондов обусловлено ростом удельных весов поступлений доходов от НДС, внешней торговли и внешнеэкономических операций, прямых налогов на доходы и прибыль, подоходного налога.
В 2006 году макроэкономическая ситуация характеризовалась высокой деловой и инвестиционной активностью в большинстве отраслей экономики, замедлением инфляционных процессов, ростом уровня занятости и реальных денежных доходов населения, а также увеличением объемов внешней торговли. Высокие темпы экономического роста, превысившие прогнозные параметры, улучшение финансового состояния организаций и предприятий способствовали более высокому, чем планировалось, росту доходов консолидированного бюджета. Наряду с продуманной политикой государственных расходов это позволило сформировать бюджет с профицитом и тем самым ослабить инфляционное давление на экономику.
В январе-декабре 2006 года в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 38,4 трлн. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 102,3% годового плана. Из них на долю НДС, налога на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 41,7%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 37,3 трлн. рублей, что составляет 95,8% годового плана. В реальном выражении это на 14% больше, чем за январь-декабрь 2005 года при реальном росте доходов на 16,4%. Профицит консолидированного бюджета за январь-декабрь 2006 года составил 1,1 трлн. рублей, или 1,4% к ВВП (за январь-декабрь 2005 года профицит - 0,4% к ВВП), приложение.
Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП (с учетом недоимки и ФСЗН) в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилась с 47,8 до 48,8%, или на 1 п.п. При этом удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП вырос с 47,4 до 48,5% в сравниваемых периодах (рост – на 1,1 п.п.), а недоимка сократилась с 0,4 до 0,3% ВВП (падение – на 0,1 п.п.), табл. По данным Министерства по налогам и сборам, задолженность по платежам в бюджет по состоянию на 1 января 2007 года составила 234,7 млрд. рублей и сократилась по сравнению с началом 2006 года на 16,7%. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,2% на 1.01.2006 г. до 0,8% на 1.01.2007 г.
Таблица 2.7. Динамика централизации доходов консолидированного бюджета
Показатели |
Ед. изм. |
2005 г., |
2006 г., |
1. Валовой внутренний продукт |
млрд. руб. |
65067,1 |
79231,4 |
2. Доходы консолидированного |
млрд. руб. |
30824,9 |
38391,2 |
3. Недоимка по доходам и поступлениям |
млрд. руб. |
281,7 |
234,7 |
4. Уд. вес недоимки по доходам
и поступлениям к доходам |
% |
0,9 |
0,6 |
5. Централизация с учетом |
% |
47,8 |
48,8 |
в том числе: |
|||
уд. вес доходов консолидированного бюджета в ВВП (централизация) |
% |
47,4 |
48,5 |
уд. вес недоимки в ВВП |
% |
0,4 |
0,3 |
Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2006 год энергетичность доходов составила 1,06, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 6,5 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что в 2005 году энергетичность доходов была 1,16).
Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) по новой бюджетной классификации за 2005-2006 годы, табл. 2.8. Как видно из таблицы, в 2006 году выросли поступления, рассчитываемые от фонда заработной платы, – подоходный налог, налоги на фонд заработной платы, взносы на государственное социальное страхование. Налоги на товары и услуги увеличились на 2,5 п.п. в основном за счет роста акцизов (в реальном выражении акцизы выросли в 1,9 раза). Неналоговые доходы выросли на 1,9 п.п. по сравнению с 2005 годом за счет увеличения доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, в 2,3 раза в реальном выражении.
Таблица 2.8. Динамика структуры
доходов консолидированного бюджета
за 2005-2006 гг., %
Показатели |
январь-декабрь 2005 |
январь-декабрь |
Налоговые доходы - всего |
72,4 |
70,1 |
в том числе: |
||
|
16,0 |
16,0 |
в т.ч. - подоходный налог |
6,1 |
6,5 |
|
1,7 |
1,8 |
|
3,7 |
3,3 |
|
35,9 |
38,4 |
в т.ч. - НДС |
19,2 |
19,2 |
- акцизы |
4,4 |
7,4 |
|
5,5 |
5,4 |
Взносы на государственное социальное страхование |
23,8 |
24,2 |
Неналоговые доходы |
3,8 |
5,7 |
Итого доходов |
100,0 |
100,0 |
В 2006 году доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили расходы на 285 млрд. рублей, или 0,4% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета составил 1 178,5 млрд. рублей, или 1,5% ВВП [47].
Практика свидетельствует также о том, что многие предприятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из амортизационных отчислений, обостряя проблемы накоплений, расширения инвестиционной деятельности. Следствием является то, что налоги и неналоговые платежи перекладываются на потребителей.
Таким образом, налоговая система Республики Беларусь пока имеет в своей основе малоэффективный налоговый механизм, который, опираясь на преобладание косвенной формы налогообложения, высокие налоговые ставки и уровень изъятия доходов, неравномерность распределения налогового бремени, сужающуюся налоговую базу, с одной стороны, недостаточно обеспечивает требуемую доходность бюджета, а с другой – отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков.
Информация о работе Современные бюджетно-налоговые отношения на современном этапе